Презентация, доклад на тему Опорные конспекты и алгоритмы по русскому языку (по технологии интенсивного обучения В.Ф. Шаталова)

Содержание

СтроениеГлавные члены предложенияподлежащеесказуемое то, о чем говорится в предложенииПредмет речи;Сущ. в И.п., глагол в НФ, местоимение, сл./соч.

Слайд 1Опорные схемы и алгоритмы на уроках русского языка в 5-8 классах

(по технологии интенсивного обучения В.Ф. Шаталова)

Автор - Гусева Олеся Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №202 г.Новосибирска

Опорные схемы и алгоритмы на уроках русского языка в 5-8 классах (по технологии интенсивного обучения В.Ф. Шаталова)

Слайд 2Строение
Главные члены предложения
подлежащее
сказуемое

то, о чем говорится в предложении

Предмет речи;

Сущ. в И.п., глагол в НФ, местоимение, сл./соч.

то, что говорится о подлежащем

Признак предмета речи;

Глагол, сущ. в И.п., прилагательное

сущ. кр. прилаг. кр. прилагательные мест.
Мальчик был рад. Земля велика и прекрасна. Я стану
сущ. сущ.И.п. И.п. глагол н.ф.
отличником. Пушкин – великий поэт. Жить – значит
бороться.

СтроениеГлавные члены предложенияподлежащеесказуемое

Слайд 3
(какой? чей?)
предложения
Второстепенные члены предложения
определение
дополнение
обстоятельство
признак предмета

(значения
косв. падежей)
предмет

(место, цель, время, причина, способ Д.): где? когда? откуда? как? зачем? почему?

Прилагательное

Падежная
форма сущ.

Наречие, сущ., чаще с предлогом

сл/соч. как? каких? кого? (В.п.) сущ. в И.п.
Мы с мамой очень любим домашних животных. Учитель стал
какую? что?(В.п) где? Сущ. И.п. какое? сущ. в И.п.
объяснять новую тему в классе. Сварка – опасное занятие.

характеристики
события

(какой? чей?)предложенияВторостепенные члены предложенияопределениедополнениеобстоятельствопризнак предмета(значениякосв. падежей)предмет           (место,

Слайд 4п
р
е
д
л
о
ж
е
н
и
е
в
ы
с
к
а
з
ы
в
а
н
и
е
*смысл
*интонация.?!
*ГО
Я пошел в школу
а, и, но
да
или
когда
где, что
чтобы
потому что…
,
я пошел

в школу

мне было семь лет

Когда

,

1 событие = простое

2≤ событий = сложное

а
но

,

,

и
или

:

1.

2.

3.

А: «П».?!

«П», ?! - а.

«П, - а, - п».

О, ...?!
… ,О, …?!
… ,О.?!

*зват. инт-ция
*называет, характеризует
*сущ. в И.п.
*ЧП

Предложение. Сложное предложение.

Однородные члены. Обращение. Прямая речь

предложениевысказывание*смысл*интонация.?!*ГО Я пошел в школу а, и, нодаиликогдагде, чточтобыпотому что…,я пошел в школумне было семь летКогда,1 событие

Слайд 5Фонетика (…звуки речи)
гласные
согласные
Как произносятся?
Как участвуют
голосовые связки?
Долго,
с силой
→ударные
Кратко,
неотчетливо


→ безударные

При произношении поднимается ли
средняя часть языка к нёбу?

Да →мягкие,
н/п - [j, Ч, Щ]

Нет→твердые,
н/п - [Ж, Ш, Ц]

сонорные

звонкие

глухие

[А, О, У, Ы, И, Э]

/

/

Двойная роль букв е, ё, ю, я

Обозначает мягкость согл. : МЮсли [М'Усли]

В начале слова, после гл., Ь, Ъ обозначает два звука : Юла
[jУла]

Фонетика (…звуки речи)гласныесогласныеКак произносятся?Как участвуют голосовые связки?Долго, с силой →ударныеКратко, неотчетливо → безударныеПри произношении поднимается ли средняя

Слайд 6Фонетика (зв.)
Ротовая полость
воздух
6
36
=
= |
Ааа
Ааа
Ш
У
М
±
У-да-РЕ-ни-е
Мягк./тв.[ч’, щ’, j’, ж, ш, ц]
Глух./звонк./сонорн.˂р, н,л,н, j˃
смысл.

- зАмОк
формы – ОкнА (И. -Р.п.)

разноместн.

(_
(_
(_
(_

˂о,а,э˃
запрАвка (тв.согл.)
1-^ 2-Ъ
Ч’асы[иэ], ч’асовой [Ь]

пироГ [к] – оглуш.
СДоба [з] – озвонч.
СШить [ш] – сокращ.
сеРДЦе [д] – выпад.

е
ё
ю
я

объЕди[н’Э]ниЕ

[jэ]

звукопись

Фонетика (зв.)Ротовая полостьвоздух636== |АааАааШУМ±У-да-РЕ-ни-еМягк./тв.[ч’, щ’, j’, ж, ш, ц]Глух./звонк./сонорн.˂р, н,л,н, j˃смысл. - зАмОкформы – ОкнА (И. -Р.п.)разноместн.(_(_(_(_˂о,а,э˃запрАвка

Слайд 7лаг
лож
рос
ра
ст
щ
искл.:
излагать -изложу
выращу - вырос
росток, Ростов, Ростислав, отрасль,
ростовщик и однокоренные им
Правописание

гласных в корнях с чередованием
лагложросрастщискл.:излагать -изложувыращу - выросросток, Ростов, Ростислав, отрасль, ростовщик и однокоренные имПравописание гласных в корнях с чередованием

Слайд 8/
НФ гл.
- ить
другие
1
2
И
искл.
е



что

делать?
сделать?





т

т

Слышать, видеть, ненавидеть,
И зависеть, но терпеть,
Гнать, держать, дышать, обидеть,
И ещё смотреть, вертеть

брить, стелить

пилить – пилишь, пилят

писать – пишешь, пишут

3 л. мн. ч.

3 л. мн. ч.

Правописание гласных в личных окончаниях глаголов

/НФ гл. - итьдругие12Иискл.е

Слайд 9и
й
кому?
чему?
кем?
чем?
кого?
чего?
кого?
что?
кто?
что?
П.п.
Т.п.
В.п.
Р.п.
И.п.
мама, папа
сын
дочь
3 скл.
ж.р. -
2 скл.
м.р,
ср.р. -
1 скл.
м.р,
ж.р

-

склонение существительных

е

я

е

о ком?
о чём?

и

у дедушк

Д.п.

и

о сыне




а
я

о
е,

к акци

дочери

ийкому?чему?кем?чем?кого?чего?кого?что?кто?что?П.п.Т.п.В.п.Р.п.И.п.мама, папасындочь3 скл.ж.р. - 2 скл.м.р,ср.р. - 1 скл. м.р, ж.р - склонение существительных еяео ком?о чём?иу

Слайд 10Д
С

Правописание суффиксов

причастий

-им





щ

щ

-ем

1 спр.

2 спр.

НФ гл.

предмет

хранящий – хранить - хранимый

читающий – читать - читаемый

ДС         Правописание суффиксов причастий-им-у-ю-а-ящщ-ем1 спр.2 спр.НФ гл.предмет хранящий –

Слайд 11кресло-кровать,
сестра-хозяйка
землекоп,водолаз
авиаперелет, пол-листа
ГАИ, МВД
быстрорастворимый←быстро
+растворимый, вялотекущий
Ванная, закусочная, мороженое
древнерусский← Древняя Русь
морфологические
неморфологические
Переходить←пере+ходить
Пригорок←гор+при+ок
Выход 0←выход-и-ть
Городской←город+ск
¬
Морфолого-синтаксический(переход
из

одной части речи в другую)

Лексико-синтаксический
(слияние словосочетания)

…+...

слов

¬+^

^

-^

основ+О/Е

части слова
+ слова

сочетание
слов

начальных букв
или звуков

Основные способы словообразования

кресло-кровать,сестра-хозяйказемлекоп,водолазавиаперелет, пол-листаГАИ, МВДбыстрорастворимый←быстро+растворимый, вялотекущийВанная, закусочная, мороженоедревнерусский← Древняя РусьморфологическиенеморфологическиеПереходить←пере+ходитьПригорок←гор+при+окВыход 0←выход-и-тьГородской←город+ск¬Морфолого-синтаксический(переход из одной части речи в другую)Лексико-синтаксический(слияние словосочетания)…+...слов¬+^^-^основ+О/Ечасти слова+

Слайд 12И
е
б*
бл
ст
ж
ч
а
р
ст
л
г
т
*/п/м/д/т
Правописание гласных И-Е в чередующихся корнях
кас
кос
р
ст
л
г
т
Помни
правило Иа!
Искл. : сочетание
б*
бл
ст
ж
ч
Прикасаться, блистать, замирал
Прикоснуться,

блестеть, замереть
Иеб*блстжчарстлгт*/п/м/д/тПравописание гласных И-Е в чередующихся корняхкаскосрстлгтПомниправило Иа!Искл. : сочетаниеб*блстжчПрикасаться, блистать, замиралПрикоснуться, блестеть, замереть

Слайд 13И
Ы
Но!
сверх
меж
ИНОЯЗ.:
супер…
контр…
дез…
гипер…
интер…
мединститут
…+...
Игра - розыгрыш
Правописание гласных И-Ы после приставок

ИЫНо!сверхмежИНОЯЗ.:супер…контр…дез…гипер…интер…мединститут…+...Игра - розыгрышПравописание гласных И-Ы после приставок

Слайд 14о
ё
шёпот - шепчет
искл.: шоссе, шоколад и др. инояз.
о
е
чередование звуков
причастие, отглаг. сущ.


Медвежонок , горшочек, сушёный (образовано от прич.), жжёнка (отглаг. сущ.), кольцом

Шоколад, шофёр, крыжовник,  шов, шоссе, обжора, шорник, капюшон, жокей, пижон, шорох, чокаться, рожон, чопорный, жонглёр, чащоба, шорты, шомпол и трущоба, трещотка, ранчо и боржом, Печорин, Щорс и мажордом.

Правописание гласных О-Е после шипящих

оёшёпот - шепчетискл.: шоссе, шоколад и др. инояз.оечередование звуковпричастие, отглаг. сущ. Медвежонок , горшочек, сушёный (образовано от

Слайд 15при
пре
соединение
ближение
близость
неполнота
действия
очень
пере
привилегия, приоритет,
приветливый, прихотливый
приключение, причуда
сомнит. ? – словарь,
этимология
президент,

прерогатива
препятствие, пренебрегать
преследовать

Правописание приставок ПРЕ и ПРИ

припресоединениеближениеблизостьнеполнота действияоченьперепривилегия,  приоритет,приветливый, прихотливый приключение, причудасомнит. ? – словарь, этимологияпрезидент,  прерогативапрепятствие, пренебрегатьпреследоватьПравописание приставок ПРЕ и

Слайд 16звонк.,
сонорн.
... з
з
глух.
... с
в, на, за,
об, о, с,
про,
над,
пере
и
др.
традиция
Рассмеяться – развезти,

обмолоть (традиц.), сходить (нет приставки –з)

чрес//з
нис//з
вос//з
рас//з
бес//з
ис//з

Правописание приставок на –З и -С

звонк.,сонорн.... ззглух.... св, на, за,об, о, с,про, над,переи др.традицияРассмеяться – развезти, обмолоть (традиц.), сходить (нет приставки –з)чрес//знис//звос//зрас//збес//зис//зПравописание

Слайд 17

ВАЮ


Н.
Б.
ВА
В
НФ
П.в.
-гл.
ть
-гл.
л
таять
таял
Ю
ВА




Танцую - танцевать
Задумываю - задумывать
Правописание суффиксов глагола

-ы-иВАЮ-ы-иН.Б.ВАВНФП.в.-гл.ть-гл.лтаятьтаялЮВА-у-ю-о-еТанцую - танцеватьЗадумываю - задумыватьПравописание суффиксов глагола

Слайд 18ключик(а)
замочек(а)
после
д
т
з
с
- ЧИК -
- ЩИК -
смазчик
каменщик
в ост. случаях
правописание суффиксов существительных

ключик(а)замочек(а)последтзс- ЧИК -- ЩИК -смазчиккаменщикв ост. случаяхправописание суффиксов существительных

Слайд 19НФ гл.
Ь после шипящих
-ся
-те
Ь
3
2
-ться


Ь
повелит.накл.
-ться
сущ. 3 скл.: рожь, дочь
Наречие: сплошь, невмочь
Искл.:

уж, замуж, невтерпеж

частицы: лишь, бишь, вишь, ишь

ш

ш

Отрежь(повел.накл.),катается(3 л.),буду кататься(НФ)

НФ гл.Ь после шипящих -ся-теЬ32-ться-и-еЬповелит.накл.-тьсясущ. 3 скл.: рожь, дочьНаречие: сплошь, невмочьИскл.: уж, замуж, невтерпежчастицы: лишь, бишь, вишь,

Слайд 20СПРЯГ.

Ф.ГЛ.
П
Р
И
Ч.
Д
Е
Е
П
Р.
какая?
(как?)
Формы глагола
нареч.
прил.
/Подгоняемая ветром/ лодка
быстро неслась по волнам.
Лодка, /подгоняемая ветром/,

быстро неслась по волнам.

время,

вид, -СЯ,


З.С.

Н
Е

И
З
м
Е

Род
число
падеж

Д
Е
Й
С
Т
В
И
Е

признак по

признак по

еончовабод

Он писал, наклонив голову.

СПРЯГ.Ф.ГЛ.ПРИЧ.ДЕЕПР.какая? (как?)Формы глаголанареч.прил./Подгоняемая ветром/ лодка быстро неслась по волнам.Лодка, /подгоняемая ветром/, быстро неслась по волнам.время, вид, -СЯ,

Слайд 21Медленный, деланный, священный, желанный, нечаянный, чеканный негаданный, нежданный
неслыханный,
невиданный, данный
оловянный, деревянный,

стеклянный

прилагательное

причастие

кроме НЕ

наречие

СВ

от глагола

Н

НН

Н

НН

кр.ф.

о
е

ВА

НСВ*

о
е

НН

прич. + З.С.


С
К
Л

Н и НН в словах разных частей речи

И
С
К
Л

а
я
и

Н

от сущ.

-н+н

Н(Н) = Н(Н)

^

Кр.ф. = полн.ф. (кроме м.р.)

нареч. ← прилаг.

¬

ветреный

Медленный, деланный, священный, желанный, нечаянный, чеканный негаданный, нежданныйнеслыханный, невиданный, данныйоловянный, деревянный, стеклянныйприлагательноепричастиекроме НЕнаречиеСВот глаголаННННННкр.ф.оеВАНСВ*оеННприч. + З.С.*И С

Слайд 23Морфологический разбор гл.
I. Ч.р, (?), действие
II. НФ (что сДелать?), спр., вид,


число, наклонение, время,
лицо (для Н.в., Б.в.), род (П.в.),
перех./не~, возврат./не~.
III. ЧП
Морфологический разбор гл.I. Ч.р, (?), действиеII. НФ (что сДелать?), спр., вид, число, наклонение, время, лицо (для Н.в.,

Слайд 24Морфологический разбор сущ.
I. Ч.р, (?), предмет
II. НФ (И.п.), род, число,
падеж,

склонение,
одуш./не~, собств./нариц.
III. ЧП
Морфологический разбор сущ.I. Ч.р, (?), предметII. НФ (И.п.), род, число, падеж, склонение,одуш./не~, собств./нариц.III. ЧП

Слайд 25Морфологический разбор прилаг.
I. Ч.р, (?), признак предмета
II. НФ (какой?),
число, род, падеж,


разряд (кач., относит., притяж.),
полн./кр. ф. , степень сравнения
III. ЧП
Морфологический разбор прилаг.I. Ч.р, (?), признак предметаII. НФ (какой?),число, род, падеж, разряд (кач., относит., притяж.), полн./кр. ф.

Слайд 26Причастие
Прилагательное
Глагол
Род, число, падеж
Время, вид, возвратность
Действительные
(САМ→ предмет)
-ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ- - Н.в.
-вш-/-ш- -

П.в.

Страдательные
(предмет ← КЕМ?)
-ом-/-ем-/-им- - Н.в.
-енн-/-нн- /-н-, -т- - П.в.

По темному небу, (1) /усеянному тысячами звезд/,
вспыхивали (2)/едва уловимые/ зарницы.

1) ,/ /, …

2) …/ / …

Причастие как форма глагола

ПричастиеПрилагательноеГлаголРод, число, падежВремя, вид, возвратностьДействительные (САМ→ предмет)-ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ- - Н.в.-вш-/-ш- - П.в.Страдательные (предмет ← КЕМ?)-ом-/-ем-/-им- - Н.в.-енн-/-нн-

Слайд 27в
р
е
м
я
род
число
падеж
НФ – какой?
вид
вид
I. Особая форма глагола – причастие, (?), признак предмета

по действию

возвратность

II.
Признаки глагола

Признаки прилагательного

III. Синтаксическая роль

д

с

Морфологический разбор причастия

времяродчислопадежНФ – какой?видвидI. Особая форма глагола – причастие, (?), признак предмета по действиювозвратностьII. Признаки глагола Признаки прилагательного

Слайд 28О
Т
Р
И
Ц
А
Н
И
Е
усилеНИе
*+НЕ, нет….
На улице нет ни машин, ни прохожих.
*ни - ни
В саду

не слышно ни звука.

*+ кто, что, куда, как….

Куда ни взглянешь, всюду просторы.

*местоимения

куда, кто, откуда

НЕ ветер бушует над морем…

*+смысл

Он НЕ мог НЕ сделать этого = Он сделал это.

*только, уж

!?

Где он только не бывал!

НЕ

куда, кто, откуда

НИ

/

Запомни:

Ни жив ни мертв, ни днем ни ночью, ни свет ни заря, ни то ни сё, ни больше ни меньше, сам не свой, не ровён час, не велика птица, свет не мил, не сегодня-завтра

Правописание НЕ- и НИ-

ОТРИЦАНИЕусилеНИе*+НЕ, нет….На улице нет ни машин, ни прохожих.*ни - ниВ саду не слышно ни звука. *+ кто,

Слайд 29-
Сущ. – сущ.
Сущ. – НФ гл.
НФ гл. – НФ гл.
сравн. союз
НЕ
Мест.
+
Тире

между подлежащим и сказуемым
-Сущ. – сущ.Сущ. – НФ гл.НФ гл. – НФ гл.сравн. союзНЕМест.+Тире между подлежащим и сказуемым

Слайд 30Обособленные члены предложения

Обособленные члены предложения

Слайд 31УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ОБОСОБЛЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ВСЕХ ВИДОВ.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ОБОСОБЛЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ВСЕХ ВИДОВ.

Слайд 32
Порядок слов: постпозиция (инверсия) и дистантное положение по отношению к определяемому

слову: Ведёрко, полное росы, я из лесу принёс.

Дополнительная характеристика предмета: Парень, в бейсбольной кепке, всё время оглядывался.

Связь с личным местоимением: Он, отличный врач, очень помог мне.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ОБОСОБЛЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ВСЕХ ВИДОВ

Добавочное обстоятельственное значение (причины, уступки): Даже заболевшая, мать ходила на работу.

Порядок слов: постпозиция (инверсия) и дистантное положение по отношению к определяемому слову: Ведёрко, полное росы, я из

Слайд 33Алгоритм выделения причастного оборота

Алгоритм выделения причастного оборота

Слайд 34Алгоритм выделения деепричастного оборота

Алгоритм выделения деепричастного оборота

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть