Слайд 1Описание педагогического опыта участника конкурса «Учитель года-2015»
Скалан Любови Юрьевны, учителя русского
языка и литературы МБОУ лицея №3г. Минеральные Воды
Слайд 2Скалан Любовь Юрьевна
Учитель русского языка и литературы МБОУ лицея №3 г
.Минеральные Воды
Высшее образование
Высшая категория
Педагогический стаж:20 лет
О себе:
Слайд 3Тема педагогического опыта:
«Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы
как средство повышения эффективности обучения»
Слайд 4Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
Деятельностный характер, который
ставит главной задачей развитие личности ученика.
Формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности
Слайд 5Стандарты второго поколения
Русский язык является не только предметом обучения, но и
средством обучения другим предметам, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом (метапредметная функция).
Русский язык – государственный язык РФ, основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе (личностная функция).
Слайд 6Актуальность и перспективность опыта
В концепции модернизации образования
отмечается, что
главной задачей российской образовательной политики
является «обеспечение современного качества образования
на основе сохранения его фундаментальности и соответствия
актуальным и перспективным потребностям личности и общества»
Модернизацию образования невозможно представить
без применения инновационных технологий на уроках,
в том числе и на уроках русского языка и литературы
Слайд 7 Концептуальность опыта
Применение современных образовательных технологий
позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности,
предусматривает разные формы подачи и усвоения
программного материала.
Практическая значимость данной проблемы заключается в том,
что использование инновационных технологий отвечает
современным требованиям, стоящим перед школой при
подготовке конкурентоспособных граждан.
Слайд 8Наличие теоретической базы опыта
С 2009 года я работаю над методической проблемой:
«Современные
образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения»
Слайд 9Педагогическая технология- «это продуманная во всех деталях МОДЕЛЬ совместной педагогической деятельности
по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» (проф.В.М.Монахов)
Слайд 10Инновационные технологии:
Информационно-коммуникационные технологии
Технология проблемно-поискового обучения
Тестовые технологии
Проектная технология
Технология интеграции в образовании
Технология дифференцированного
обучения
Технология использования игровых методов
Здоровьесберегающие технологии
Слайд 11ИКТ на уроках русского языка и литературы
Слайд 12 ИКТ на уроках русского языка и литературы
Слайд 13«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его
интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», – писал известный педагог В.А.Сухомлинский
Слайд 16Проблемно-поисковое обучение
Построение урока русского языка по технологии проблемного обучения
Урок русского языка
по теме «Формы слова»
Слайд 17
Урок русского языка по теме «Правописание корней -лаг/ лож-»
Слайд 18Проектная деятельность
Метод проектов позволяет формировать такие качества личности, как коммуникабельность, ответственность, дисциплинированность,
умение
поддерживать нормальный психологический климат в
коллективе и формировать лидерские качества.
Проекты очень разнообразны по форме, содержанию, по
количеству участников, по продолжительности исполнения. Формы
реализации проекта также различны: это может быть статья, доклад на конференцию, стенгазета, мультимедийная презентация,
творческий отчет, инсценирование и т.д.
Слайд 20Технология интеграции
«Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в
такой же связи».
Ян Амос Коменский «Великая дидактика»
Использование межпредметных связей в системе дифференцированного, попредметного обучения способствует активизации познавательной деятельности школьников.
Слайд 21Преимущество интегрированных уроков
Интегрированный урок имеет психологическое преимущество: пробуждает интерес к
предмету, снимает напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, фактов, деталей - тем самым обеспечивает формирование творческих способностей учащихся, так как позволяет внести не только учебную, но и исследовательскую деятельность
Слайд 22Задание для учащихся 8 класса
Тема§ 5. Разговорная речь
№105. На уроке истории.
Представьте, что вы современники Петра I.
Расскажите о преобразованиях царя от лица старообрядца (боярина, дворянина, посла иностранной державы, простолюдина – групповые задания). Составьте план. При подготовке используйте материалы учебника истории. В своём рассказе употребите элементы разговорной речи.
Слайд 25Игровая технология
«Третий лишний»:найти слово, не соответствующее определённому
правилу, части, речи,
смыслу и т.д.
Например:
Лимонный, карманный, соломенный
Горяч, могуч, плач
Революция, циркуль, нация
Игра «Помоги Пете Ошибкину»
В слове вьюга Петя Ошибкин написал Ъ, так объяснив выбор орфограммы:после приставки в- перед гласной ю, с которой начинается корень юг, пишется Ъ.Согласны ли вы с Петей?
Слайд 26
Может ли троечник быть лучшим
?
Продолжите ряд еще четырьмя словами:
доверять, решать,
Слайд 27Вот как на первый вопрос отвечает
А. П. Чехов:
«Кирюха жил
в кучерах у хороших людей и на весь округ считался лучшим троечником».
ТРО'ЕЧНИК1 [шн], а, м. Извозчик, ямщик на тройке (см. тройка в 5 знач.).
ТРО'ЕЧНИК2 [шн], а, м. (школьное арго устар.). Посредственный ученик, получающий постоянно тройки (см. тройка в 3 знач.).
Слайд 28«Абракадабра»
«Расшифруйте» запись (кто быстрее?)
гобытьра, ациквасра, олябок, ленлафь
Слайд 29Раздел «Повторение»; тема урока – «Имя существительное»
Ответ: богатырь, красавица, яблоко, фланель.
Вопросы
и задания:
- Что объединяет все записанные слова?
- Какие признаки помогли вам сделать такой вывод?
На какие группы мы можете разделить эти слова? (Групповое задание.)
Побеждает группа, которая сможет найти большее число вариантов группировки слов.
Слайд 30Орфоэпические разминки:
подбор рифм;
сочинение мини-стихотворений;
завершение данных стихов и др.
Кондитерская
фабрика «Просторы»
Активно заключает __________ .
И будет отправлять на все курорты
Конфеты, шоколад и даже ________ .
А мы привыкли отдыхать с комфортом
И кофе любим пить с клубничным _______.
Слайд 31 С каким окончанием это способны сделать слова берлога и сорока,
а также глаголы?
Какие позиционные чередования происходят на конце этой группы слов?
Групповая работа:
«Кто больше?»
Соревнование: класс делится на группы и подбирает рифмы к слову творог (в соответствии с представленными моделями).
Как слово творóг объединяет слова
козерог, урок, берлога, сорока, мочь, поволочь?
Слайд 33 Дифференцированный подход
Упражнения,
ориентированные
на:
Сильных учащихся (упражнения повышенной
трудности)
Работу учеников в паре (взаимопроверка)
Групповую деятельность школьников
Индивидуальную работу ученика
Слайд 34Вспомните все корни с чередованием гласных е – и и решите
такую лингвистическую задачу.
Дано: óбж_г (кирпича), рóзж_г (доменных печей).
Требуется: вставить пропущенные буквы и объяснить выбор гласной. Выявить, какую роль в принятии решения играет умение правильно определить способ образования данных слов.
Задания на применение знаний в новой ситуации
Слайд 35Ответ: среди корней с чередованием гласных е – и есть корень
-жиг- /-жег-.
Перед суффиксом -а- в этом корне пишется и: зажигать, обжигать, выжигать. А буква е всегда стоит под ударением: обжечь, зажечь, сжечь, жечь.
В данных словах мы не видим суффикса -а-, но оба слова образованы бессуффиксным способом от глаголов обжигать и разжигать, в которых этот суффикс есть. Суффикс усекается, а гласная и в корне остаётся.
Слайд 36Тема урока: Гласные в суффиксах существительных -ек и –ик.
Задание на закрепление:
- Запишите слова, распределив их по столбикам (в зависимости от морфемного состава):
кузнеч_к, хлопч_к, горшоч_к, баллонч_к, лесоч_к, бугороч_к, куб_к, лют_к, комар_к, ботиноч_к, граф_к, корт_к, кусоч_к, одуванч_к, понч_ик, клубоч_к, платоч_к и др.
Слайд 38Разноуровневые задания
Запиши ответы на вопросы. Укажи падеж и склонение имен существительных.
Где
появились гусеницы? (Яблоня, слива.)
Чем засадили огород? (Капуста.)
Спиши предложения, дописывая падежные окончания. Укажи склонение и падеж имен существительных.
Стадо подошло к речк... . Мы шли по узкой тропинк... к опушк... леса. Отец вернулся из поездк... по Волг... . Машина ехала по дорог... к деревн... . Дорожка привела нас к озер... .
Спиши. Обозначь цифрой склонение. 3 уровень
пол, рожь, сев, осинка, железо, площадь, улица, поле, сеялка, тетрадь, яблоня, дорога, капуста, огурец, тополь, береза, тетрадка
1 уровень
2 уровень
Слайд 40Учебник - главное средство обучения
Проектируя любой урок, необходимо максимально использовать возможности
главного средства обучения – учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. Если учебник прошел экспертизу на соответствие требованиям ФГОС ООО.
А это значит, что и в содержании, и в структуре, и в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены
Слайд 43Текст как основной способ получения информации по всем предметам
Умение воспринимать и
понимать содержание текста во многом определяет успешность обучения в школе
В процессе обучения русскому языку объектом постоянного внимания становятся тексты, причём не только в разделе «Текстоведение», но и при изучении других разделов
УМК Ладыженской включает богатейший материал для различных видов анализа текстов разных стилей и жанров: смыслового(содержательного), композиционного, типологического, стилистического, орфографического, языкового
Слайд 44Работа с текстом
«Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения.
Примерные
вопросы:
Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?
Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?
Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?
Слайд 45 Инсерт (чтение пометами)
Инсерт – это приём такой маркировки текста, когда
учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Маркировка производится с помощью специальных значков:
«!» – Я это знал.«+» – Новое для меня«-» – Вызывает сомнение.
«?» – Вопрос.
Слайд 46Составление кластера
Портрет
Описание каморки
Герасим
Отношение к Муму
Отношение к барыне
Отношение с дворовыми
Отношение к Татьяне
На
уроке литературы в 5 классе во время изучения
рассказа И.С. Тургенева «Муму» создается такой кластер
Слайд 47Синквейн
Один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке.
Синквейн -
это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами.
В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Слайд 48 Синквейн (пять строк)
Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут
составить такой синквейн:
Герасим
добрый, трудолюбивый
заботится, любит, работает
не должен страдать из-за жестокости людей
человек
Слайд 49Здоровьесберегающие технологии
Мы писали и устали,
Все мы дружно тихо встали,
Ножками потопали: раз,
два, три (топают ногами).
Ручками похлопали: раз, два, три (хлопают руками).
Сели, встали, встали , сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять писать начнем.
Слайд 50 Ведущая педагогическая идея
Применение современных образовательных технологий с целью развития интереса к русскому языку и литературе и, как следствие, эффективности обучения повышения
Слайд 51Результативность опыта
Применение современных образовательных технологий позволяет мне:
Наполнить уроки новым содержанием;
Развивать творческий
подход к окружающему миру, любознательность учащихся
Формировать элементы информационной культуры
Использование инноваций на уроках русского языка и литературы даёт следующие результаты:
Развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность.
Способствует более осмысленному изучению материала.
Помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету