Слайд 2Укажите номер сложного предложения с бессоюзной и союзной подчинительной связью между
частями.
"(1) Бедняги, им выпала суровая доля, хотя, впрочем, они ее выбрали сами. (2) Я предвидел, что так и должно случиться, если меня не отпустят в Мордор. (3) Но могу по секрету сказать вам, друзья, что не им одним суждена эта доля: с Кольцом отправится большая группа - как только разведчики возвратятся в Раздол. (4) Они уже ушли на разведку, Гэндальф?".
Слайд 6Типичная ошибка при нахождении бессоюзного предложения
Бессоюзное предложение — это не
то предложение, в котором нет союзов вообще.
Бессоюзной называется связь между частями сложного предложения.
«Я отнесу Кольцо в Мордор» не будет бессоюзным. Оно простое.
Слайд 7Между частями сложного бессоюзного предложения могут быть такие знаки:
запятая,
точка с
запятой,
тире,
двоеточие.
Последние два знака используются чаще.
!!!!!! Главное, чтобы потом вы проверили: на самом ли деле двоеточие здесь из-за бессоюзия!!!!!
Слайд 8Двоеточие в БП
Будут ли эти предложения бессоюзными?
В дороге было много приключений:
тролли, пауки, волки, дракон.
Маленькая девочка бежала и кричала: «Не видали маму?»
Слайд 9Тире в БП
Обратить внимание на такие случаи:
1) тире может находиться при
вставных конструкциях. Они играют роль дополнительной, второстепенной информации и похожи по значению на вводные слова
Гном Глоин — вы знаете его по прошлой истории — также явился на Совет к Элронду.
Совет: во вставных конструкциях вместо тире легко поставить скобки
Слайд 10
2) при обособленном приложении. Она не знает, что это
за чувство — ревность.
3) при пропуске важного члена предложения. Влево, в углу, у дверей, на табурете — ведро воды для жаждущих.
4) между подлежащим и сказуемым. Длительность урока – сорок минут. Мария Ивановна – учитель . Дважды два – четыре.
Слайд 11Алгоритм работы над заданием 14
1. Найдите сложное предложение.
2 Найдите количество основ.
3.
Проследите какими союзами связаны части.
4. Если союзов нет, то связь БЕССОЮЗНАЯ.
5. Если части не зависят друг от друга и соединены союзами И, А, НО, ДА, ИЛИ, ТАК КАК..И, ТО…ТО, ЛИ…ЛИ, НЕ ТОЛЬКО НО…И, то связь СОЧИНИТЕЛЬНАЯ
6. Если части зависят друг от друга и соединены союзами Что, чтобы, как, когда, если, как, словно, будто, то связь ПОДЧИНИТЕЛЬНАЯ
Слайд 12
Укажите номер сложного предложения с бессоюзной и союзной сочинительной связью
между частями.
"(1) - Книги обязаны хорошо кончаться. (2) Как тебе нравится такой вот конец: с тех пор они больше никогда не расставались, и счастливей их не было никого на свете. (3) - Да, это замечательная концовка, - согласился Фродо. (4) Хоббиты обсудили путешествие к эльфам и попытались угадать, какие опасности встретятся Фродо на пути в Мордор".
Слайд 13
Укажите номер сложного предложения с бессоюзной связью между частями.
"(1)
- Да, гостить у эльфов приятней, чем тащиться в Мордор, - согласился Мерри. (2) - Но мы ведь завидуем не тебе, а Сэму. (3) Раз уж ты взялся за это дело, для нас не придумаешь худшего наказания, чем отпустить тебя в поход одного. (4) Часть пути мы одолели вместе - надо вместе его и закончить".
Слайд 14
Укажите номер сложного предложения
с бессоюзной связью между частями.
"(1) Тяжелые тучи к рассвету рассеялись, прозрачный воздух стал морозней и суше, а из-за Мглистых гор выплыло солнце - громадное, но по-зимнему неяркое и холодное. (2) Путники подошли к гряде холмов, поросших могучими горными дубами, - казалось, что их черно-серые стволы вырублены в древние времена из гранита. (3) На юге, преграждая Отряду дорогу, высился гигантский горный хребет с тремя особенно высокими пиками в серебрящихся шапках вечных снегов. (4) Фродо внимательно рассматривал горы; к нему неслышно подошел Гэндальф и, приложив ладонь козырьком ко лбу, глянул на далекий заснеженный хребет".
Слайд 15
Укажите номер сложного предложения
с бессоюзной связью между частями.
"(1) Ясно слышалось дыхание спящих, а когда пони переставил ногу, раздался поразительно громкий стук. (2) Стоило Сэму немного пошевелиться, и он слышал похрустывание собственных суставов. (3) На небе не было ни единого облачка, солнце медленно всползало все выше; мертвая тишина углублялась и крепла. (4) Потом на юге, в безоблачном небе, появилось какое-то темное пятнышко, напоминающее крохотную черную тучку; ветра не было, но пятнышко приближалось".
Слайд 16
Укажите номер сложного предложения
с бессоюзной связью между частями.
"(1) У Арагорна, скитальца пограничного Глухоманья, под выцветшим буровато-зеленым плащом висел на поясе возрожденный Андрил - другого оружия он брать не стал. (2) У Боромира был меч, напоминающий Андрил - тоже из Нуменора, но не такой прославленный, - легкий щит и рог на перевязи. (3) Он протрубил в рог, и над притихшей долиной раскатилось могучее бархатистое эхо, заглушившее рокот отдаленного водопада, журчание реки внизу под обрывом и свист ветра в обнаженных ветвях. (4) - Да рассеются союзники проклятого Саурона! - воскликнул гондорец, опуская рог".
Слайд 17
Укажите номер сложного предложения
с бессоюзной, союзной сочинительной и подчинительной связью между частями.
"(1) Завеса Тьмы с каждым днем расширяется, она доползла почти до Сероструя, а затемненные земли скрыты от меня, я не в силах предугадать твой будущий путь и не знаю, как ты доберешься до Мордора. (2) Множество тайных и открытых врагов будут встречаться тебе на пути, но помни - даже во владениях Саурона Хранитель Кольца может встретить друзей. (3) Мы разошлем о тебе сообщения всем союзникам Совета Мудрых, но я не уверен, что мои гонцы проберутся через страны, охваченные войнами. (4) Мы найдем тебе нескольких надежных спутников, но их должно быть очень немного, ибо успех твоего похода зависит только от быстроты и скрытности".
Слайд 18
Укажите номер сложного предложения
с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями.
"(1) Бедняги, им выпала суровая доля, хотя, впрочем, они ее выбрали сами. (2) Я предвидел, что так и должно случиться, если меня не отпустят в Мордор. (3) Но могу по секрету сказать вам, друзья, что не им одним суждена эта доля: с Кольцом отправится большая группа - как только разведчики возвратятся в Раздол. (4) Они уже ушли на разведку, Гэндальф?".
Слайд 19
Укажите номер сложного предложения с
бессоюзной связью между частями.
"(1) Путники прижались к отвесной стене; камни с треском падали из карниза, подскакивали и валились в черную пропасть. (2) Временами раздавался тяжелый грохот, и сверху низвергались огромные валуны. (3) - Надо возвращаться, - сказал Боромир. (4) - Я не раз попадал в горные метели и знаю, как воет по ущельям ветер, но сейчас мы слышим вовсе не ветер!"
Слайд 20
Укажите номер сложного предложения с бессоюзной,
союзной сочинительной и подчинительной связью между частями.
"(1) Больше ночью ничего не случилось. (2) Рассвет был ясный и солнечный, но прохладный; ветер опять подувал с востока. (3) Еще две ночи шел Отряд к Мглистому; извилистая дорога то карабкалась на холм, то сбегала в ложбину, но было заметно, что она постепенно поднимается все выше. (4) И вот, когда кончилась вторая ночь, Отряд вплотную подступил к Баразинбару, или, как называли его эльфы, Карадрасу, громадному пику со снежной вершиной и кроваво-красными каменистыми склонами, на которых не было ни лесов, ни лугов".
Слайд 21
Укажите номер сложного предложения с
бессоюзной связью между частями.
"(1) Фродо утомленно смотрел в костер; из черной тьмы выпархивали снежинки, вспыхивали, словно серебряные звездочки, и тут же гасли, растаяв над пламенем. (2) А вокруг неумолчно завывал ветер и клубилась беспросветная метельная мгла. (3) Фродо сонно закрыл глаза, покачнулся, разлепил отяжелевшие веки - и вдруг заметил, что ветер умолк, а над холмиком слабо золотящихся углей лениво кружится лишь несколько снежинок. (4) Он поднял голову и увидел, что на востоке черное небо слегка посветлело".
Слайд 22
Укажите номер сложного предложения с
бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями.
"(1) Он прибавил шагу и, словно танцуя, обогнал медленно бредущих людей, махнул им рукой, звонко рассмеялся и скрылся из глаз за поворотом тропинки. (2) Люди медленно продвигались вперед; остальные молча смотрели им вслед, пока и они не исчезли за поворотом. (3) Клубящиеся у вершины тучи сгустились, вниз поплыли редкие снежинки. (4) Прошло, вероятно, около часа - хоббитам показалось, что гораздо больше, - и вот на тропе появился эльф".
Слайд 23
Укажите номер сложного предложения с бессоюзной и союзной сочинительной связью
между частями.
"(1) Нам удалось дойти до Остранны - но это лишь первый шажок к победе. (2) Мы остановимся тут на сутки: Остранна славится целебным климатом, а нам не мешает набраться сил. (3) Край, где некогда жили эльфы, необычайно долго остается целебным, его нелегко отравить лиходейством. (4) - Правильно, - поддержал Гэндальфа Леголас".