Презентация, доклад на тему Одиночество - вот проклятая вещь...(А.Грин) По рассказу К.Г.Паустовского Телеграмма

Содержание

Понравился ли вам рассказ? Заставил ли задуматься о чём-либо?- О чём этот рассказ? Какова его основная тема? Взаимоотношение родителей и детей, милосердие, ответственность человека за свои поступки

Слайд 1«Одиночество – вот проклятая вещь…» (А. Грин) (Урок - размышление по рассказу

К.Г. Паустовского "Телеграмма" для учащихся 8 класса)

Автор:
Адаменко О. К.,
учитель русского языка и литературы


«Одиночество – вот проклятая вещь…»  (А. Грин) (Урок - размышление по рассказу  К.Г. Паустовского

Слайд 14Понравился ли вам рассказ? Заставил ли задуматься о чём-либо?
- О чём

этот рассказ? Какова его основная тема?

Взаимоотношение родителей и детей, милосердие, ответственность человека за свои поступки


Понравился ли вам рассказ? Заставил ли задуматься о чём-либо?- О чём этот рассказ? Какова его основная тема?

Слайд 15Определите, как построен рассказ.
Подумайте, на какие основные части его можно

разделить?

1 ч. – Мать. “Эх, горе горькое, страдание неписанное”.
2 ч. – Дочь. “Эх ты, сорока!”
3 ч. – Телеграмма. “За добро плати добром, не будь пустельгой”.

Определите, как построен рассказ. Подумайте, на какие основные части его можно разделить? 1 ч. – Мать. “Эх,

Слайд 17  - Как вы думаете, совпадают ли тексты полученных телеграмм с основным

содержанием прочитанного рассказа?
- О чём же мы будем говорить сегодня на уроке? Какова его тема?

Мы будем говорить о взаимоотношении матери и дочери, об одиночестве матери, о равнодушии и милосердии. 


  - Как вы думаете, совпадают ли тексты полученных телеграмм с основным содержанием прочитанного рассказа? - О чём

Слайд 18«Одиночество – вот проклятая вещь! Вот что может погубить человека».
Александр

Грин
«Одиночество – вот проклятая вещь! Вот что может погубить человека». Александр Грин

Слайд 19Душа – сострадание, соучастие, долг, милосердие, добро, человечность, отзывчивость.

Душа – сострадание, соучастие, долг, милосердие, добро, человечность, отзывчивость.

Слайд 20«Главный герой».
Образ Катерины Петровны.
пожилая
одинокая
вечная
добрая
«Екатерина» —
чистая, непорочная.
Слушаем

сообщение «Изображение Катерины Петровны в рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма».
«Главный герой».Образ Катерины Петровны. пожилая одинокая вечная добрая«Екатерина» — чистая, непорочная. Слушаем сообщение «Изображение Катерины Петровны в рассказе

Слайд 22«озябший»
«ему некуда было уйти»

«озябший»«ему некуда было уйти»

Слайд 23- Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном её

отцом – известным художником
- Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном её отцом – известным художником

Слайд 24«седая»
«маленькая»
«сгорбленная»
«по жёлтому виску»
«одна-единственная слезинка»

«седая» «маленькая»«сгорбленная»«по жёлтому виску» «одна-единственная слезинка»

Слайд 26Слушаем сообщение «Образ женщины-матери в изображении художника А. М. Шилова»

Слушаем сообщение «Образ женщины-матери в изображении художника А. М. Шилова»

Слайд 27Как с помощью картины природы автор передает состояние Катерины Петровны?
Какими художественными

средствами рисует трагизм положения Катерины Петровны К.Паустовский?

Слушаем сообщение «Роль пейзажных зарисовок в рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма »

Как с помощью картины природы автор передает состояние Катерины Петровны? Какими художественными средствами рисует трагизм положения Катерины Петровны

Слайд 28






















«Октябрь был …холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели… Над лугами тащились из-за

реки, цеплялись за облетевшие вётлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь.»
«Октябрь был …холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели… Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие вётлы рыхлые

Слайд 29«Спутанная трава в саду полегла.»

«Спутанная трава в саду полегла.»

Слайд 30

Автор

использует детали, усиливающие одиночество матери:
«старое дерево», «холодная мокрая ветка», «облетевший лист», «озябший шершавый ствол». Пейзаж печален, когда печален человек.
Автор использует детали, усиливающие одиночество матери:«старое дерево»,

Слайд 31Возникает ощущение запущенности, заброшенности, одиночества, печали, безысходности. Увядание природы, даже омертвение

её. Эта безотрадная картина вполне соответствует внутреннему состоянию Катерины Петровны.
Возникает ощущение запущенности, заброшенности, одиночества, печали, безысходности. Увядание природы, даже омертвение её. Эта безотрадная картина вполне соответствует

Слайд 32Интерьер: цвет желтый, сумрачный, серый, керосиновый ночник вздрагивал. Всё это указывает

на безмерность одиночества.

Предметы в доме, запах нетопленных печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе. Омертвела природа, замерла и жизнь в старом доме.

Интерьер: цвет желтый, сумрачный, серый, керосиновый ночник вздрагивал. Всё это указывает на безмерность одиночества. Предметы в доме, запах нетопленных

Слайд 33Деталь для Паустовского не только предметы быта, но еще с их помощью передается настроение, психологическое

состояние героини.
Деталь для Паустовского не только предметы быта, но еще с их помощью передается настроение, психологическое состояние героини.

Слайд 34«Подморозило. Выпал тонкий снежок. День побелел. Небо было сухое, светлое, будто

над головой стянули вымытую, подмерзшую холстину.
«Подморозило. Выпал тонкий снежок. День побелел. Небо было сухое, светлое, будто над головой стянули вымытую, подмерзшую холстину.

Слайд 35Дали за рекой стояли сизые. От них тянуло острым и веселым запахом снега, схваченной

первым морозом ивовой коры.»
Дали за рекой стояли сизые. От них тянуло острым и веселым запахом снега, схваченной первым морозом ивовой коры.»

Слайд 36Автор использует принцип градации (усиления), показывая то, что кончились мучения Катерины

Петровны, её одиночество, боль, успокоилась её страдающая душа. Смерть — избавление от страдания. Действительно, Катерина Петровна и окружающий ее мир — это одно целое, это все родная земля, в которую в конце концов ее опустили.
Автор использует принцип градации (усиления), показывая то, что кончились мучения Катерины Петровны, её одиночество, боль, успокоилась её

Слайд 37- Что вы узнали о Насте, о её жизни, работе, делах?


Слушаем сообщение «Настя – хорошая дочь или карьеристка?!

- Что вы узнали о Насте, о её жизни, работе, делах? Слушаем сообщение «Настя – хорошая дочь

Слайд 38Настя – единственная дочь Катерины Петровны. Живет в Ленинграде, работает секретарем

в Союзе художников.

У неё много работы: устройство выставок, конкурсов. Она проявляет настойчивость, решительность, горячую заинтересованность, внимание к судьбе художника, помогая ему организовать выставку. Ее здесь ценят, уважают, возлагают на неё большие надежды.

Настя – единственная дочь Катерины Петровны. Живет в Ленинграде, работает секретарем в Союзе художников. У неё много

Слайд 39«Забота о человеке становится той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти

и работать», «этой выставкой мы целиком обязаны одной из рядовых сотрудниц Союза, нашей милой Анастасии Семёновне»
«Забота о человеке становится той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и работать», «этой выставкой мы целиком

Слайд 40«…писем от Насти тоже не было, но раз в два-три месяца…почтарь

Василий приносил Катерине Петровне перевод на двести рублей».
«…писем от Насти тоже не было, но раз в два-три месяца…почтарь Василий приносил Катерине Петровне перевод на

Слайд 41- Найдите детали, доказывающие, что Настина душа глуха.
(Рыжий кожаный ридикюль, письмо

от матери в сумочке, ящик письменного стола жестяная пустота почтового ящика)

- Какие глаза у Насти? Какой эпитет использует автор?

(холодные глаза)

– Как прозвали ее художники? Что обозначает это слово?

«Сольвейг»

- Найдите детали, доказывающие, что Настина душа глуха.(Рыжий кожаный ридикюль, письмо от матери в сумочке, ящик письменного стола жестяная

Слайд 42Сольвейг –
(норвеж.- «солнечный луч или путь») –

олицетворение поэтичности, красоты.

Сольвейг могла взглядом вызвать в чьей-нибудь душе светлый праздник, она отличалась добротой, отзывчивостью, верностью. Настя праздник устраивает, а глаза у нее холодные. А ведь они — зеркало души, значит, и душа у нее холодная.

Сольвейг – (норвеж.- «солнечный луч или путь») –  олицетворение поэтичности, красоты.Сольвейг могла взглядом вызвать в чьей-нибудь душе светлый

Слайд 43– О чем предупреждает Тихон Манюшку?
(«За добро плати добром, не будь пустельгой»)

Можно ли употребить слово «пустельга» к Насте?
– О чем предупреждает Тихон Манюшку?(«За добро плати добром, не будь пустельгой»)– Можно ли употребить слово «пустельга» к Насте?

Слайд 441. Хищная птица семейства соколиных. 2. Легкомысленный, пустой человек (разг., неодобр.»
Пустельга

-
1. Хищная птица семейства соколиных. 2. Легкомысленный, пустой человек (разг., неодобр.»Пустельга -

Слайд 45Приходит ли прозрение 
к Насте. С чего оно началось?
(Взгляд Гоголя, укоризненный и честный, сверлил ее).

«Гоголь

смотрел на нее, усмехаясь.На его виске как будто тяжело билась тонкая склеротическая жилка. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: «Эх, ты!»

– Почему именно Гоголь?
Приходит ли прозрение к Насте. С чего оно началось?(Взгляд Гоголя, укоризненный и честный, сверлил ее).«Гоголь смотрел на нее, усмехаясь.На его виске

Слайд 46Гоголь — сатирик, который обладал, по мнению Пушкина, удивительной способностью сразу угадывать человека.

(«А письмо-то в сумочке нераспечатанное, — казалось, говорили сверлящие глаза Гоголя, — эх ты, сорока!»)
Гоголь — сатирик, который обладал, по мнению Пушкина, удивительной способностью сразу угадывать человека. («А письмо-то в сумочке нераспечатанное, — казалось, говорили сверлящие глаза

Слайд 47– Какой мы видим Настю после смерти матери? Она изменилась?
(Да, Настя изменилась,

она совсем другая. Но уже поздно: мать умерла и похоронен посторонними людьми, односельчанами. Дочь не успела увидеть мать в последний раз.)

- Что такое зарубки?
(Это след в душе, чаще всего болезненный, неизгладимый.)
- Как вы думаете, остались ли зарубки в душе а Насти? Почему?

– Какой мы видим Настю после смерти матери? Она изменилась?(Да, Настя изменилась, она совсем другая. Но уже поздно: мать

Слайд 48Дина Мигдал
песня
«Мамины руки, мамино сердце»

Дина Мигдал песня «Мамины руки, мамино сердце»

Слайд 49
Настя потеряла родного, самого близкого человека – маму. Катерина Петровна

умирает, так и не дождавшись свою дочь. Умирает от одиночества и тоски. Дочь не успевает на похороны своей матери. Уехала Настя из Заборья крадучись, чтобы никто её не увидел и ни о чём не расспрашивал.

Простить её могла только мама: «…никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с неё непоправимой вины, невыносимой тяжести»

Настя потеряла родного, самого близкого человека – маму. Катерина Петровна умирает, так и не дождавшись свою

Слайд 50Творческое задание
Напишите текст телеграммы для Насти:
дайте ей хороший совет

Творческое заданиеНапишите текст телеграммы для Насти: дайте ей хороший совет

Слайд 51Именно за этот рассказ «голубой ангел» западного кино — Марлен Дитрих упала на колени

перед Паустовским и поцеловала ему руку на глазах у изумленного зала Центрального дома литераторов.
Именно за этот рассказ «голубой ангел» западного кино — Марлен Дитрих упала на колени перед Паустовским и поцеловала ему руку на глазах

Слайд 52Домашнее задание
Напишите текст телеграммы для РОДИТЕЛЕЙ:
напишите о том, как ВЫ

их любите, добрые и тёплые слова.
Подарите им радость.
Домашнее заданиеНапишите текст телеграммы для РОДИТЕЛЕЙ: напишите о том, как ВЫ их любите, добрые и тёплые слова.Подарите

Слайд 53- Никогда не забывайте о Маме. Не повторяйте ошибок Насти и помните: пока наши мамы

живы, мы остаемся детьми.

Спасибо за урок !

- Никогда не забывайте о Маме. Не повторяйте ошибок Насти и помните: пока наши мамы живы, мы остаемся детьми.Спасибо за урок !

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть