Слайд 1
Новосибирский государственный университет
Л. Г. Панин
ПРАКТИКУМ ПО РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Новосибирск, 2009
Пособие предназначено
для студентов I-го курса филологического отделения гуманитарного факультета НГУ, оно включает основные темы курса и конкретные словесные произведения для филологического анализа.
Слайд 2ВВЕДЕНИЕ
Русская словесность — это единая дисциплина, объединяющая школьное преподавание и университетское.
Из всех дисциплин, именно русская словесность во всей полноте должна объединить школьное и университетское образование.
Это единственная дисциплина, готовая взять на себя воспитательную роль — важнейшую роль в традиции русского образования.
Слайд 3Что же характерно для преподавания русской словесности сегодня?
1. Обособленность дисциплин,
входящих в круг русской словесности
* Должна строиться как внутренне единая, без искусственного деления (особенно в начальных классах гимназии [5—6 кл.] и самых старших [10—11кл.]) на русскую литературу (да еще с внутренним разделением ее на фольклор и письменные памятники) и русский язык. Включать в себя и церковнославянские памятники, и церковнославянский язык.
* Функционально старославянский язык (т. е. церковнославянский язык кирилло-мефодиевского периода) был языком Евангелия, христианской проповеди, языком богослужения. Именно поэтому изъять церковнославянскую письменную культуру из русской словесности всё равно, что у каждого человека стереть из памяти его детство и юность.
* Учёт связей с греческим языком; с античной литературой и классическими языками; с западной средневековой и новой литературами и западноевропейскими языками и т. п.
* Необходимым является учёт связей с русской историей.
Слайд 42. Оторванность от Православия
Адекватная оценка творчества любого писателя в истории нашей
и западной культуры абсолютна бессмысленна без обращения к Евангельской Истине.
Необходимо возродить Закон Божий как школьную дисциплину или хотя бы ввести основы православной культуры.
Без этого невозможно понять, почему то, что сделал А. С. Пушкин с русским литературным языком, можно сравнить с подвигом свв. Кирилла и Мефодия;
что делает Н. В. Гоголя Мастером уровня, недоступного М. А. Булгакову;
что составляет суть творчества Ф. М. Достоевского;
величайшую из драм внутреннего мира писателя —между его совестью и попыткой пересмотреть почти двухтысячелетний опыт христиан, я имею в виду Л. Н. Толстого;
что на вопросы, ≪что такое хорошо и что такое плохо≫, христиане отвечали в римском Колизее, на Куликовом поле и в Бородинском сражении, и весь ХХ век в истории России был ответом на эти вопросы.
Слайд 53. Копирование в средней школе построения вузовских дисциплин
в средней школе основной
задачей является:
∙ сформировать основу филологической грамотности,
∙ дать представление о национальных культурных ценностях,
∙ показать генетические и культурные связи русского народа с другими народами;
∙ удивить школьника богатством русской духовной культуры,
∙ показать её связи с мировой культурой;
∙ привить вкус к чтению и русскому литературному языку;
сформировать культуру восприятия и оценки сложного и противоречивого мира, отражённого в русской словесности во всех её проявлениях (от слова до эпического произведения);
Слайд 6в университете главной задачей является:
∙ сформировать научное восприятие и оценку культуры,
в основе которых лежат:
1. принцип системности (систематизация имеющихся знаний и получаемых вновь, построение культурологических парадигм и т. п.);
2. и принцип историзма (анализ с точки зрения продуктивности и непродуктивности явления, выделение главного и периферийного, вечного и преходящего);
∙ привить навыки самостоятельного анализа явлений культуры (литературы, языка, изобразительного и т. п. творчества), имея в виду в том числе цель создания нового словесного произведения;
∙ научить добывать новые знания (главная задача университетского образования в целом).
Слайд 7Иными словами, школа с помощью дисциплины ≪Русская словесность≫ закладывает в учащегося
метод восприятия и анализа словесного произведения,
а университет отрабатывает методики этого восприятия и анализа и формирует навыки создания словесного произведения.
Слайд 84. Отсутствие внимания к источникам
Каждое словесное произведение – это источник наших
знаний о наших корнях, о той традиции, которая призвана обеспечить прочность нашего будущего. Каждое произведение – это опыт на пути духовного развития народа, свидетельство этого развития.
Такое понимание заставляет избирательно подходить к словесному творчеству и отбирать только те произведения, которые в полной мере удовлетворяют статусу памятника духовной культуры.
Слайд 9О предмете и границах ≪русской словесности≫
* Общая направленность предмета русской словесности
может быть описана в виде цепочки: текст — слово (форма) — грамматика — слово (форма) — текст.
* Основная задача данной дисциплины, как она видится сейчас, — научить адекватно понимать письменный и устный текст с учетом времени и места его создания, его коммуникативной заданности, его стилистических особенностей и уметь создать такой текст (устный и письменный).
* Таким образом, знания правил грамматики, орфографии, пунктуации, литературного произношения не являются самоцелью.
Слайд 10ЗАНЯТИЕ 1
Структурно-содержательный план:
Что такое словесность
Как можно изучать словесные произведения
Как оценивался в
древности писательский труд
Задания и упражнения
Слайд 11Что такое словесность
Термин словесность имеет два значения.
Во-первых, им обозначается совокупность
всех словесных произведений, созданных на том или ином языке.
Во-вторых, под словесностью также имеют в виду науку, которая изучает словесные произведения как устные, так и письменные.
Слайд 12 Когда говорят об устных произведениях, то имеют в виду
народные произведения (былины, сказки, песни, загадки и т. д.);
сейчас почти все эти произведения опубликованы и существуют в письменном виде, но возникли они и долгие века существовали в устной традиции.
Письменные произведения — это произведения, созданные уже в то время, когда у народа появилась письменность, они сразу существовали в письменном виде. К письменным произведениям относятся все сочинения, принадлежащие перу наших известных писателей.
Слайд 13Как можно изучать словесные произведения
Теоретически и исторически.
Теоретическое изучение состоит в
рассмотрении лучших образцов литературы с целью определить правила и законы, которым подчиняются словесные произведения.
теория (qewriva) /греч/ - ≪наблюдение, рассмотрение, исследование≫
Теория словесности - это совокупность знаний, касающихся правил построения словесных произведений.
История русской словесности изучает ее постепенное развитие в связи с ходом самого просвещения русского народа. Школьный и университетский курсы русской литературы строятся именно как историческое изучение русских словесных произведений.
Слайд 14Как оценивался в древности писательский труд
Первые книги у славян были богослужебными.
Свою
просветительскую деятельность Славянские Первоучители свв. Кирилл и Мефодий начали с создания азбуки и перевода Евангелия.
Все другие книги и письменные произведения оценивались как продолжение Евангелия, поэтому к ним было особое отношение. Им верили, по ним учились жить. Без них не мыслилась жизнь духовная.
Труд самого писателя часто сравнивался то с деятельностью зодчего, то с работой пчелы.
Слайд 15Как оценивался в древности писательский труд
Сравнения писателя с пчелой объясняется не
только необычайным трудолюбием пчелы, но и тем, что с античных времен пчела была символом чистоты и девственности. Этим объясняется часто встречающееся в древнерусской литературе сравнение с пчелой монаха.
Книги и составляющие их письменные произведения были и пищей для духовной трапезы христианина, и лекарством для исцеления духовных недугов. Нередко сами названия сборников (по-древнерусски, изборников) напоминали об этом: ≪Пчела≫, ≪Сот пчельный≫, ≪Цветник≫, ≪Луг духовный≫, ≪Вертоград (т. е. Сад)≫.
Слайд 16Задания и упражнения:
1. Прочтите помещенный ниже отрывок из Изборника 1076 года
в переводе на современный русский язык. Ответьте на вопросы:
1) О пользе чтения каких книг говорит древний автор? Почему он обращает внимание читателя именно на эти книги?
2) Как советует автор читать эти книги? Почему?
3) К помощи каких сравнений прибегает автор, чтобы подчеркнуть значение Св. Писания? Выпишите в тетрадь эти сравнения.
4) Найдите отрывки из Псалма 118, которые цитирует автор. Как их поясняет автор?
5) Имена каких святых мужей и с какой целью упоминает автор в заключительном абзаце?
6) Какова, по мнению автора, конечная цель чтения книг (≪поучения книжного≫)?
7) Выпишите из текста ключевые слова и сформулируйте его главную мысль.
Слайд 17О чтении книг
Хорошо, братья, читать книги, особенно каждому христианину: блаженны, сказано,
изучающие Писания; всем сердцем своим будут они искать Его. Когда читаешь книги, не старайся быстро прочесть до другой главы, но поразмысли о том, что говорят эти книги, потому что сказано: ≪в сердце своем скрыл я слова Твои, чтоб не согрешить пред Тобою≫. ..
≪Не скрой от меня заповедей Твоих≫ нужно понимать: не скрой от ума и сердца, а не от глаз. Потому порицаются неучащиеся, когда говорится: ≪прокляты уклоняющиеся от заповедей Твоих≫; потому же сам высказывает себе похвалу тот, кто говорит: ≪как сладки слова Твои, слаще меда они для уст моих, и закон, данный Тобою, дороже тысяч золота и серебра; я буду радоваться словам Твоим, как нашедший большое богатство≫...
Слайд 18Подумаем об этом, братья, и послушаем ушами разума, и поразмыслим о
силе и поучительности священных книг. Послушайте о житии святого Василия, святого Иоанна Златоуста, святого Кирилла Философа и многих других святых, которые с молодости, как говорят пишущие о них, усердно читали священные книги, а впоследствии подвизались в добрых делах. Видите, как изучение священных книг дает начало добрым делам! Последуем же и мы за теми святыми по пути их жизни и в делах и будем непрестанно учиться писаниям книжным, поступая так, как они велят, чтоб удостоиться жизни вечной. Аминь.
Слайд 191. Как Вы понимаете значения употребленных в тексте слов поучительность, подвизаться?
2. Назовите однокоренные слова.
3. Объясните значение слова подвиг. О каком подвиге говорится в следующих отрывках
из произведений А.С. Пушкина?
—В часы свободные от подвигов духовных описывай не мудрствуя лукаво всё то, чему
свидетель в жизни будешь. —В одной руке блестит пила, в другой кинжал её булатный; казалось, будто дева шла на тайный бой, на подвиг ратный. —Дорогою свободной иди, куда
влечёт тебя свободный ум, усовершенствуя плоды любимых дум, не требуя наград за подвиг
Благородный. — "История Государства Российского" есть не только произведение великого писателя, но и подвиг честного человека.
Слайд 20 С каким глаголом по своему происхождению связано слово подвиг? Сколько
морфем в этом слове сейчас и сколько их было в древнерусском языке?
Прочтите помещённое ниже стихотворение Алексея Степановича Хомякова.
О каком подвиге говорит в нём автор? Как следует, по-Вашему, понимать слова поэта есть у подвига крылья?
Христианский подвиг тесно связан с понятием смирения, а в заключительной части стихотворения часто повторяется наречие выше.
Как Вы думаете, нет ли здесь противоречия между стремлением к христианском подвигу и желанием быть ≪выше мраков земных≫?
Слайд 21Подвиг
Подвиг есть и в сраженье,
Подвиг есть и в борьбе,
Высший подвиг в
терпенье,
Любви и мольбе.
Если сердце заныло
Перед злобой людской,
Иль насилье схватило
Тебя цепью стальной;
Если скорби земные
Жалом в душу впились, —
С верой бодрой и смелой
Ты за подвиг берись.
Есть у подвига крылья,
И взлетишь ты на них
Без труда, без усилья
Выше мраков земных,
Выше крыши темницы,
Выше злобы слепой
Выше воплей и криков
Гордой черни людской.