Слайд 1Проект.
Обучение в разновозрастных
группах на уроках русского
языка и литературы.
Автор: Хробостова Елена Валерьевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ Илешевской средней
общеобразовательной школы.
Слайд 2Заказчик:
Администрация МОУ Илешевской средней общеобразовательной
школы;
юридический адрес: Костромская область, Кологривский район, посёлок Красный Бор, ул. Школьная, дом 2, телефон: 8(49443)4-41-02,
электронный адрес: ileshevo@rambler.ru
Слайд 3Аннотация:
В проекте будут рассмотрены особенности организации обучения в разновозрастных
группах в сельской малочисленной школе. Сельская малочисленная школа имеет большие возможности для осуществления личностного и индивидуально-ориентированного подхода к организации учебно-воспитательного процесса, но в то же время в ходе изучения опыта выявлены некоторые проблемы: у сельских учащихся низкий уровень самостоятельности, коммуникабельности, деловитости, а также неумение быстро адаптироваться в новых условиях.
В проекте делается попытка исследовать социальные, психологические, педагогические, организационные факторы, которые влияют на построение учебно-воспитательного процесса на уроках русского языка и литературы, предложить конкретные педагогические средства и технологии, позволяющие повысить эффективность обучения и воспитания учащихся в разновозрастных группах.
Слайд 4Проблематика
В условиях сельской малочисленной школы проблема разновозрастного обучения встаёт
всё острее, причиной тому служат следующие факторы:
- уменьшение рождаемости, приводящее к сокращению числа учащихся;
- введение подушевого финансирования приводит к объединению классов-комплектов в разновозрастные группы;
- принятие сельской школой дополнительных функций экономической, социальной и моральной защиты детей;
- усиление влияния школы на сохранение и развитие села, народных традиций и культурного наследия.
Слайд 5Основные понятия и термины
Разновозрастное обучение (РВО) – совместная деятельность детей
разных возрастов, направленная на решение как общих для всех, так и частных, в зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач.
Сельская малочисленная школа (СМШ) – школа с наполняемостью классов 4-8 человек.
Разновозрастная группа (РВГ) – группа учащихся разных возрастов, объединённых для проведения занятий по методике РВО.
Одновозрастная группа (ОВГ) – группа учащихся одного возраста, объединённых в класс-комплект для проведения занятий по традиционной методике.
Эффективность занятия – степень достижения намеченных результатов и решения поставленных задач в конкретных условиях.
Дифференцированный материал – учебный материал, связанный с конкретной темой, образовательными и воспитательными задачами и возрастом детей.
Слайд 6Актуальность проекта
На современном этапе развития сельские учебные заведения, особенно малочисленные,
требуют особых подходов к организации процесса гуманитарного образования и воспитания с учётом специфики села. Филология – это образовательная область, на которую в базисном учебном плане отведено наибольшее количество часов учебного времени. Русский язык и литература являются важной составляющей предметов эстетического и культуроведческого цикла (история, МХК, музыка, изобразительное искусство) и позволяет использовать возможности интеграции с различными областями знаний. Эти предметы имеют дополнительные возможности для осуществления воспитательного воздействия на учащихся и могут расширять рамки традиционной классно-урочной системы. Близость природы, потенциал сельского социума, сохранение традиционных ремёсел и живых носителей фольклорного наследия – всё это с успехом используется сельскими учителями на уроках русского языка и литературы.
Слайд 7Цель проекта
Апробирование приёмов и методов РВО на уроках русского
языка и литературы и во внеурочной деятельности по предмету; выявление влияния РВО на формирование личности ребёнка, его творческого потенциала, деловых и коммуникативных качеств.
Слайд 8Задачи:
- выявить возможности РВО в освоении базового программного материала;
-
сравнить традиционное и РВО по различным критериям;
- реализовать творческий потенциал учащихся;
- приступить к созданию методического комплекса с использованием теории РВО для учителя.
Слайд 9База исследования
- учащиеся 7,8 классов
МОУ Илешевской
средней
общеобразовательной школы.
Слайд 13 Результаты
Конкретные достижения:
1)участие в муниципальном семинаре, проводимом на базе
школы «РВО: проблемы, поиски, решения» (открытый урок по русскому языку в 5,7 классах; выступление на тему: «Формы организации занятий по литературе и русскому языку в РВГ») – 2009 г.;
2)участие в 4-м региональном конкурсе методических разработок с методической разработкой урока литературы в РВГ «Жемчужины русского красноречия» - 2010 г.;
3) участие в 5-м региональном конкурсе методических разработок с методической разработкой «Использование метода проектов при РВО»-2011г
4)выступление на районном МО с докладом «Классификация занятий в разновозрастных группах»;
5)разработано примерное тематическое планирование при работе в РВГ;
6)участие в районном конкурсе школьных проектов «РВО в сельской малочисленной школе».
Слайд 14Описание планируемого результата:
размещение разработанных материалов на сайте школы;
повсеместное внедрение форм и
методов РВО в учебно-воспитательный процесс;
- распространение опыта на уровне района (ежегодное проведение семинаров-практикумов).
Слайд 15Механизм оценки результатов
Результаты внедрения проекта в жизнь можно проверить, зайдя
на сайт КОИРО (участие в конкурсах методических разработок). В нынешнем учебном году планирую продолжить участие в этом конкурсе совместно с учащимися, создавая проект по литературе в РВГ. Распространение опыта работы можно оценить, зайдя на сайт школы: ileshevo@rambler.ru.
Для диагностики методики РВО разработаны и будут регулярно проводиться такие формы, как тестирование учащихся, наблюдения, творческие работы, анкетирование учащихся и родителей.
Слайд 16Перспективы развития проекта
Данный проект имеет положительные тенденции к развитию. Причина
указана в начале проекта: численность учащихся в классах уменьшается, и в ближайшем будущем все классы будут обучаться в РВГ.
Поэтому, внедряя проект, вкладывая в его изучение кадровые и экономические ресурсы, можно будет избежать ухудшения качества обучения (сейчас это происходит по причине слабой апробации и недостаточного изучения методики РВО).
Приложения.
Слайд 17Литература:
1. Байбородова Л.В. Воспитание и обучение в сельской малочисленной школе:
учебное пособие. - Ярославль, 2003.
2. Байбородова Л.В., Копусова В.В., Харисова И.Г. Обучение русскому языку в сельской малочисленной школе. - Ярославль, 2004.
3. Байбородова Л.В., Копусова В.В., Харисова И.Г. Методика обучения в сельской малочисленной школе (преподавание литературы): учебно-методическое пособие. - Ярославль, 2003.
4. Байбородова Л.В., Паладьев С.Л., Степанов Е.Н. Изучение эффективности воспитательной системы школы: учебно-методическое пособие.- Псков,1994.
5. Байбородова Л.В., Соловьёв О.В., Чернявская А.П. Малочисленная сельская школа: проблемы, поиски, решения. - Ярославль, 2000.
6. Габуева З.У. Углубленное изучение русского языка в малых группах/ Русская словесность. 2002. № 1. С.48.
7. Гац И.Ю. Методический блокнот учителя русского языка. – М.: Дрофа, 2003.
8. Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе (5-11 классы). – М., 2003.