Презентация, доклад на тему Обучение сжатому изложению текста-повествования

Содержание

Цели:учить формулировать основную мысль текста; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; сокращать текст, сохраняя основную мысль на основе исходного текста; писать сжатое изложение.

Слайд 1
Дидактический материал к уроку
русского языка в 6 классе
Автор презентации: Печказова

Светлана Петровна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1»
р.п.Чамзинка Республики Мордовия

Обучение сжатому изложению
текста-повествования

Дидактический материал к уроку русского языка в 6 классеАвтор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и

Слайд 2
Цели:
учить формулировать основную мысль текста;

выделять в тексте главную и второстепенную

информацию;

сокращать текст, сохраняя основную мысль на основе исходного текста;

писать сжатое изложение.
Цели:учить формулировать основную мысль текста; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; сокращать текст, сохраняя основную мысль

Слайд 3
Прочитайте текст про себя
и приготовьтесь к
выразительному чтению вслух
По серому

насту сани идут легко, словно под парусом. Ямщик, укутанный в тяжёлый тулуп, понукает лошадей, через плечо поглядывает на седока. Тот жмётся от холода, поднял воротник, сунул руки в рукава. Новая, с иголочки, мичманская форма греет плохо.
Ямщик тычет кнутовищем в небо, щурит серый холодный глаз под заледеневшей бровью, басит, утешая:
— Замолаживает...
— То есть как «замолаживает»? — мичман смотрит недоумённо.
— Пасмурнеет, — коротко объясняет ямщик. — К теплу.
Мичман вытаскивает из глубокого кармана записную книжку, карандашик, долго дует на закоченевшие пальцы, выводит старательно: «Замолаживать — иначе пасмурнеть — в Новгородской губернии значит заволакиваться тучками, говоря о небе, клониться к ненастью».
Этот морозный мартовский день 1819 года оказался самым главным в жизни мичмана. На пути из Петербурга в Москву он принял решение, которое перевернуло его жизнь. Застывшими пальцами исписал мичман в книжке первую страничку. Из этой страницы после сорока лет упорной работы вырос знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка». А мичманом, который посвятил жизнь его составлению, был Владимир Иванович Даль.

Прочитайте текст про себя и приготовьтесь к выразительному чтению вслухПо серому насту сани идут легко, словно под

Слайд 4
Словарная работа
Наст –
Ямщик –
Тулуп –
Пасмурнеть –
твёрдая корка на снегу после короткой

оттепели

кучер, который перевозил груз, почту, пассажиров

долгополая меховая шуба, обычно не крытая сукном

предвещать плохую погоду, ненастье

Басить –

говорить басом

Кнутовище –

кнут

Понукать –

(разг) заставлять что-нибудь делать

Мичман –

первый офицерский чин, офицер, имеющий это чин

Седок –

пассажир, едущий в экипаже

Словарная работаНаст –Ямщик –Тулуп –Пасмурнеть –твёрдая корка на снегу после короткой оттепеликучер, который перевозил груз, почту, пассажировдолгополая

Слайд 5
Понравился ли вам рассказ?

Является ли данный отрывок текстом?

Назовите признаки текста.







Аналитическая беседа

по тексту

Заголовок
Начало
Основная часть
Концовка
Тема
Основная мысль

Как бы вы озаглавили текст?

«Дело всей жизни»
«Важное решение»
«Первое слово знаменитого словаря»
«Самый главный день в жизни Даля»
«Решение, которое перевернуло жизнь Даля»

Понравился ли вам рассказ?Является ли данный отрывок текстом?Назовите признаки текста.Аналитическая беседа по текстуЗаголовокНачалоОсновная частьКонцовкаТемаОсновная мысльКак бы вы

Слайд 6
Аналитическая беседа по тексту
Какова тема текста?
Этот текст о том, как появился

замысел
«Толкового словаря живого великорусского языка»

Какова основная мысль текста, т.е. авторский замысел?

Мартовский день 1819 года оказался главным в жизни Даля. В этот день он принял решение собирать слова

К какому стилю и типу речи принадлежит текст?

Стиль речи — художественный, тип речи — повествование с элементами описания

Аналитическая беседа по текстуКакова тема текста?Этот текст о том, как появился замысел «Толкового словаря живого великорусского языка»Какова

Слайд 7
Деление текста на микротемы
и составление плана
Холодно.
Дорожный разговор ямщика и

мичмана.
Новое слово и записная книжка.
Самый главный день в жизни.

МИКРОТЕМА —
наименьшая составная часть темы целого текста

ЗАПОМНИТЕ:
в плане столько пунктов, сколько микротем

Деление текста на микротемыи составление плана Холодно. Дорожный разговор ямщика и мичмана. Новое слово и записная книжка.

Слайд 8
Составление цитатного плана
Холодно.
Дорожный разговор ямщика и мичмана.
Новое слово

и записная книжка.
Самый главный день в жизни.

«Мичманская форма греет плохо».
«Замолаживает…»
«Замолаживать – иначе пасмурнеть…»
«Решение, которое перевернуло жизнь».

Цитатный план:

План:

Составление цитатного плана Холодно. Дорожный разговор ямщика и мичмана. Новое слово и записная книжка. Самый главный день

Слайд 9
Сжатие текста
По серому насту сани идут легко, словно под парусом.

Ямщик, укутанный в тяжёлый тулуп, понукает лошадей, через плечо поглядывает на седока. Тот жмётся от холода, поднял воротник, сунул руки в рукава. Новая, с иголочки, мичманская форма греет плохо.

Без каких предложений в первой микротеме обойтись нельзя?

Сани идут легко. Ямщик поглядывает на седока. Тот жмётся от холода, мичманская форма греет плохо.

Сожмите первую микротему.

Сжатие текста По серому насту сани идут легко, словно под парусом. Ямщик, укутанный в тяжёлый тулуп, понукает

Слайд 10
Сжатие текста
Ямщик тычет кнутовищем в небо, щурит серый холодный глаз

под заледеневшей бровью, басит, утешая:
— Замолаживает...
— То есть как «замолаживает»? — мичман смотрит недоумённо.
— Пасмурнеет, — коротко объясняет ямщик. — К теплу.

Без каких предложений в первой микротеме обойтись нельзя?

Ямщик тычет кнутовищем в небо и утешает:
— Замолаживает...
Мичман смотрит недоумённо.
— Пасмурнеет, — объясняет ямщик. — К теплу.

Сожмите первую микротему.

Сжатие текста Ямщик тычет кнутовищем в небо, щурит серый холодный глаз под заледеневшей бровью, басит, утешая:— Замолаживает...—

Слайд 11
Сжатие текста
Мичман вытаскивает из глубокого кармана записную книжку, карандашик, долго

дует на закоченевшие пальцы, выводит старательно: «Замолаживать — иначе пасмурнеть — в Новгородской губернии значит заволакиваться тучками, говоря о небе, клониться к ненастью».

Без каких предложений в первой микротеме обойтись нельзя?

Мичман вытаскивает записную книжку, карандашик, выводит: «Замолаживать — иначе пасмурнеть, клониться к ненастью».

Сожмите первую микротему.

Сжатие текста Мичман вытаскивает из глубокого кармана записную книжку, карандашик, долго дует на закоченевшие пальцы, выводит старательно:

Слайд 12
Сжатие текста
Этот морозный мартовский день 1819 года оказался самым главным

в жизни мичмана. На пути из Петербурга в Москву он принял решение, которое перевернуло его жизнь. Застывшими пальцами исписал мичман в книжке первую страничку. Из этой страницы после сорока лет упорной работы вырос знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка». А мичманом, который посвятил жизнь его составлению, был В.И.Даль.

Без каких предложений в первой микротеме обойтись нельзя?

Мичман принял решение, которое перевернуло его жизнь. Он исписал первую страничку, из которой вырос «Толковый словарь живого великорусского языка». Мичманом был В.И.Даль.

Сожмите первую микротему.

Сжатие текста Этот морозный мартовский день 1819 года оказался самым главным в жизни мичмана. На пути из

Слайд 13
Перескажите сжатый текст
Сани идут легко. Ямщик поглядывает на седока. Тот

жмётся от холода, мичманская форма греет плохо.
Ямщик тычет кнутовищем в небо и утешает:
— Замолаживает...
Мичман смотрит недоумённо.
— Пасмурнеет, — объясняет ямщик. — К теплу.
Мичман вытаскивает записную книжку, карандашик, выводит: «Замолаживать — иначе пасмурнеть, клониться к ненастью».
Мичман принял решение, которое перевернуло его жизнь. Он исписал первую страничку, из которой вырос «Толковый словарь живого великорусского языка». Мичманом был В.И.Даль.
Перескажите сжатый текст Сани идут легко. Ямщик поглядывает на седока. Тот жмётся от холода, мичманская форма греет

Слайд 14
Напишите сжатое изложение
Желаю удачи!
Холодно.
Дорожный разговор ямщика и мичмана.
Новое

слово и записная книжка.
Самый главный день в жизни.

«Мичманская форма греет плохо».
«Замолаживает…»
«Замолаживать – иначе пасмурнеть…»
«Решение, которое перевернуло жизнь».

Цитатный план:

План:

Напишите сжатое изложениеЖелаю удачи! Холодно. Дорожный разговор ямщика и мичмана. Новое слово и записная книжка. Самый главный

Слайд 15
Владимир Иванович Даль (1801-1872) –
исследователь русского языка, писатель
В.И.Даль создал «Толковый

словарь живого великорусского языка», за который был удостоен звания почётного академика Петербургской Академии наук.
Даль работал над этим словарём в течение 53 лет


Владимир Иванович Даль (1801-1872) – исследователь русского языка, писательВ.И.Даль создал «Толковый словарь живого великорусского языка», за который

Слайд 16

Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. Русский язык: учебник для 6

класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2016 г.
Карасёва И.В. Поурочные аланы по учебнику «Русский язык: 6 класс» Ладыженской Т.А., Баранов М.Т. и др. - Волгоград: Учитель, 2016 г.
Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка в 6 классе. - М.: Школьная пресса, 2016 г.

Использованный материал:

Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2016

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть