Слайд 1 Обучение написанию сжатого изложения
Слайд 2Цели:
Обучающая:
-обеспечить
усвоение учащимися основных видов сжатия информации;
Развивающая:
- развитие мышления, памяти и внимания, познавательных умений
Воспитательная:
- воспитание ответственного отношения по подготовке к государственной итоговой аттестации;
Слайд 3Основные виды сжатия текста
Замена
- однородных членов обобщающим наименованием;
-фрагмента предложения синонимическим выражением;
- предложения или его части местоимением (указательным, определительным или отрицательным с обобщающим значением)
- сложноподчиненного предложения простым;
- прямой речи косвенной;
Слияние
- образование сложного предложения путем слияния двух или нескольких простых, повествующих об одном и том же предмете речи;
Исключение
- отдельных членов предложения, некоторых однородных членов;
- исключение повторов;
- фрагмента предложения, имеющее менее существенное значение;
- одного или нескольких синонимов;
- предложений, содержащих описания или рассуждения, поданные слишком широко и полно;
- предложений, которые мало что добавляют к тому, что уже сказано;
Слайд 4Определите, какую проблему в тексте ставит автор, какие этапы в движении
его мысли мы можем выделить.
Анализируя текст, обратите внимание на то, как членится текст на абзацы, ведь каждый абзац - это отдельная смысловая часть, которую нужно передать в своем изложении.
Слайд 5Необходимые вопросы
(1)Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами,
законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозного, устройством ЭВМ и натюрмортами?.. (2)Ну, допустим, человек разносторонне одарен от природы, все мгновенно понимает и запоминает. (3)Но ведь на то он человек, чтобы непременно спросить: «Это просто интересно или это мне для чего-нибудь нужно?» (4 ) А поняв, для чего это нужно, воодушевиться еще сильнее или, наоборот, охладеть.
(5)Чем бы современный школьник ни занимался в будущем - медициной, экономикой, техникой, он может и должен представить себя за компьютером. (6) А вот представить себя в пустыне, животный мир которой необходимо выучить к завтрашнему уроку, не так уж легко. (7)Но прелесть жизни - в ее непредсказуемости. (8)Может быть, придется строить города в пустыне, лечить там людей - как же тогда без знаний о животном мире пустыни?! (9)К тому же то, что сегодня необходимо знать только нескольким людям, завтра может пригодиться многим.
(10)И все-таки вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, совершенно естественный и законный. (11)Не ставить его - значит проявить либо непростительный инфантилизм, либо неоправданное равнодушие к собственным занятиям. (12)И даже если увлечение предметом столь велико, что вопрос о его нужности в данный момент не возникает, он непременно должен возникнуть рано или поздно. (13)И пусть лучше это произойдет раньше, чтобы избежать горьких разочарований в напрасно затраченных усилиях или сожалений о неиспользованном времени.
(По И. Милославскому)
Выполните задания,
которые помогут проверить глубину и точность
восприятия исходного текста.
Слайд 7- Проблема – это сложный вопрос, требующий изучения, разрешения.
1). Какая проблема поднимается в тексте?
а) необходимость компьютерной грамотности в современном мире
б) ответственное отношение к получению знаний
в) природа человеческой одаренности
г) причины охлаждения людей к получению новых знаний
Что такое проблема?
Типы речи
Повествование — это сообщение, рассказ о развивающихся событиях, действиях. Повествование представляет собой сюжетно организованный текст, в центре внимания которого динамика развития действия, события, процесса. Повествование может быть написано в художественном, публицистическом , научном и официально-деловом стилях.
Описание — это словесная картина, портрет, пейзаж и т. п. Главными в описании являются точность детали, узнаваемость, отражающие особенности изображаемого предмета или явления.
Рассуждение - представляет собой аргументированные и доказательные изложения размышлений автора. В центре внимания рассуждения — поставленные проблемы и пути их решения. Чаще всего оно встречается в научном и публицистическом стилях , а также в стиле художественной литературы.
Слайд 92. Какой(-ие) тип{-ы) речи использует(ют)ся в этом тексте?
а) повествование
б)рассуждение
в) описание и рассуждение
г) повествование
и рассуждение
в)7-8 г)10
3.Каким(-и) предложением(-ями) можно опровергнуть следующее высказывание: «Человек должен четко знать, какие именно знания ему потребуются в будущем, и не отвлекаться на изучение ненужных наук»?
Слайд 11 Коллективная работа над созданием
сжатого изложения
(1)Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозного, устройством ЭВМ и натюрмортами?..
Можно ли совершенно одинаково интересоваться
строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозного, устройством ЭВМ и натюрмортами?..
Слайд 12Можно ли (как?) интересоваться
(разными отраслями наук;
всякой всячиной;
всем подряд;
всевозможными знаниями;)
Слайд 13
(2)Ну, допустим, человек разносторонне одарен от природы, все мгновенно понимает
и запоминает. (3)Но ведь на то он человек, чтобы непременно спросить: «Это просто интересно или это мне для чего-нибудь нужно?» (4 ) А поняв, для чего это нужно, воодушевиться еще сильнее или, наоборот, охладеть.
Слайд 14Даже разностороннее одаренный человек должен спросить себя:
«-------- --------» и,
поняв это, ---------- или -----------.
Слайд 155)Чем бы современный школьник ни занимался в будущем - медициной, экономикой,
техникой, он может и должен представить себя за компьютером .
Чем бы современный школьник ни занимался в будущем, он может и должен представить себя за компьютером.
Слайд 16 (6) А вот представить себя в пустыне, животный мир которой
необходимо выучить к завтрашнему уроку, не так уж легко.
Слайд 17 (7)Но прелесть жизни – в
ее непредсказуемости. (8)Может быть, придется строить города в пустыне, лечить там людей - как же тогда без знаний о животном мире пустыни?! (9)К тому же то, что сегодня необходимо знать только нескольким людям, завтра может пригодиться многим.
Слайд 18Жизнь (какая?) --------------. Может быть, придется (что делать?) ----------, как же
тогда без знаний о ---------------------?!
Слайд 19(10)И все-таки вопрос о том, зачем нужно то или иное знание,
совершенно естественный и законный. (11) Не ставить его – значит проявить либо непростительный инфантилизм, либо неоправданное равнодушие к собственным занятиям.
И все-таки не задавать себе вопрос о том,
зачем нужно то или иное знание, могут только инфантильные люди.
Слайд 20 (12)И даже если увлечение предметом столь велико, что вопрос о
его нужности в данный момент не возникает, он непременно должен возникнуть рано или поздно. (13)И пусть лучше это произойдет раньше, чтобы избежать горьких разочарований в напрасно затраченных усилиях или сожалений о неиспользованном времени.
Чтобы не жалеть о --------------,
лучше на него ответить -----------.
Слайд 21
Я понял…
Было интересно…
Особенно понравилось…
Я вспомнил…
Вызвало затруднение…
Было сложно…
Нужно…
Слайд 23Синквейн – пять строк, в которых человек высказывает свое отношение к
проблеме на уровне ассоциаций.
Ключевое слово – имя существительное
+
Два прилагательных
+
Три глагола
=
Короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к понятию.
=
Слово, через которое выражается ассоциация понятия.