Слайд 1
Тема урока:
«Написание сочинения- рассуждения по заданному отрывку на основе
прочитанного текста»
Слайд 2 Цели урока:
-продолжить подготовку
к ГИА(часть15.2),
-развивать умения самостоятельной работы с текстом:
умения анализа и оценки текста и на этой основе умения понимать основную мысль прочитанного текста; умения интерпретировать информацию прочитанного текста и на этой основе умения определять авторскую позицию в тексте, формировать её;
- развивать орфографическую, пунктуаци-онную, грамматическую и речевую грамотность.
Слайд 3
Всё наше достоинство
заключено в мысли.
Будем же учиться
хорошо мыслить.
Б. Паскаль
Слайд 4Лингвистическая разминка
Соль эпиграм..а сатира этот разговорный стих кажется
никогда не умрут как и сам ра...ыпан...й в них острый и едкий живой русский ум который Грибоедов заключил как волшебник духа какого (нибудь) в свой замок и он ра...ыпается там злобным смехом.
(И.А.Гончаров)
Слайд 5Анализ языковых единиц
1.Обозначить орфограммы.
2.Расставить знаки препинания, пронумеровать их. Назвать функции, которые
они выполняют в предложении.
3.Укажите количество грамматических основ –№ 11 .
4.Замените слово РАССЫПАЕТСЯ стилистически нейтральным синонимом - № 6.
Слайд 6Анализ языковых единиц
5.Назовите слова, правописание приставки в которых определяется правилом: «На
конце приставки пишется –С, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный- № 4.
6.Замените словосочетание ЗЛОБНЫМ СМЕХОМ, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочета-нием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание- № 7
7.Назовите средства выразительности- №3.
Слайд 7Анализ языковых единиц
8.Назовите основные способы цитирования.
9.Перестройте предложение, используя разные способы цитирования.
Слайд 8Понимание смысла
фрагмента текста
Почему автор утверждает, что «ощущать этакое безграничное, бездумное
и беспечное счастье - это…безнравственно и грешно?»
Внимательно прочитайте весь текст и определите роль данного отрывка в нём (как связан с основной мыслью текста).
Сформулируйте заключённую в выделенном отрывке идею своими словами.
С2К1
Слайд 9Наличие примеров-
аргументов
С2К2
Отметьте те фрагменты текста, которые подтверждают, по вашему мнению, эту
идею. Сформулируйте смысл каждого из них своими словами и запишите на черновике.
Сопоставьте записанные аргументы. Обратите внимание на сходства и различия между ними. Выберите 2 наиболее отличающихся друг от друга, а от остальных откажитесь.
Слайд 10Схема сочинения-рассуждения
-
Вступление (тезис).
Почему?
Основная часть (аргументы).
а)
б)
(Что из этого следует?)
Заключение (ВЫВОД).
Слайд 11Создание текста рассуждения
Вступление
Бывали ли вы
когда- нибудь абсолютно счастливы? Над этим вопросом размышляет А. Алексин. Автор текста не считает абсолютное счастье возможным и этичным. В качестве доказательства писатель приводит следующие примеры.
Слайд 12Аргументы.
Во-первых, риторическое восклицание-вопрос в предложении
№7 подчёркивает мысль А.Алексина о том , что абсолютно счастливых людей не бывает. Автор ссылается на известных поэтов, которых не часто посещало «житейское благоденствие»(№23).
Слайд 13
Аргументы.
Во-вторых, А.Алексин отмечает,
что если даже у тебя всё хорошо, то другие в это время страдают: «…кто-то испытывает душевные и физические муки, а кто-то горько оплакивает кончину близкого человека, а кто-то сам прощается с жизнью»(№9).
Слайд 14Заключение.
Поэтому ты не имеешь права быть счастливым. Ведь
в современном мире очень много несчастья, и «ощущать этакое безграничное , бездумное и беспечное счастье», по мысли автора, просто безнравственно и грешно.
Слайд 15Проверьте логичность и связность полученного текста сочинения (непротиворечивость тезиса и аргументов,
наличие связок между абзацами и т.п.).
Проверьте полученный текст на наличие всех видов ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых) и исправьте его.
С2К3
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
Слайд 16
С2К4
Композиционная
стройность
Проверьте соразмерность частей.
Слайд 17
Образец сочинения- рассуждения.
Бывали ли вы когда- нибудь абсолютно счастливы? Над этим вопросом размышляет А. Алексин. Автор текста не считает абсолютное счастье возможным и этичным. В качестве доказательства писатель приводит следующие примеры.
Во-первых, риторическое восклицание- вопрос в предложении №7 подчёркивает мысль А.Алексина о том , что абсолютно счастливых людей не бывает. Автор ссылается на известных поэтов, которых не часто посещало «житейское благоденствие»(№23).
Слайд 18
Во-вторых, А.Алексин отмечает, что если даже
у тебя всё хорошо, то другие в это время страдают: «кто-то испытывает душевные и физические муки, а кто-то горько оплакивает кончину близкого человека, а кто-то сам прощается с жизнью»(№9). Поэтому ты не имеешь права быть абсолютно счастливым.
Ведь в современном мире очень много несчастья, и «ощущать этакое безграничное , бездумное и беспечное счастье», по мысли автора, просто безнравственно и грешно.
Слайд 19 Критерии оценивания сочинения - рассуждения
С2 К1 Понимание смысла фрагмента текста
С2
К2 Наличие примеров- аргументов
С2 К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
С2 К4 Композиционная стройность
Слайд 20Домашнее задание.
Написать сочинение-рассуждение
по тексту №12.
Желаем успехов!