Слайд 1Общий план
1) Тезис (высказывание филолога)
2) Рассуждение о смысле высказывания (должно быть
представлено на теоретическом уровне).
3) Примеры из текста (с комментариями)
4) Вывод
Слайд 2Общий план
1) Тезис
2) Рассуждение о первой части тезиса
3) Пример из текста
(с комментарием)
4) Рассуждение о второй части тезиса
5) Пример из текста (с комментарием)
6) Вывод
Слайд 3 Общий план
1) Небольшое вступление о роли того, о чем говорится
в высказывании филолога.
2) Примеры из текста (с комментариями)
3) Вывод (высказывание филолога)
Слайд 4“Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую
мысль о любом предмете” (Л. В. Успенкий)
Слайд 5Глокая куздра штеко будланула бокра и куздрячит бокренка.
Слайд 6
К этим выдуманным корням, „ничьим“ корням я подсоединил не вымышленные, а
настоящие служебные части части слов. И они превратили мои слова в макеты слов... и фраза эта оказалась макетом, моделью русской фразы. Перевод будет примерно таков: „Нечто женского рода совершило что-то над каким-то существом мужского рода, а потом начало что-то такое вытворять длительное, постепенное с его детёнышем“.
Слайд 7Рассуждение и смысле высказывание
Действительно, ...
Безусловно, …
Да, …
В самом деле, …
Я согласна
с Л. В. Успенским. Действительно, ...
Слайд 8Как истолковать высказывание?
Действительно, лексика отражает отдельные понятия, но только грамматика позволяет
превратить слова в законченную мысль, и эти явления мы можем проследить в морфологии и синтаксисе текста.
В самом деле, лексическое значение слова помогает понять, о чем идет речь, а грамматика позволяет связать между собой слова, чтобы выразить мысль о предмете, действии, признаке.
Слайд 9
Да, лексическое значение слова отражает представление человека об окружающем мире, но
если слова не строить в предложения, вряд ли мы поймем друг друга. Грамматика – это закон построения мыслей в языке.
Слова показывают образ наших мыслей, но чтобы построить предложения из отдельных слов, надо их изменить, связать между собой, расположить в определенном порядке. И здесь на помощь лексике приходит грамматика
Слайд 10ПРИМЕРЫ
В подтверждение этого тезиса приведу пример, демонстрирующий лексическое (грамматическое) явление из
… предложения прочитанного мною текста.
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению.
В качестве примера можно привести … предложение.
Проиллюстрировать это можно на примере … предложения...
Слайд 11 Рассмотрим лексические и грамматические явления в тексте В.
Крапивина. Контекстные синонимы “берёза” - “лошадь” - “Зеленая грива” помогают представить сказочный мир Альки, который ему очень дорог.
Неопределенно-личное предложение в составе сложного (пр. 52) свидетельствуют о том, что Альке не важно, кто срубит берёзу. Ему гораздо важнее не допустить этого.
Слайд 12 Фразеологизм “отошло к чёртовой бабушке” в предложении 49 отражает
справедливое желания Матвея Сергеевича наказать парня за откровенное издевательство над Алькой, а окончания слов как грамматическое явления служат средством связи в указанном предложении и помогают понять высказанную мысль.
Слайд 13Вывод
Таким образом, ...
Итак, …
Значит, …
Мы пришли к выводу о том, что
…
Нам удалось доказать, что ...
Слайд 14 Таким образом, лексический состав яыка и его грамматические
законы очень часто оказываются слитыми воедино и помогают понять высказанную мысль.
Слайд 15 Вот так связь лексики и грамматики позволяет помогает понять
мысли говорящего и его настроение.
Слайд 16 Следовательно, грамматические законы формируют предложение, а лексика составляют его смысловую
сторону.
Слайд 17Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Слайд 18 Филолог Л. В. Успенский утверждал: “Грамматика позволяет
нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете”.
По-моему мнению, это правильно, ведь лексика закрепляет значение предметов и явлений окружающего мира, наших чувств, а законы грамматики позволяют соединить их в законченную мысль.
Слайд 19 Например, морфемный способ образования слов дает возможность из
одного слова образовать несколько однокоренных с различными оттенками значений. Слова “малёк” (предложение 27) и “малец” (предложение 38) образованы от одного и того же корня (так обычно говорят о маленьких детях), но выражают они разные оттенки смысла.
Слайд 20 С точки зрения же грамматики эти слова являются
обращениями, называют того, к кому обращаются с речью, и в зависимости от ситуации могут приобретать разный смысловой оттенок: в устах Касюкова “малёк” отражает пренебрежение к Альке, а Матвей Сергеевич слово “малец” подчёркивает своё доброе отношение к мальчику.
Слайд 21 Следовательно, без взаимодействия лексики и грамматики невозможно понять
смысл сказанного.