Слайд 1Общая характеристика русской классической литературы.
Слайд 2
19 век – «золотой век» русской литературы.
Это век А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова
Слайд 5
Своеобразие русской литературы I четверти 19 века определялось тесной связью её
с декабристским движением. Многие писатели и поэты были представителями тайных обществ.
Литература стала могучей общественной силой, одним из средств борьбы против самодержавно-крепостнического строя.
Слайд 6А. Одоевский К. Рылеев
В.Кюхельбекер
Слайд 7
Отличительной чертой этого периода стало
разнообразие литературных направлений:
- классицизм,
- сентиментализм,
- романтизм,
- реализм.
Слайд 8 Классицизм
Классицизм (от латинского –
образцовый) – художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве 17 - н. 19 в.в., одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону.
Основные идеи классицизма: идеи гражданственности, просвещённой монархии, вера в разум, идеал гармонии и меры.
Они определяют взгляд на художественное произведение как на создание искусственное – сознательно сотворённое, разумно организованное, логически построенное.
Классицистический образ тяготеет к образцу, в котором жизнь остановлена в своём идеально вечном облике; он – торжество разума и порядка над хаосом.
Представители классицизма в России:
Кантемир , А.П.Сумароков, М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин.
Слайд 10 СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
Сентиментализм (от французского – чувство) – течение в
литературе и искусстве II половины 18 века в Зап. Европе и России.
Сущностью «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум. Сентименталисты считали, что условием осуществления идеальной жизни является не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств.
Герой в сентиментализме более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг.
Богатый духовный мир простолюдина – одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.
Славились вечные ценности: любовь, природа, дружба.
Представители: Н.М.Карамзин, В.А.Жуковский.
Слайд 12 РОМАНТИЗМ
Романтизм ( от французского означает
«странное», «фантастическое», «живописное») – идейное и художественное направление 18 – 1-й половины 19 в.в.
Его основная идеологическая предпосылка – разочарование в буржуазной цивилизации; в социальном, политическом и научном прогрессе. Разочарование в обществе постепенно разрослось до «космического пессимизма», оно сопровождалось настроениями безнадёжности, отчаяния, «мировой скорби». Мир предстал «лежащим во зле».
Отсюда у романтиков уход от действительности в мир мечты. Отвергая повседневную жизнь современного общества, они стремились ко всему необычному. Их привлекали фантастика, народное творчество, минувшие исторические эпохи. Их волновали необыкновенные и яркие картины природы; жизнь, быт и нравы далёких стран и народов.
Романтизм раскрывает необычайную сложность, глубину внутреннего мира человека» тайные движения души человека.
Представители: молодой А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев.
Слайд 14 РЕАЛИЗМ
Реализм ( от латинского
– действительный) – правдивое и объективное отражение действительности, художественное исследование жизни, постижение и воссоздание лежащих в её основе закономерностей.
Писатели-реалисты показывают сложность, противоречивость, взаимосвязанность жизненных явлений. Их творческая деятельность проникнута стремлением глубоко и полно передать правду жизни и произнести свой суд над ненормально устроенным обществом.