Слайд 1Русалки
Русалкою морской мечтала
Я быть, чтобы всегда в воде
Свободу чувствовать. Как надо
мало
Для счастья полного тебе и мне.
Слайд 2
О, как хочу я быть свободной
И ощущать свободу там,
Где нет земли,
где в сфере водной
Потомкам будет жизнь дана.
Слайд 3
"РУСАЛКА" Гумилев Николай Степанович
На русалке горит ожерелье,
И рубины
греховно-красны,
Это странно-печальные сны
Мирового, больного похмелья.
На русалке горит ожерелье,
И рубины греховно-красны.
У русалки мерцающий взгляд,
Умирающий взгляд полуночи,
Он блестит, то длинней, то короче,
Когда ветры морские кричат.
У русалки чарующий взгляд,
У русалки печальные очи.
Я люблю ее, деву-ундину,
Озаренную тайной ночной,
Я люблю ее взгляд зоревой
И горящие негой рубины...
Потому что я сам из пучины,
Из бездонной пучины морской.
Слайд 4 И в мире как прежде поднимется солнце и светит.
И
лес заповедный раскинулся снова во мгле
Какая краса , и какое приволье на свете.
И вновь Берегини идут по прекрасной земле.
Слайд 5Почти невесомы, беспечны они и крылаты
О легкие бабочки наших несбывшихся грез
Куда
ты сегодня? И снова стремится куда-то
К надеждам и снам. И спасает от слез и от гроз
И грозные боги устало взирают и верят,
Что эти просторы навеки они сберегут.
И им подчиняются птицы и дикие звери.
Как тихо в лесу, только там Берегини живут.
Слайд 9Мемозины
Мемозина - Водяной дух в облике женщины.
Упоминания о мемозинах, полурыбах полуженщинах, чаще
всего встречается в поверьях юго - западных районов России. Мемозины (голова, руки и брюхо женские, а вместо ног - рыбий хвост) напоминают фараонок ; их считают произошедшими из людей, которые утонули во время преследования идущих через Чермное (красное) море евреев. “Мемозины эти замечательны так же пением, до такой степени прекрасны, что когда поют, море перестает волноваться и человек может заслушаться навеки (Зеленин 1916). Надо полагать в этом мемозины сходны с сиренами, которые тоже обладали чарующим голосом.
Слайд 10Мавки
Мавки - (слав.миф) вид русалок. Особенно любят при полном месяце появляться. Распоясывается
так что не ставит ни во что ни охранительный чеснок, ни траву полынь. И через железную цепь не побоится перешагнуть. Мавки плещутся в реке, а потом вылезают на берег чесать свои зеленые кудри, а путников просят позычить им для этого дела свой гребешок. Если дать его наглым и мокрым девкам, они расчешутся и вернуться в реку с миром, а гребень придется выбросить, иначе потом облысеешь. Если же не дать, пожадничать то замучают мавки до смерти.
Слайд 11Луна взглянула в гладь речную,
Украсив след свой серебром,
И вод прохладных дочь
младую
Зовет покинуть сонный трон.
Вздох легкий был лучам приветом;
Душа прервала сна полет,
И, облачившись лунным светом,
Русалка на берег идет.
Слайд 12Русалка.
Давным-давно,
В старом русле реки,
Из грязи болотной
И глины-
Явилась русалка,
Собой хороша,
Зеленые волосы
Длинны.
Ей путь
отыскать
Помог водяной
В бескрайние
Синие воды.
И вот уж прошли
Серых дней
Чередой
Ее одиночества годы.
Блистает среди
Океанских глубин,
Играя с дельфинами
В салки.
И принцев не надо,
Чтоб счастливо жить,
Простой
Океанской русалке…
Слайд 13
М. ЛЕРМОНТОВ. РУСАЛКА
Русалка плыла по волне голубой,
Озаряема полной луной;
И хотела она
доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
И шумя и крутясь, колебала река
Отраженные в ней облака;
И пела русалка — и звук ее слов
Долетал до крутых берегов.
И пела русалка: «На дне у меня
Играет мерцание дня:
Там рыбок златые гуляют стада,
Там хрустальные есть города;
Там, на подушке из ярких песков,
Под тенью густых тростников
Спит витязь, добыча ревнивой волны,
Спит витязь чужой стороны.
Расчесывать кольца тяжелых кудрей
Мы любим во мраке ночей,
И в чело, и в уста мы в полуденный час
Целовали красавца не раз.
Но к страстным лобзаньям, не знаю, зачем,
Остается он хладен и нем;
Он спит — и, склонившись на перси ко мне,
Он не дышит, не шепчет во сне!..»
Так пела русалка над синей рекой,
Полна непонятной тоской;
И, шумно катясь, колебала река
Отраженные в ней облака.
Слайд 14В. БРЮСОВ. РУСАЛКА
Она, свои скрывая груди
И лоно зыбким тростником,
На мир, где
колдовали люди,
Смотрела из реки тайком.
Ей был понятен их веселий
И их забот вседневный строй
Призыв пастушеской свирели,
Костер рыбачий под горой.
Она любила хороводы
И песни дев издалека,
Когда ложилась мгла на воды
И стыла темная река.
А в день весенних водосвятий,
Из-под воды едва видна,
Как речь таинственных заклятий,
Молитвы слушала она.
Когда же рой детей, купаясь,
Шнырял по вспугнутой реке,
Она звала их, откликаясь
На непонятном языке.
Но, видя проходящих парней,
Вечеровой порой, в тиши,
Еще нежней, еще коварней
Смеялась, зыбля камыши.
Слайд 15Водяной дедушка - хозяин вод. Водяные пасут на дне рек и озер
стада своих коров - сомов, карпов, лещей и прочей рыбы. Командует русалками, ундинами и прочими водными жителями. Вообще он добрый но иногда любит водяной побаловаться и затащить на дно какого ни будь зазевавшегося человека, чтобы он его развлекал. Утопленники кстати тоже ходят в услужении у водяного.
Слайд 17Русалки … существуют?
Об этих чудесах не говорили раньше. Новорожденных «уродов» не
брали домой в знатные семьи. Их часто заточали с няньками в отдаленных местах, держали в специальных детдомах с соответствующими аномалиями. Некоторых… консервировали в банках, используя для развития науки. Многие считали эти аномалии Божьим наказанием.
Слайд 18«Унда» по-латыни — «вода». В мифологии германских народов издревле известны ундины
— духи воды. На весь мир их прославила повесть «Ундина», которую написал граф Фуке де ла Мотт и перевел на русский язык стихами В. А. Жуковский.
Ундины — красавицы с роскошными волосами, прекрасно сложенные, длинноногие.
Другое дело — ундине, существующие в прибалтийских народных поверьях (заметьте, корень в слове тот же, латинский). Они — типичные русалки с рыбьими хвостами. Вот что рассказывают о водяных девах ундине в Литве.
Слайд 20
С приходом утренней зарницы
Поднялся над рекой туман,
Ослабив волшебства десницы,
Серебряных лучей обман.
Русалка
в дымке растворилась,
Сокрывшися в речной воде;
С любимым с горечью простилась,
Взяв часть души его себе.
И вновь забудет свои слезы
Во власти тягостного сна;
Любовь останется как грезы,
Которые так ждет она.
Слайд 21
Кем только не была населена земля наша в древности! Какие только
необыкновенные тайны не открывались далеким предкам нашим… Одна из них связана с загадочными существами, ставшими героинями многочисленных легенд и страшных рассказов, – русалками. Неделя от понедельника Троицыной недели до понедельника следующей недели, Духова дня, издавна называлась в народе “русальной”, или “грязной” неделей.
Полагали, что до этого времени русалки спокойно живут в воде и без особой надобности из своих жилищ не выходят.
Кто же они такие, эти странные существа, так пугающие людей своим хохотом, умением защекотать буквально до смерти?
Слайд 22
Звезда.
Оксана Макеева
У лесного ручья вода
Серебристым огнем запылала:
Прокатилась по небу звезда
И
на дно его ночью упала.
Но к ручью меж деревьев и скал,
С виду старый, невзрачный и жалкий
Шел волшебник. Звезду подобрал,
Вставил в перстень и отдал русалке.
А русалка его по любви
Подарила кому-то навечно
И сказала: "Со мною не рви,
Даже нечисть в любви человечна.
Если ты позабудешь меня,
То звезду в тот же миг потеряешь.
Будешь счастлив до смертного дня,
Обо мне ж ничего не узнаешь."
Пролетают и дни, и года,
Люди любят, не зная печали,
И сверкает на небе звезда,
И ручей словно плачет ночами.
Слайд 23Кто они?
Русалки разные у разных народов (и в разных местностях) и
ведут себя по-разному. В славянскую мифологию, считают исследователи, образ русалки пришел с Украины и из Восточной Европы. В России, впрочем, их облик изменился. Из веселых и шаловливых созданий русалки превратились в злых и мстительных существ, наравне с “дедушкой водяным”. Русалок, поющих веселые песни восхитительными и заманчивыми голосами, заменили на лесных реках растрепы и нечесы: бледнолицые, с зелеными глазами и такими же волосами, всегда голые и всегда готовые завлекать к себе только для того, чтобы без всякой особой вины защекотать до смерти и утопить.
Слайд 24Сирены
Мы знаем древнегреческих сирен, женщин-птиц. Еще в V веке «Физиолог» утверждал,
что «образ сирен до пупка женский, другая же половина птичья». Но уже в «Бестиарии» XVI века сирены описываются и изображаются как полуженщины-полурыбы. Альберт Великий упоминает их среди «чудищ поэтических сказаний»: лица их безобразны — но голос, как и у греческих сирен, прекрасен. Сирены средневекового «Бестиария», подобно онокентаврам, олицетворяют двойственность человеческой натуры.
Слайд 26Женские духи вод - водяницы, русалки выплывают на поверхность только под
вечер, а днем спят. Они заманивают прекрасными песнями путников, а потом затаскивают их в омут. Большой праздник у русалок - Купала. В ночь на Купалу русалки танцуют, веселятся, водят хороводы вместе с Купалой и Костромой, которые утонули в реке.
Слайд 27Берегини живут по берегам рек, они оберегают людей от злых духов,
предсказывают будущее, а также спасают маленьких детей, оставшихся без присмотра и упавших в воду.
Берегини- бродницы часто указывали путникам, где расположен брод. Однако, ныне нужно опасаться и этих добрых духов, ибо многие из них стали злыми лобастами, когда люди забыли о Русалиях и перестали следить за чистотой вод. А коли озеро, либо старое русло реки становилось болотом - все водные жители либо переселялись в живые реки и озера, либо становились болотниками и болотницами.