Слайд 1
Проблемно-диалогическое обучение.
Урок.
Исполнитель: Келеш Н. В.,
учитель МКОУ СОШ №
2
р.п. Бисерть Нижнесергинского района
Свердловской области.
Слайд 2Иван Сергеевич Тургенев.
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык— это клад,
это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса»
Слайд 31. (Не) оглянувшись он бе…трашно (по)ш..л (в)перёд.
2. ( Не) смотря (ни)
(на) кого весёлая девочка выб…жала (из) палатки.
3. (Не) смотря на усталость мы с удовольствием подн…лись на в…ршину горы
Слайд 4Задание: вставьте буквы, раскройте скобки, объясните орфограммы, определите части речи, выделите
главные члены предложения.
(Не) оглянувшись он бе…трашно (по)ш..л (в)перёд.
Слайд 5Проверьте написанное!
Не _ оглянувшись (не с деепричастиями пишется раздельно), он бесстрашно
(c пишется на конце приставки перед глухим) пошёл (по - приставка, в корне глагола под ударением пишется ё) вперёд (в – приставка в наречии).
Запятая поставлена в предложении с одиночным деепричастием, которое обозначает добавочное действие при основном действии «пошёл».
Слайд 7Задания к первому предложению:
Подберите синтаксический синоним в форме простого осложнённого предложения
(с ОЧП, с ДО)
ИЛИ
Подберите синтаксический синоним в форме сложного придаточного предложения (СПП)
Слайд 8Образец выполнения задания по первому предложению
Он не оглянулся и пошёл вперёд.
Он
пошёл вперёд и не оглянулся.
Когда шёл вперёд, он не оглядывался.
(Когда ), [ ].
И
И
Слайд 9Задание: выполните синтаксический разбор предложения.
( Не) смотря (ни) (на) кого весёлая
девочка выб…жала (из) палатки.
Слайд 10Задание: выполните синтаксический разбор предложения.
деепричастие Д О
мест. прилаг.
Не смотря ни на кого, весёлая
сущ. глагол предлог сущ.
девочка выбежала из палатки.
(повеств., невосклиц., простое, двусоставное, распростр., осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом).
,
Слайд 12Задания к предложению:
Подберите синтаксический синоним в форме простого осложнённого предложения (с
ОЧП, с ДО)
ИЛИ
Подберите синтаксический синоним в форме сложного придаточного предложения (СПП)
Слайд 13Образец выполнения задания по второму предложению
Деепричастный оборот
Не смотря ни на кого,
весёлая девочка выбежала из палатки.
Деепричастный оборот
Не глядя ни на кого , весёлая девочка выбежала из палатки.
Деепричастный оборот
Не обращая внимания ни на кого , весёлая девочка выбежала из палатки.
[ _._._. , - = ].
Слайд 14Образец выполнения задания по второму предложению
Девочка выбежала из палатки и не
смотрела (не глядела) ни на кого.
(предложение с ОЧП)
Девочка выбежала из палатки и не смотрела (не глядела) ни на кого.
(предложение с ОЧП)
И
Слайд 15Образец выполнения задания по второму предложению
Придаточное предложение
Когда девочка выбежала из палатки,
Главное предложение
она не смотрела (не глядела) ни на кого
(Когда ),[ ].
Слайд 16Таблица ЗУН (знаю, умею, научился)
Слайд 17Задание: сопоставьте предложения.
Деепричастный оборот
Не смотря ни на кого, весёлая девочка
выбежала из палатки.
(Не) смотря на усталость мы с удовольствием подн…лись на в…ршину горы
Слайд 18Задания к предложению:
Подберите синтаксический синоним в форме простого осложнённого предложения (с
ОЧП, с ДО)
ИЛИ
Подберите синтаксический синоним в форме сложного придаточного предложения (СПП).
(Не) смотря на усталость мы с удовольствием подн…лись на в…ршину горы
Слайд 19Осторожно:
грамматическая ошибка!
Нельзя сказать « Смотря на усталость, мы с удовольствием
поднялись на вершину горы».
Слайд 20Образец выполнения по третьему предложению
Мы с удовольствием поднялись
на вершину горы,
хотя и устали.
[ ], (хотя ).
Слайд 22Задание: сопоставьте предложения.
Одиночное деепричастие
Не оглянувшись, он бесстрашно пошёл
вперёд.
Деепричастный оборот
Не смотря ни на кого, весёлая девочка выбежала из палатки.
Произв.предл.+сущ.
Несмотря на усталость мы с удовольствием поднялись на вершину горы.
Слайд 23Обстоятельство со значением уступки.
8.Обстоятельства уступки. Они отвечают на вопросы несмотря на
что? вопреки чему? и обозначают явления, препятствующие или не соответствующие действиям или состояниям, о которых сообщается в грамматической основе предложения.
Предложения с обстоятельствами уступки как бы противоположны предложениям с обстоятельствами причины, передающими естественное соответствие между явлениями. В предложениях же с обстоятельствами уступки говорится о явлениях, которые наблюдаются вопреки обстоятельствам: Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро... (М. Лермонтов); ...Слепцов, несмотря на болезнь, не прекращал интенсивной творческой работы (К. Чуковский).
Слайд 24Образец выполнения по третьему предложению.
Несмотря на усталость, мы с удовольствием поднялись
на вершину горы.
Произ.предл.+ сущ.
[ -.-.-. -. , - = ].
Мы с удовольствием поднялись
на вершину горы,
хотя и устали.
[ ], (хотя ).
Слайд 25Вопросы учащимся.
1.Какую же общую тему мы
рассматриваем на уроке?
2. Какую тему мы
изучали несколько уроков в течение апреля?
3. Содержание какой темы нам понадобилось повторить при работе?
Слайд 26Ответ на вопросы.
1.Обособленное обстоятельство.
2.Предлоги .
3.Синтаксис и пунктуация.
Слайд 28Определение темы урока.
Обособленное обстоятельство, выраженное производным предлогом и существительным со значением
уступки.
Слайд 33Задание:
Обобщите всё сказанное на уроке группой, составьте схему, где отразите и
изученный материал, и новый.
Форму схем выбирайте самостоятельно.
Слайд 34Примерный продукт групповой работы.
Обособленное обстоятельство
Выражено одиночным деепричастием
Выражено
деепричастным оборотом
Выражено производным предлогом с
существительным со значением
уступки.
знакомое
знакомое
Новое
Слайд 35Рефлексия.
сегодня я узнал…
было интересно… было трудно…
я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу…
я почувствовал, что я приобрёл… я научился…
у меня получилось … я смог… я попробую…
меня удивило… мне захотелось…
Слайд 36Таблица ЗУН (знаю, умею, научился)
Слайд 39Тема урока.
Обособленное обстоятельство, выраженное производным предлогом и существительным со значением уступки.
Слайд 40Вам на размышление!
Несмотря на усталость, мы с удовольствием поднялись на вершину
горы.
Егор смог добраться до вершины благодаря поддержке командира.
Слайд 41УУД
Регулятивные
- определение последовательности действий (1 этапе и создании проблемной ситуации);
-
постановка учебной задачи (при создании проблемной ситуации);
- Самоконтроль (на этапе рефлексии);
- коррекция- выделение и осознание усвоенного и нового (на этапе мотивации и рефлексии) ;
- проявление способности к мобилизации сил и энергии (на этапе решения проблемных заданий)
Слайд 42УУД
Познавательные (общеучебные и логические)
- поиск
и выделение информации в соответствии с поставленной целью (на решении проблемной ситуации);
- анализ информации (на решении проблемной ситуации);
- установление логической цепи рассуждений (на решении проблемной ситуации);
- формулирование проблемы (на этапе мотивации)
- анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (на решении проблемной ситуации);
- рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (на этапе рефлексии, проверки)
Слайд 43УУД
Коммуникативные:
- владение монологической и диалогической формами
речи (на решении проблемной ситуации);
- умение формулировать вопрос – ответ (на решении проблемной ситуации);
- выражение своих мыслей полно и точно (на решении проблемной ситуации, рефлексии); формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (на решении проблемной ситуации);
- постановка вопросов (на решении проблемной ситуации).