Презентация, доклад на тему Обобщение опыта по теме: Словарная работа на уроках русского языка в коррекционной школе

Содержание

МБСКОУ СКОШ VIII вида

Слайд 1Богданова Ирина Владимировна

Богданова Ирина Владимировна

Слайд 2МБСКОУ СКОШ VIII вида

МБСКОУ СКОШ VIII вида

Слайд 3Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с отклонениями в

развитии специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII

Слайд 4Личные данные:
Общий педагогический стаж – 11 лет.
Стаж работы в данном учреждении

– 11 лет.
I квалификационная категория.
Награждена грамотой Управления образования и науки Липецкой области в 2009 году.
Принимала участие в конкурсе «Учитель года – 2007».
Личные данные:Общий педагогический стаж – 11 лет.Стаж работы в данном учреждении – 11 лет.I квалификационная категория.Награждена грамотой

Слайд 5Контактная информация:
Адрес школы: Липецкая область, г. Елец, ул. М. Горького,113.
Телефон школы:

(8-47-467) 4-17-85
Email: elskochVIII@yandex.ru
Сайт: http://school8elec.ru
Контактная информация:Адрес школы: Липецкая область, г. Елец, ул. М. Горького,113.Телефон школы: (8-47-467) 4-17-85Email: elskochVIII@yandex.ruСайт: http://school8elec.ru

Слайд 6Обобщение опыта по теме:

«Применение специальных коррекционных упражнений в словарной работе на

уроках русского языка при обучении детей с отклонениями в развитии»

Обобщение опыта по теме:«Применение специальных коррекционных упражнений в словарной работе на уроках русского языка при обучении детей

Слайд 7Направление работы:
Словарная работа направлена на развитие и коррекцию психологических и

психофизиологических функций, необходимых для успешного усвоения русской речи;
на формирование навыков активного, осознанного, правильного и адекватного использования и понимания языковых средств в устной и письменной речи;
на оказание помощи детям в приобретении опыта разнообразного использования языка.


Направление работы: Словарная работа направлена на развитие и коррекцию психологических и психофизиологических функций, необходимых для успешного усвоения

Слайд 8Вступление.
Работа со словарными словами – одна из ведущих работ на

уроке русского языка. И если провести её интересно, можно быть уверенным на 70 %, что на следующий урок ребёнок повторит словарное слово без труда.
Существует ряд увлекательных упражнений для проведения словарной работы на уроках русского языка, где задействованными оказываются зрительные и слуховые анализаторы. Подбирая упражнения к уроку, надо учитывать, что есть дети, у которых слабо развит зрительный или слуховой анализатор. Для выявления таких отклонений А.Н.Корнев предлагает в книге «Лечебная педагогика» несколько упражнений:
Вступление. Работа со словарными словами – одна из ведущих работ на уроке русского языка. И если провести

Слайд 9Корнев «Лечебная педагогика»
Ребёнку предлагается: «Посчитай, сколько кружков на этой карточке?» (не

пересчитывая пальцем).


Если допущена ошибка – недостаточная интегрированность зрительного анализатора.







Корнев «Лечебная педагогика»Ребёнку предлагается: «Посчитай, сколько кружков на этой карточке?» (не пересчитывая пальцем). Если допущена ошибка –

Слайд 10Корнев «Лечебная педагогика»

«Закройте глаза. Я буду стучать ручкой по доске. Сколько

раз я ударил?» (13). Ошибка – недостаточность слухового анализатора.
Корнев «Лечебная педагогика»«Закройте глаза. Я буду стучать ручкой по доске. Сколько раз я ударил?» (13). Ошибка –

Слайд 11А теперь, учитывая эти недостатки, подбираем упражнения для работы со словарём.

А теперь, учитывая эти недостатки, подбираем упражнения для работы со словарём.

Слайд 12
Определить новое слово, если расположить прямоугольники по степени увеличения количества точек

в каждом из них.




Развивается: устойчивость, распределение и объём внимания, кратковременная произвольная память, речь, аналитико-синтетическое мышление, сообразительность.

Работа зрительного анализатора.

Е …..

В ….

Д ……

Е . .

Д …

М .

Ь …….

Определить новое слово, если расположить прямоугольники по степени увеличения количества точек в каждом из них.

Слайд 13Вы сможете назвать новое слово, если найдёте прямоугольник с его первой

буквой и самостоятельно установите последовательность соединения остальных букв (в порядке возрастания):




р о а л б ь
к
- Подберите родовое понятие к слову корабль. (Корабль – это транспорт.)
- Для чего он предназначен? ( Для перевозки людей и грузов по воде.)
- Объясните пословицы :
Большому кораблю большое плавание.
Воду – кораблям, песок – журавлям.
Попасть с корабля на бал.

Вы сможете назвать новое слово, если найдёте прямоугольник с его первой буквой и самостоятельно установите последовательность соединения

Слайд 14Рассмотрите запись и назовите 2 словарных слова. Как вы их определили?


. . . .
О з а б в т е р а д к обед,завтрак
. . . . . . .
Рассмотрите запись и назовите 2 словарных слова. Как вы их определили?    .

Слайд 15Определение смысла слов.
- Найдите смысловое сходство слов обед и завтрак.
(Это приёмы

пищи.)
- В чём вы видите их различие? (Завтрак – это утренняя еда, а обед – еда в середине дня.)
- Но слово обед означает не только приём пищи в определённое время. Определите значение слова обед в предложении: Сегодня у нас вкусный обед. (Слово обед имеет значение пищи.)
- А какое значение имеет слово обед в следующих предложениях: Отец приехал в самый обед. (Время.) Магазин сейчас закрыт: обед. ( Перерыв в работе.)
Определение смысла слов.- Найдите смысловое сходство слов обед и завтрак.(Это приёмы пищи.)- В чём вы видите их

Слайд 16Значение слов.
У слова обед несколько значений, а у слова завтрак

интересное происхождение. Слово завтрак тесно связано со словом завтра. Чтобы приготовить еду, древним людям требовалось много времени. Для этого надо было обработать тушу убитого животного, зажечь огонь, приготовить еду.



Значение слов. У слова обед несколько значений, а у слова завтрак интересное происхождение. Слово завтрак тесно связано

Слайд 17Пища готовилась на другое утро, на завтра, и поэтому называлась завтраком.

С рассветом надо было идти на поиски новой пищи: ягод, корешков, растений. Некогда было ждать, пока приготовится еда. И в этом не было необходимости: завтрак был готов уже с вечера. В современных условиях можно приготовить завтрак за 10 - 15 минут и быстро его съесть. Но всё равно он называется завтраком.
Пища готовилась на другое утро, на завтра, и поэтому называлась завтраком. С рассветом надо было идти на

Слайд 18Задание:
Найдите эти слова в словаре, напишите их, поставьте ударение, подчеркните

безударные гласные и запомните их.
Какую ещё орфограмму вы заметили в этих словах? (На конце слов парные согласные.)
Проверьте их написание устно.(Завтраки, обеды.)
Прочитайте пословицы, написанные на доске, вставляя одно из изученных слов: Ложка хороша к ………. (обеду.)
Кормить ……………… (завтраками.)
Не будет хлеба, не будет и …………… (обеда.)
Задание: Найдите эти слова в словаре, напишите их, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные и запомните их.

Слайд 19Упражнение на развитие абстрактного мышления:
Назовите 2 слова, которые зашифрованы с помощью

чисел.
1 слово: 3, 1, 11, 6, 12, 13, 1.
( капуста)
2 слово: 3, 1, 5, 13, 4, 7, 10, 9, 8.
( картофель)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
а г к о р у ф ь л е п с т
Упражнение на развитие абстрактного мышления:Назовите 2 слова, которые зашифрованы с помощью чисел.1 слово: 3, 1, 11, 6,

Слайд 20Рассмотрите данный шифр. Разгадайте ключ к шифру.
3

4 5 6 7 8 9 10
1 а м н о р к в у
2 с г д я л ч ц т

2-3, 1-6, 2-7, 1-6, 1-4, 1-3 (солома)
Рассмотрите данный шифр. Разгадайте ключ к шифру.    3 4 5 6 7 8 9

Слайд 21Повторение по теме: «Звуки и буквы».
Зачеркни буквы, обозначающие глухие согласные звуки

в цепочке и вы узнаете слово (берёза):
п б с з а
е т р ё
Повторение по теме: «Звуки и буквы».Зачеркни буквы, обозначающие глухие согласные звуки в цепочке и вы узнаете слово

Слайд 22Определение.
- Подберите родовое понятие к слову берёза.
(Берёза – это дерево.)
- Но

ель, сосна - тоже деревья. Чем они отличаются?
(Берёза – это лиственное дерево.)
- Сформулируйте правильно родовое понятие к слову берёза.
( Берёза – это лиственное дерево с белой корой и листьями в виде сердечка.)
Определение.- Подберите родовое понятие к слову берёза.(Берёза – это дерево.)- Но ель, сосна - тоже деревья. Чем

Слайд 23Из истории слова:
Берёза растёт в России с незапамятных времён. От

цвета коры получила она своё имя, которое обозначает «белый», «светлый». Берёза на Руси – самое любимое дерево. В древние времена Новый год начинался праздничным обрядом не у ёлки, а у берёзы. Берёзовый Новый год существовал до 1343 года. Наши предки верили в лесных, водяных и небесных духов. Но главной среди них считалась Берегиня. Её изображение имело вид священного белого дерева – русской берёзы.
Из истории слова: Берёза растёт в России с незапамятных времён. От цвета коры получила она своё имя,

Слайд 24Задание:
- Найдите слово берёза в орфографическом словаре, напишите, поставьте ударение, подчеркните

безударную гласную. Какая мысль моего рассказа о берёзе поможет вам запомнить непроверяемую безударную гласную е?
(Слово берёза происходит от слова белый.)
- Подберите родственные слова к слову берёза.
(Берёзонька, березняк, подберёзовик.)
Задание:- Найдите слово берёза в орфографическом словаре, напишите, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную. Какая мысль моего рассказа

Слайд 25Повторение по теме: «Местоимение».
Расположить местоимения в порядке их изменения по падежам

и соединить буквы:
МНЕ (С), МЕНЯ (Е), Я (Б), МЕНЯ (Е), ОБО МНЕ (А), МНОЙ (Д) – беседа.
Повторение по теме: «Местоимение».Расположить местоимения в порядке их изменения по падежам и соединить буквы:МНЕ (С), МЕНЯ (Е),

Слайд 26Повторение по теме: «Безударные гласные в корне». Развивается орфографическая зоркость.
Прочитайте

слова: выд..вить, охр..нять, б..лезнь, кр..ситель, зн..чение, умн..жать, аб..жур, сл..мался, л..скает.
Соедините первые буквы слов, в корне которых пишется а, получите словарное слово
(вокзал).
Повторение по теме: «Безударные гласные в корне». Развивается орфографическая зоркость. Прочитайте слова: выд..вить, охр..нять, б..лезнь, кр..ситель, зн..чение,

Слайд 27Повторение по теме: «Имя прилагательное».
Соедините первые буквы прилагательных ж.р., в корне

которых пишется а и узнаете искомое слово (свобода).
Ск..листая местность , п..жарная служба, м..рская глубина, в..гонная дверь, ..бтачная ткань, б..гряная рябина, ок..менелая почва, д..лёкая деревня, д..рогие украшения, ..кварельная краска.
Повторение по теме: «Имя прилагательное».Соедините первые буквы прилагательных ж.р., в корне которых пишется а и узнаете искомое

Слайд 28Найдите, где спряталось словарное слово?
Первая буква искомого слова – согласный

третьего слога в слове солома (солома).
Вторая буква – непроверяемый безударный гласный в слове песок ( песок).
Третья буква – парный глухой мягкий согласный в слове вернуть (вернуть).
Четвёртая буква – последняя в корне слова север (север).
Пятая буква – это окончание в слове яблоко (яблоко).
Соедините буквы, прочитайте слово (метро).
Найдите, где спряталось словарное слово? Первая буква искомого слова – согласный третьего слога в слове солома (солома).Вторая

Слайд 29«Заколдованные слова».
Переставьте слоги местами:
Но мо гра - агроном
Лад шо ко

- шоколад
«Заколдованные слова». Переставьте слоги местами:Но мо гра - агрономЛад шо ко - шоколад

Слайд 30В каждой схеме спрятано по одной букве словарного слова (сверкать):

В каждой схеме спрятано по одной букве словарного слова (сверкать):

Слайд 32На доске изображено игровое поле:

На доске изображено игровое поле:

Слайд 33Определите новое слово.
Для этого на игровом поле найдите домик с первой

буквой искомого слова. Оно другого цвета. Остальные буквы вы узнаете, если вспомните ходы зайчика и определите направление его движения. Зайчик прыгает наискосок через дорожку походу часовой стрелки. Какое слово у вас получилось? (ТОВАРИЩ.)
Определите новое слово.Для этого на игровом поле найдите домик с первой буквой искомого слова. Оно другого цвета.

Слайд 34Значение слова.
- Что обозначает слово товарищ в сочетании боевой товарищ? (Товарищ

– это человек, близкий кому-либо по общей деятельности, условиям жизни, общим взглядам на что-то).
- Найдите слово товарищ в орфографическом словаре. Напишите его. Поставьте ударение.
- Какую особенность его написания вы заметили? (Непроверяемая безударная гласная – о.) Запомните правописание этого слова.
Значение слова.- Что обозначает слово товарищ в сочетании боевой товарищ? (Товарищ – это человек, близкий кому-либо по

Слайд 35Закончите определения (работа слухового анализатора):
Почтальон – это человек, который………………………. .
Квартира –

это отдельное жилое ………………….. в доме, в котором имеются комнаты, кухня,………. .
Комната – это отдельное …………… в квартире, где отдыхают, спят, работают.

Закончите определения (работа слухового анализатора):Почтальон – это человек, который………………………. .Квартира – это отдельное жилое ………………….. в доме,

Слайд 36Слово потерялось в круге.
Найдите первую букву, она выделена ярче других,

далее читайте по часовой стрелке через две буквы.

Т
Слово потерялось в круге. Найдите первую букву, она выделена ярче других, далее читайте по часовой стрелке через

Слайд 37Родовое понятие слова.
-Какое это слово? (Топор.)
- Подберите родовое понятие к слову

топор. (Это орудие труда.)
Учитель показывает рисунок с изображением топора.
- Из каких частей состоит топор? ( Из железной и деревянной.)
- Деревянная часть называется топорищем. Дайте описание железной части топора.( Лезвие и утолщённая сторона с отверстием для топорища.)
- Утолщённая сторона с отверстием для топорища называется обухом.
- Для чего предназначен топор? (Для рубки деревьев, для разных работ по дереву.)
Родовое понятие слова.-Какое это слово? (Топор.)- Подберите родовое понятие к слову топор. (Это орудие труда.)Учитель показывает рисунок

Слайд 38Пословицы.
Топор – это орудие труда, которое человек использует с древних времён

и во многих работах, поэтому возник целый ряд пословиц, в которых присутствует это слово:
За комаром не ходят с топором.
Дал топор, дай и топорище.
Сказал, как топором отрубил.
Что написано пером, того не вырубишь топором.

Пословицы.Топор – это орудие труда, которое человек использует с древних времён и во многих работах, поэтому возник

Слайд 39Работа слухового анализатора.
Игра «Устами учащихся»: каждый пытается объяснить, дать определение задуманному

словарному слову. Остальные должны отгадать и записать данное словарное слово.
Работа слухового анализатора.Игра «Устами учащихся»: каждый пытается объяснить, дать определение задуманному словарному слову. Остальные должны отгадать и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть