Слайд 1Повторим
пунктуацию
Обобщающий урок
Подготовила учитель русского языка, Заслуженный учитель КЧР
Шхагошева Ю.У.
Слайд 2Цели:
повторить, закрепить правила пунктуации;
Уметь ими пользоваться как в устной, так и
в письменной речи;
Объяснить значение каждой пунктограммы.
Слайд 3Оборудование:
Плакаты с цитатами;
Таблицы – памятки;
Схемы предложений;
Занимательное.
Слайд 4Эпиграф:
Человек, любящий и умеющий читать, -
счастливый человек.
К.Паустовский
Слайд 5I. Слово учителя
Так как все пишущие выступают в роли читающих и,
наоборот, все читающие – и в роли пишущих, то значения знаков препинания должны быть едиными для всех грамотных людей, пользующихся языком.
Слайд 6I.
Ведь знаки препинания устанавливают связи между словами, оборотами, частями предложения и
предложениями. Помогают пишущему точнее выразить мысль, а читающему правильнее ее понять.
Слайд 7II. Правила пунктуации
? Зачем нужно знать правила пунктуации и уметь ими
пользоваться?
пунктуация, как и все другие знаки письменного языка, служит целям общения между людьми.
при помощи знаков препинания пишущий выражает определенные значения и оттенки, вкладываемые им в свое письменное высказывание. А читающий, видя пунктуационные знаки в тексте, на основании их воспринимает выраженные ими значения и оттенки.
Слайд 81. Пунктуационный разбор
? Почему в эпиграфе сочетаются два знака препинания в
одном месте?
( п/о; подлеж. – сказ.).
Мать, бывало, погладив его по кудрявой головке, говаривала: «Кушай, касатик».
( вв.сл.; д/о; пр./р.; обращение).
Человек, любящий книги, окружен множеством умных, добрых и верных друзей.
( п/о; однородн. чл.).
Слайд 92. Творческое списывание с доски
Вы не поняли мой вопрос и потому
говорите не на тему.
Вы не правы и не должны настаивать на своем.
Ваш вариант решения задачи неудачен, нужно избрать другой ход рассуждений.
! Попытайтесь при помощи вводных слов смягчить категоричность, резкость данных высказываний.
Слайд 10На доске:
быть может
вероятно
видно
думается
кажется
? Что выражают вводные слова?
Слайд 113. Итак:
? Какие знаки препинания вы знаете и как они «работают»
в речи? (по памяткам)
Разделяющие и
Выделяющие.
Слайд 12Памятка:
- Запятая разделяет
- Тире разделяет
- Двоеточие разделяет
- Точка с запятой разделяет
- однородные члены предложения;
- простые предложения в составе сложного;
- состав подлежащего и состав сказуемого;
- прямую речь и слова автора;
- обобщающее слово и однородные члены;
- обобщающее слово и однородные члены при них;
- слова автора и прямую речь;
- Простые предложения в составе сложного.
Слайд 13Памятка:
-запятая выделяет
- Кавычки выделяют
- Скобки выделяют
- многоточие…
- вводные слова;
- обращения;
- причастный
оборот;
- деепричастный оборот;
- сравнительные обороты;
- прямую речь;
- цитаты;
- названия книг, газет…
- уточнения;
- вводные предложения;
- пропуск слов;
- продолжение следует
Слайд 143.
В конце предложения ставится ., ?, !. Эти знаки препинания обозначают
границу предложения. Следовательно, они выделяют предложения в тексте, помогая точно понять написанное, и читать текст с нужной интонацией.
В простом предложении встречаются такие знаки препинания: -, :, «», ,. Они либо разделяют, например: - - члены предложения, либо выделяют, например: , - вводные слова, обращения; «» - прямую речь.
Слайд 153.
Простые предложения в составе сложного разделяются , и ;. Благодаря этому
легче воспринимается сложная мысль, выраженная в сложном предложении.
В предложениях с прямой речью : разделяет слова автора и прямую речь, а «» выделяют прямую речь.
Слайд 164. Объяснительный диктант
! Воспользоваться информацией, данной выше.
Есть на наших просторах благодатный
пояс земли, называемый средней полосой. Она хороша умеренностью всего: тепла, влаги, солнца. Чайковский, Левитан, Бунин, Паустовский, Пришвин были сердечно привязаны к неброской поэтичной природе средней полосы. Средняя полоса – это густые леса в северной ее части и лесостепь к югу.
Слайд 175. Самостоятельная работа (по карточкам со схемами).
! Объяснить пунктограмму, отраженную на
схеме. Привести пример.
1). [ ]. [ ]? [ ]!
2). [сущ. в и.п. – сущ. в и.п.].
3). [ o, o, o]. [o и o].
4). [ О! ]. [ Вв.слово,].
5). [ д/о, сказ-е ].
6). [ слово, п/о ].
7). [ ], а [ ].
8). [ ], ( как).
Слайд 186. Разминка.
Любопытная история.
Однажды французский писатель Виктор Гюго отправился в Пруссию.
На границе жандарм, заполняя специальную анкету, спросил писателя:
Чем занимаетесь?
Пишу.
Я спрашиваю, чем добываете себе средства к жизни?
Пером,- последовал ответ писателя.
Запишем,- проговорил жандарм,- Гюго – торговец пером.
? Что особенного в этом тексте? Какие знаки употребляются? Для чего? ( выделить и разделить реплики говорящих).
! Составить небольшой диалог «Любите ли вы русский язык?»
Слайд 19III. Итог.
Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат
текст и не дают ему рассыпаться.
К.Паустовский
Слайд 20IV. Д/з:
Подготовить выступление о каждом знаке препинания (отдельно на выбор) с
примерами.
Слайд 21V. Разминка.
Из букв слова пунктуация составить как можно больше слов.