Слайд 1ЮКО Шардаринский район
Школа-гимназия имени Т. Айбергенова
Тайшабай Г. С.
учитель русского языка и литературы
«Все мы должны немало
потрудиться для того, чтобы каждый из нас с гордостью мог произносит слова: «Я - казахстанец»».
Н.А. Назарбаев
Слайд 2Тема: Обобщающее слово при однородных членах предложения.
Слайд 3Цель урока: анализируя вместе с учащимися предложения, дать понятие об обобщающем
слове ; помочь учащимся самостоятельно вывести правила постановки знаков препинания при обобщающих словах; углубить знания учащихся о связи между однородными членами предложения.
Слайд 4Отгадать загадки, найти однородные члены предложения. (устно)
1.Летом одевается, а зимой раздевается.
2.Днем отдыхает , а ночью летает, всех криком пугает.
3. Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут.
4.Меня бьют, колотят, ворочают, режут, Я же терплю и всем добром плачу.
Слайд 51.Летом одевается, а зимой раздевается.
( ДЕРЕВО – АҒАШ -
tree)
2.Днем отдыхает , а ночью летает, всех криком пугает.
(СОВА – ҮКІ - OWL)
3. Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут.
(ОБЛАКА – БҰЛТ - clouds )
4.Меня бьют, колотят, ворочают, режут, Я же терплю и всем добром плачу.
(ЗЕМЛЯ – ЖЕР - Earth)
Слайд 7Спишите, обозначая обобщающие слова и однородные члены предложения.
1)Смех, крики, ропот, шум
и ржанье – всё дышит буйством и войной.
2) Ни дерево, ни вода – ничто не шелохнётся.
3) Всё путь ему: болото, бор, кусты, утёсы и овраги.
4) На песках всё свое, особенное: и травы, и кустарники, и птицы, и насекомые.
Слайд 8Парная работа выполняют
по методу «Зигзаг»
Учащиеся первой группы составляют
начало предложения, а вторая группа дополнят и заканчивают.
«Аллея сознания»
1.На траве на былинках на соломинках всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин.
2.От дома то деревьев от голубятни ото всего побежали длинные тени.
3.Ни один след ни лыжный ни пеший ни человеческий не пересекал лыжную тропу.
4. Все поля небо кусты морозный туман окрасились розовым цветом.
5. Ни столба ни стога ни забора ничего не видно.
6. Три вещи нельзя скрыть огонь любовь и кашель.
7. Вокруг не было видно ни души ни человека ни лошади ни птицы ни машины.
8. Стихи я люблю читать всякие какие только попадались мне в руки и те которые хорошо понимал и те где было много неясного.
9. Удочки черви спички для костра всё было готово для рыбалки.
10. Северная зима ковры снега треск огня в печах и свет зимней ночи все это располагает к сказке.
«Аллея сознания»
1.На траве, на былинках, на соломинках - всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин.
2.От дома, то деревьев, от голубятни - ото всего побежали длинные тени.
3.Ни один след: ни лыжный, ни пеший, ни человеческий - не пересекал лыжную тропу.
4. Все: поля, небо, кусты, морозный туман - окрасились розовым цветом.
5. Ни столба, ни стога, ни забора - ничего не видно.
6. Три вещи нельзя скрыть: огонь, любовь и кашель.
7. Вокруг не было видно ни души: ни человека, ни лошади, ни птицы, ни машины.
8. Стихи я люблю читать всякие, какие только попадались мне в руки: и те, которые хорошо понимал, и те где было много неясного.
9. Удочки, черви, спички для костра - всё было готово для рыбалки.
10. Северная зима, ковры снега, треск огня в печах и свет зимней ночи - все это располагает к сказке.
Слайд 12Вставьте пропущенные знаки препинания. Укажите, какими членами предложения являются однородные члены
и обобщающие слова.
На фабриках, на заводах – везде происходили митинги.
И лицо и походка и взгляд – всё изменилось в Наташе.
Егорушка отдыхал на берегу реки: лежал на спине, нежился на солнышке, брызгался, кувыркался, плавал.
Белка собрала грибы: маслята и подберёзовики.
Слайд 13Вставьте пропущенные знаки препинания. Укажите, какими членами предложения являются однородные члены
и обобщающие слова.
На фабриках, на заводах – везде происходили митинги.(обстоятельство)
И лицо и походка и взгляд – всё изменилось в Наташе. (подлежащее)
Егорушка отдыхал на берегу реки: лежал на спине, нежился на солнышке, брызгался, кувыркался, плавал. (сказуемое)
Белка собрала грибы: маслята и подберёзовики. (дополнение)