Слайд 1«Обнакновенный великан»
Творчество В.В.Маяковского
Автор - Шаповалова О.В. , учитель русского языка и
литературы
МБОУ «Лингвистическая гимназия № 20» г. Сарапул Удмуртская Республика
Слайд 2Маяковский «окрасил» собой целую эпоху.
Слайд 3Гипербола
Гипербола в стихах Маяковского не только основной троп, но и способ
построения образа лирического героя. Он – «обнакновенный великан», по выражению М.Цветаевой, Гулливер в стране лилипутов.
Слайд 4Поэт - оратор
Маяковский – первый русский поэт-оратор. Мотив крика – ведущий.
Его митинговый стих рассчитан на резонанс площади (как стих Г.Р.Державина был построен на резонанс дворцовой залы)
Ораторская интонация оды проявляется даже в самых личных стихах.
Слайд 5По Маяковскому, поэт – это агитатор, горлан-главарь, который «должен кастетом кроиться
миру в черепе», он должен бороться за переустройство мира
Стих должен обладать взрывной, действенной силой
Поэт не сообщает, рассказывает, а убеждает, доказывает. Его естественное поприще – трибуна, эстрада, площадь.
Слайд 6Формула крика
В поисках формулы крика Маяковский ломает привычную ритмическую структуру стиха.
Специфика
речи лирического героя – сочетание публицистичности и фамильярности.
Слайд 7Новаторские черты
1) изменение метра (появляется тонический акцентный стих)
2) основой стиховой речи
становится ритмически выделенное слово.
3) интонационные куски располагаются «лесенкой»
4) меняется темп стихотворения, появляется «телеграфный, растрепанный синтаксис»
Слайд 8Новаторские черты
5) Употребление «самовитых» слов (неологизмов, окказионализмов – «адище города», «крохотные
адки», «Мыслишки звякают лбенками медненькими», «такая бредь», «вечер декабрый» и т.д.
6) Гипербола как выход за пределы нормы (слеза размером с море, прокуренная комната становится адом, закат пылает в 140 солнц, зевота раздирает рот шире Мексиканского залива)
Слайд 9Новаторские черты
А.Белый: «Гипербола Маяковского – невиданный зверь, но он его приручил»
Гипербола стала рупором в руках поэта-великана.
7) Превращение гиперболического сравнения или метафоры в развернутую картину, материализация ее. С помощью сложных ассоциативных метафор воссоздается работа подсознания и вскрываются архаические пласты мышления (память детства, историческая память человечества.)
Слайд 11Багровый и белый отброшен и скомкан,
в зеленый бросали горстями дукаты,
а черным
ладоням сбежавшихся окон
раздали горящие желтые карты.
Слайд 12Багровый закат и облака сменяются темнотой. В зелени бульвара вспыхивают яркие
круги электрических фонарей. Черные прямоугольные окна меняют цвет на желтый.
Слайд 13Может быть более экспрессивный характер изображения:
Ветер колючий
трубе
Вырывает
дымчатой шерсти
клок.
Лысый фонарь
сладострастно снимает
с улицы
черный чулок.
Слайд 14Продолжатель традиций
1) Преемник классицизма:
А) воспевает государство, выполняет социальный заказ
Б) общественные ценности
выше личных
В) отсылки к традициям оды и сатиры.
Слайд 152) Преемник романтизма. Лирический герой Маяковского – гиперболизация, предельное заострение романтического
персонажа с его вызовом миру, противоречивостью, смятенностью душевной жизни.
Слайд 163) Преемник реализма:
А) интерес к воссозданию образа эпохи
Б) социальная типизация характеров
«Баня», «Клоп»
В) огромный интерес к теме быта
Г) углубленное психологическое исследование внутреннего мира человека в лирических поэмах.
Д) продолжение традиций любовной и гражданско-публицистической лирики.
Слайд 17Лирический герой
Лирический герой Маяковского имеет две ипостаси:
1) оптимистически настроенный герой великой
эпохи «Хорошо!»
2) трагическая, одинокая, страдающая личность
Слайд 18Своеобразие ранней лирики
Футуризм Маяковского включал в себя не только стремление овладеть
мастерством, но и атеизм, и антибуржуазность, и революционность.
Герой ранней поэзии Маяковского стремится отринуть обыденное, преобразовываясь в сверхчеловека, но человеческое в нем сохраняется
Слайд 19Герой готов отдать все «за одно только слово ласковое, человечье», но
вокруг бездарные пошлые существа. Отсюда – тоска, мечта, озлобленность. Недаром его называют богодьяволом, прекрасным мерзавцем.
Слайд 20Одна из самых важных тем – тема трагического одиночества, проблема непонимания
поэта.
Основной конфликт –
противостояние «я» и мира.
Слайд 21Символические мотивы:
1) Утрата человеческого языка («Вот так я сделался собакой»)
2) Похороны
смеха («Чудовищные похороны»)
3) распродажа душевных богатств за одно ласковое слово («Дешевая распродажа»)
Слайд 22Характерные мотивы
Смерть, тоска, одиночество – характерные мотивы раннего Маяковского.
Слайд 23Футуризм как урбанизм
Футуризм Маяковского проявляется прежде всего, как урбанизм. Лирический герой
по имени «Владимир Маяковский» существует в «адище города»,
Слайд 24Футуризм как урбанизм
уличная толпа представляется ему «стоглавой вошью», он читает «железные
книги» вывесок, шарахается от «рыжих дьяволов» - автомобилей, идет разгонять тоску в кинематографы, в трактиры, в кафе, целует «умную морду трамвая».
Слайд 26Городской хронотоп
Маяковский продолжает городскую линию, городской хронотоп русской литературы (Пушкин, Гоголь,
Достоевский, Блок), но он делает предметом изображения уже не конкретный Петербург, а Большой Город вообще. Это детище цивилизации в стихах Маяковского живописуется не со стороны, как пейзаж, а изнутри, как привычная среда обитания в ее ужасных и прекрасных чертах.
Слайд 27Городской хронотоп
Это детище цивилизации в стихах Маяковского живописуется не со стороны,
как пейзаж, а изнутри, как привычная среда обитания в ее ужасных и прекрасных чертах.
Слайд 28Музыка города
Поэт превращается в «обнакновенного великана», Гулливера, способного сыграть музыку города
на «флейте водосточных труб».
Слайд 29Хар
Город Маяковского противопоставлен живой природе, но может быть расширен до пределов
вселенной
Слайд 30Хар
Ни разу, как Бунин или Есенин, не описав осенний лес
или тишину деревенской улицы, Маяковский по-свойски обращается с мирозданием.
Слайд 31Хар
Звезды – то плевочки, то клещи, солнце заходит на чай. Весь
мир представляется продолжением Невского проспекта, а вселенная – добродушным медведем или уютным домашним псом.
Слайд 32Хар
Эй, вы! Небо!
Снимите шляпу! Я иду!
Глухо. Вселенная спит,
Положив на лапу
с клещами звезд Огромное ухо.
Слайд 33Х
Поэт не восхищается гармонией сфер, как одописцы XVIIIв. Или философы XIX
в. Он делает мироздание площадкой, местом действия трагедии по имени «Владимир Маяковский»
Слайд 34Ахиллесова пята великана
М.Цветаева проницательно увидела ахиллесову пяту «обнакновенного великана»: «Все творчество
Маяковского – балансировка между великим и прописным. Общее место, доведенное до величия, - вот зачастую формула Маяковского».