Слайд 1
О проблемном обучении
на уроках
русского языка и литературы
Трифонова Марина Владимировна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Зоркальцевская СОШ»
Томского района
Слайд 2Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая
самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки.
Слайд 3Задачи проблемного обучения:
1) Учить мыслить логично, научно, творчески.
2) Сделать учебный материал
более доказательным и убедительным для учащихся, формировать не просто знания, а знания-убеждения.
3) Содействовать формированию прочных знаний, так как сведения, самостоятельно добытые учащимися, прочно сохраняются в памяти, а если забываются, то их легко восстановить, повторив ход рассуждения, доказательства, аргументации.
4) Воздействовать на эмоциональную сферу школьников, формируя такие чувства, как уверенность в своих силах, удовлетворение от напряженной умственной деятельности.
5) Формировать элементарные навыки поисковой и исследовательской деятельности.
6) Формировать и развивать положительное отношение, интерес как к учебному предмету, так и к учению вообще.
Слайд 4Методы проблемного обучения:
Проблемное изложение материала
Поисковая беседа
Самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся
Слайд 5Этапы проблемного обучения:
1. Подготовка к восприятию проблемы.
2. Создание проблемной ситуации.
3. Формулирование
проблемы.
4. Процесс решения проблемы.
5. Доказательство правильности избранного решения.
Слайд 6Методические приёмы создания проблемных ситуаций:
Подвести школьников к противоречию и предложить им
самим найти способ его решения
Столкнуть противоречия в практической деятельности
Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос
Предложить классу рассмотреть проблему с различных позиций
Побуждать школьников делать сравнения , обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты
Ставить конкретные вопросы, направленные на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.
Предложить проблемные теоретические и практические задания.
Поставить проблемные задачи( например, с недостаточными, избыточными или заведомо ошибочными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, с ограниченным временем решения).
Слайд 7Урок литературы 5 класс
Тема «Волшебные сказки»
За что мы любим сказочных
героев: Царевну-лягушку, Василису Премудрую, Василису Прекрасную, Ивана- Царевича, Ивана-дурачка и других сказочных героев?
Какие качества этих героев сделали их столь любимыми в народе?
Слайд 8Урок литературы 7 класс
Тема: Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
Можем ли мы оправдать
Андрия?
Зачем Н.В.Гоголь убил Тараса Бульбу?
Слайд 9Урок литературы 5 класс
Тема: Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»
Почему Жилин попал в
плен?
Почему произведение Л. Толстого называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»?
Слайд 10Урок русского языка 5 класс
Тема: «Пунктуация»
Подумайте, так ли важно, где
мы будем ставить знаки препинания?
Очень – очень
Странный вид:
Речка за окном горит
Чей – то дом
Хвостом виляет
Пёсик из ружья
Стреляет
Мальчик
Чуть не слопал
Мышку
Кот в очках
Читает книжку
Старый дед
Влетел в окно
Воробей
Схватил зерно
Да как крикнет, улетая:
- Вот что значит запятая!
(Б.Заходер)
Слайд 11Урок литературы 6 класс
Тема: А.С.Пушкин «Дубровский»
Когда главный герой (Дубровский) более привлекателен
для вас?
Почему лишь в 11 главе мы узнаем, что Дефорж – это Дубровский?
Почему Маша отказалась принять женитьбу от Дубровского?
Слайд 12Урок литературы 6 класс
Тема: Бунин «Детство»
Почему автор центром своего произведения
выбрал сосну?
Какие иллюстрации созвучны бунинской идеи?
Почему у Шишкина на всех его картинах, где изображены сосны, нет макушек?