Слайд 1Николай Васильевич Гоголь
ЧИТАЕМ ПОВЕСТЬ «ПОРТРЕТ»
Автор – учитель русского языка и литературы
МОУ Дмитровская СОШ № 9 Русак Инна Николаевна
Слайд 2Для начала…
Гоголем подробно разрабатывается чрезвычайно важная (если не сказать важнейшая) для
его творчества тема –
тема ХУДОЖНИКА и его
ответственности перед
БОГОМ, ЛЮДЬМИ и САМИМ СОБОЙ
за свое ТВОРЧЕСТВО.
Именно этот круг вопросов волновал писателя во время создания «Мертвых душ».
Поэтому…
Слайд 3разговор начнем с композиции…
Повесть состоит из 2-х частей, выделенных самим Гоголем:
1-я
часть посвящена истории художника Чарткова,
2-я – обстоятельствам создания портрета и судьбе его автора.
События 2-й части в реальности предшествуют событиям 1-й части:
вначале портрет был написан, а затем уже волею судеб попал к Чарткову.
Слайд 4Зачем же Гоголь переставляет события, меняя их последовательность?
Автор поддерживает постоянное напряжение,
так сказать, занимательность повести: ведь 1-я часть содержит фактически загадку, ключ к которой читатель получает лишь во 2-й части!
А вспомним произведения А.С.Пушкина – роман «Дубровский», повесть «Метель»…
Следует отметить особую любовь авторов
(в том числе и Николая Васильевича) к
тайне, умолчанию, загадке…
Слайд 5Итак, 1-я часть –
история художника Чарткова.
Вся она располагается словно между
2-мя точками.
НАЧАЛО:
ИСХОД:
«Молодой художник Чартков был художник с талантом, пророчившим многое: вспышками и мгновеньями его кисть отзывалась наблюдательностью, соображением, шибким порывом приблизиться к природе…»
«Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства… В душе его возродилось самое адское намерение, какое когда-либо питал человек… Он начал скупать все лучшее, что только производило художество. Купивши картину дорогою ценою, осторожно приносил в свою комнату и с бешенством тигра на нее кидался, рвал, разрывал ее, изрезывал в куски и топтал ногами, сопровождая смехом наслажденья…»
Слайд 6
А был
ли
у Чарткова
в действительности
ТАЛАНТ,
было ли ему
что
терять?
Слайд 7Гоголь дает знать читателю о таланте Чарткова неоднократно, используя разные возможности.
Во-первых,
он сообщает нам об этом от себя.
Во-вторых, автор вкладывает слова о таланте художника в уста другого героя, профессора, учителя Чарткова:
«Смотри, брат, у тебя талант, грешно будет, если его погубишь».
В-третьих, Гоголь заставляет самого Чарткова думать и действовать так, что эти размышления и действия обнаруживают в нем присутствие таланта. (Читаем: «Он остановился перед лавкою и сперва внутренно смеялся над этими уродливыми картинами…»)
Слайд 9Итак, Чартков имеет талант,
умеет отличать истинное искусство от бездарности!
Умеет он
и трудиться:
«Старая шинель
и нещегольское платье
показывали в нем
того человека…» (и далее)
Слайд 10Почему же Чартков, обладая такими задатками, превратился в результате в
бездарного
художника?
Почему встреча с дьявольскими деньгами оказалась РОКОВОЙ для его таланта?
Ведь во 2-й части мы встретимся с художником, сумевшим освободиться из-под власти портрета и создать истинное произведение искусства, свидетельствующее не об упадке, а о росте его таланта.
Слайд 11Значит, встреча с дьявольским не всегда фатальна, не обязательно ведет к
гибели, значит, многое зависит от
самого человека и семена зла могут прорасти и не прорасти в человеческой душе.
Слайд 12Было ли в Чарткове с самого начала что-то, в чем
дьявольское
нашло себе почву???
Читаем продолжение слов профессора: «Но ты нетерпелив. Тебя одно что-нибудь заманит, одно что-нибудь тебе полюбится – ты им занят… Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец… ты уже гоняешься за модным освещением… Оно заманчиво, можно пуститься писать модные картинки, портретики за деньги. Да ведь на этом ГУБИТСЯ, а не развертывается талант. Терпи».
3 раза встречается в речи профессора слово «МОДНЫЙ» – и все время как упрек!
Весьма показательно позднейшее авторское заключение: «Чартков сделался МОДНЫМ ЖИВОПИСЦЕМ во всех отношениях…»
Слайд 13Прав ли профессор, упрекая Чарткова?
Автор соглашается с ним, но лишь
отчасти…
Желание щегольнуть в Чарткове есть, но оно естественно, поскольку продиктовано
молодостью (22 года) и бедностью.
И потом: это желание постоянно подавляется, сдерживается Чартковым:
«Но при всем том он мог взять над собой власть…»
Итак,
Чартков подается автором двойственно.
В нем есть…
До поры
до времени
все эти стороны находятся в
Р А В Н О В Е С И И.
Слайд 14Как же это равновесие нарушается?
Из рамы портрета выпадают деньги, искушающие его,
толкающие на путь быстрого успеха, за который – Чартков пока этого не знает – придется заплатить гибелью таланта
(кстати, что выбрал бы, если бы знал?)
ЧИТАЕМ:
«Да! терпи, терпи!.. А на какие деньги я завтра буду обедать? Что в самом деле? Зачем я мучусь и, как ученик, копаюсь над азбукой…» (и далее)
ИТАК,
выбран ропщущий, искушение началось
в момент сомнения и внутреннего разлада, в момент спора внутренних голосов, когда появляется сама возможность нарушения равновесия.
ЧИТАЕМ:
«Что сними делать?... Теперь я обеспечен по крайней мере на 3 года…
(и далее)»
Слайд 16Когда, по вашему мнению, начинается предательство Чартковым самого себя?
С первого «заказного»
портрета?
Б е з у с л о в н о. И не только.
А подача объявления в газету?
Это не просто, так сказать, рекламирование своей деятельности;
именно здесь Чартков
ВПЕРВЫЕ СОВРАЛ САМОМУ СЕБЕ!
Статья «О необыкновенных талантах Чарткова»:
«…великолепная мастерская художника… уставлена вся портретами его кисти, достойной Вандиков и Тицианов».
Это откровенная ложь!!!
Сам Чартков это прекрасно знает – и, зная, понимая, все-таки «с тайным удовольствием прочитал… лицо его просияло…
Сравнение с Вандиком и Тицианом ему сильно польстило»
Слайд 17А потом будет и первый портрет…
И сравнение с неким «мсьё Нолем»
(надо ли фамилию говорящее?)…
И вновь упоминание Тициана…
И предупреждение:
мнящий себя выше истинно великого постепенно превращается в … ноль.
Слайд 18Процессу создания первого
заказного портрета Гоголь
уделяет много внимания.
Минутами Чартков работает как прежде,
упоенно,
не замечая ничего вокруг,
позабыв даже про присутствие аристократических дам.
Слайд 19Но в момент, когда заказчик начинает выставлять
СВОИ УСЛОВИЯ,
Чартков вынужден
покориться: ведь если хочешь иметь деньги, нужно соблюдать правило о безусловной правоте клиента.
«… недовольный, положил он свою кисть и палитру на стул и остановился смутно перед холстом».
Однако уже через минуту «довольство овладело им необыкновенное…»
В чем причина смены настроений?
В приглашении на АРИСТОКРАТИЧЕСКИЙ ОБЕД!
Слайд 20Перед художником впервые реально предстала возможность войти в свет.
Во время последующих
сеансов самозабвенной работы становится все меньше,
она уступает место БЕСЧУВСТВЕННОСТИ, которая становится первым шагом к выработке шаблонных приемов.
А вспомним,
как ранее Чартков рассуждал о БЕЗДАРНОСТИ –
теперь он не узнает ее нарождающийся облик в собственных творениях (!)
Слайд 21Вслед за первым потянулась
длинная вереница подобных же портретов.
Гоголю нет нужды описывать
и их –
они все похожи один на другой.
Постепенный
ПРОЦЕСС УТРАТЫ Чартковым
ТАЛАНТА
(идущий параллельно –
как это на первый взгляд ни парадоксально –
с ростом его славы) подается автором обобщенно, уже как
в ы в о д.
Слайд 24Путь к обогащению лежит через соприкосновение с дьявольской силой.
Однако Чартков и
не подозревает об этом, не знает, что, принимая деньги, автоматически вступает в договор с силами зла и начинает платить по счетам буквально с первого момента этого договора –
платить собственным талантом и даже жизнью.
Лишь после встречи с картиной бывшего своего знакомого, уехавшего в Италию и постигавшего там секреты великих мастеров прошлого, он понимает весь ужас произошедшего с ним…
Слайд 25«Боже!
И погубить так
безжалостно лучшие годы своей юности; истребить, погасить
искру огня… И погубить все это, погубить без всякой жалости!..»
Слайд 26АНАЛИЗ 2-Й ЧАСТИ ПОВЕСТИ
позволит поставить чрезвычайно интересный и важный вопрос
о
различных судьбах художников, изображенных на ее страницах.
Действительно, «Портрет» оказывается повестью не только о ЧАРТКОВЕ,
но и о многих художниках.
Это и АВТОР ПОРТРЕТА, и ЕГО УЧЕНИК, которому он однажды стал завидовать, и ЕГО ДРУГ, приобретший затем портрет, и ЕГО СЫН, наставление к которому мы уже цитировали выше, и ХУДОЖНИК, нарисовавший картину, поразившую своей простотой и гениальностью, и даже пресловутый «мсьё Ноль»…
Слайд 28Сравним принципы подачи 2-х героев…
Чартков
Автор портрета (иконописец)
Молодой художник… Вкус его развивался
заметно… Он думал так, как думает молодость, «уже постигшая кое-что и чувствующая это в гордом внутреннем сознании…»
Чартков постепенно приспосабливается к вкусам толпы, отдает руководство ей.
ДЕНЬГИ поставлены Чартковым во главу угла.
«Слава его росла, работы и заказы увеличивались. Уже стали ему надоедать одни и те же портреты и лица…»
Художник-самоучка, «одно из чуд»…
«шедший… одною только указанною из души дорогою»
«работал за небольшую плату,.. которая была нужна ему только для поддержания семейства и для доставленья возможности трудиться».
Работа не переводится, но обилие заказов основано не на фальшивой, быстрой и громкой славе. Это следствие упорного, беспрестанного труда и заработанного этим трудом имени.
Слайд 29
Самая яркая характеристика:
ОТНОШЕНИЕ К ХУДОЖНИКАМ ПРОШЛОГО!
Это – индикатор истинности таланта!
Чартков
Автор
портрета (иконописец)
Начавший с изучения мастеров, бросил на полпути.
С ростом собственной популярности растет и САМОМНЕНИЕ.
«… утверждал, что прежним художникам уже чересчур много приписано достоинств… что сам Рафаэль даже писал не все хорошо… что Микель-Анжел хвастун… и что настоящий блеск, силу кисти и колорит нужно искать только теперь… доходило дело и до себя»
Напряженно ИЗУЧАЛ творчество Рафаэля, Леонардо, Тициана, и это изучение стало надежной и прочной основой для развития его собственного таланта.
Собственно, и выстоять при встрече со злом ему во многом помогло развитое им в себе умение терпеливо учиться и трудиться.
Ведь монастырь и наложенное на себя добровольное покаяние – это тоже тяжелый труд (!)
Слайд 30«… талант есть
ДРАГОЦЕННЕЙШИЙ ДАР БОГА
– не погуби его.
Исследуй, изучай
все, что ни видишь, покори все кисти, но во всем умей находить внутреннюю мысль и пуще всего старайся постигнуть высокую тайну созданья. БЛАЖЕН ИЗБРАННИК, владеющий ею.
Спасай ЧИСТОТУ ДУШИ своей.
Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою…»
Пожалуй, ЛУЧШЕ И НЕ СКАЖЕШЬ!
И ДА ЗНАТЬ БУДЕТ ОБ ЭТОМ КАЖДЫЙ…
Слайд 31ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Н.В.Гоголь. Петербургские повести. Ленинград. 1978.
2. Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н….
Литература в 9 классе. Урок за уроком. Москва. 2002.
3. Я иду на урок литературы: 9 класс. Книга для учителя. Москва. Издательство «Первое сентября». 2000.