Презентация, доклад на тему Н.В.Гоголь. Читаем повесть Портрет

Содержание

Для начала…Гоголем подробно разрабатывается чрезвычайно важная (если не сказать важнейшая) для его творчества тема – тема ХУДОЖНИКА и его ответственности перед БОГОМ, ЛЮДЬМИ и САМИМ СОБОЙ за свое ТВОРЧЕСТВО.Именно этот круг вопросов волновал писателя во время

Слайд 1Николай Васильевич Гоголь
ЧИТАЕМ ПОВЕСТЬ «ПОРТРЕТ»
Автор – учитель русского языка и литературы

МОУ Дмитровская СОШ № 9 Русак Инна Николаевна
Николай Васильевич ГогольЧИТАЕМ ПОВЕСТЬ «ПОРТРЕТ»Автор – учитель русского языка и литературы МОУ Дмитровская СОШ № 9

Слайд 2Для начала…
Гоголем подробно разрабатывается чрезвычайно важная (если не сказать важнейшая) для

его творчества тема –
тема ХУДОЖНИКА и его
ответственности перед
БОГОМ, ЛЮДЬМИ и САМИМ СОБОЙ
за свое ТВОРЧЕСТВО.
Именно этот круг вопросов волновал писателя во время создания «Мертвых душ».
Поэтому…
Для начала…Гоголем подробно разрабатывается чрезвычайно важная (если не сказать важнейшая) для его творчества тема – тема ХУДОЖНИКА

Слайд 3разговор начнем с композиции…
Повесть состоит из 2-х частей, выделенных самим Гоголем:
1-я

часть посвящена истории художника Чарткова,
2-я – обстоятельствам создания портрета и судьбе его автора.
События 2-й части в реальности предшествуют событиям 1-й части:
вначале портрет был написан, а затем уже волею судеб попал к Чарткову.

разговор начнем с композиции…Повесть состоит из 2-х частей, выделенных самим Гоголем:1-я часть посвящена истории художника Чарткова,2-я –

Слайд 4Зачем же Гоголь переставляет события, меняя их последовательность?
Автор поддерживает постоянное напряжение,

так сказать, занимательность повести: ведь 1-я часть содержит фактически загадку, ключ к которой читатель получает лишь во 2-й части!
А вспомним произведения А.С.Пушкина – роман «Дубровский», повесть «Метель»…
Следует отметить особую любовь авторов
(в том числе и Николая Васильевича) к
тайне, умолчанию, загадке…

Зачем же Гоголь переставляет события, меняя их последовательность?Автор поддерживает постоянное напряжение, так сказать, занимательность повести: ведь 1-я

Слайд 5Итак, 1-я часть – история художника Чарткова. Вся она располагается словно между

2-мя точками.

НАЧАЛО:

ИСХОД:

«Молодой художник Чартков был художник с талантом, пророчившим многое: вспышками и мгновеньями его кисть отзывалась наблюдательностью, соображением, шибким порывом приблизиться к природе…»

«Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства… В душе его возродилось самое адское намерение, какое когда-либо питал человек… Он начал скупать все лучшее, что только производило художество. Купивши картину дорогою ценою, осторожно приносил в свою комнату и с бешенством тигра на нее кидался, рвал, разрывал ее, изрезывал в куски и топтал ногами, сопровождая смехом наслажденья…»

Итак, 1-я часть –  история художника Чарткова. Вся она располагается словно между 2-мя точками.НАЧАЛО:ИСХОД: «Молодой художник

Слайд 6 А был ли у Чарткова в действительности ТАЛАНТ, было ли ему

что терять?
А был  ли  у Чарткова  в действительности  ТАЛАНТ,  было

Слайд 7Гоголь дает знать читателю о таланте Чарткова неоднократно, используя разные возможности.
Во-первых,

он сообщает нам об этом от себя.
Во-вторых, автор вкладывает слова о таланте художника в уста другого героя, профессора, учителя Чарткова:
«Смотри, брат, у тебя талант, грешно будет, если его погубишь».
В-третьих, Гоголь заставляет самого Чарткова думать и действовать так, что эти размышления и действия обнаруживают в нем присутствие таланта. (Читаем: «Он остановился перед лавкою и сперва внутренно смеялся над этими уродливыми картинами…»)
Гоголь дает знать читателю о таланте Чарткова неоднократно, используя разные возможности.Во-первых, он сообщает нам об этом от

Слайд 9Итак, Чартков имеет талант, умеет отличать истинное искусство от бездарности! Умеет он

и трудиться: «Старая шинель и нещегольское платье показывали в нем того человека…» (и далее)
Итак, Чартков имеет талант,  умеет отличать истинное искусство от бездарности! Умеет он и трудиться:  «Старая

Слайд 10Почему же Чартков, обладая такими задатками, превратился в результате в бездарного

художника? Почему встреча с дьявольскими деньгами оказалась РОКОВОЙ для его таланта?

Ведь во 2-й части мы встретимся с художником, сумевшим освободиться из-под власти портрета и создать истинное произведение искусства, свидетельствующее не об упадке, а о росте его таланта.

Почему же Чартков, обладая такими задатками, превратился в результате в  бездарного художника?  Почему встреча с

Слайд 11Значит, встреча с дьявольским не всегда фатальна, не обязательно ведет к

гибели, значит, многое зависит от самого человека и семена зла могут прорасти и не прорасти в человеческой душе.
Значит, встреча с дьявольским не всегда фатальна, не обязательно ведет к гибели, значит, многое зависит от

Слайд 12Было ли в Чарткове с самого начала что-то, в чем дьявольское

нашло себе почву???

Читаем продолжение слов профессора: «Но ты нетерпелив. Тебя одно что-нибудь заманит, одно что-нибудь тебе полюбится – ты им занят… Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец… ты уже гоняешься за модным освещением… Оно заманчиво, можно пуститься писать модные картинки, портретики за деньги. Да ведь на этом ГУБИТСЯ, а не развертывается талант. Терпи».
3 раза встречается в речи профессора слово «МОДНЫЙ» – и все время как упрек!
Весьма показательно позднейшее авторское заключение: «Чартков сделался МОДНЫМ ЖИВОПИСЦЕМ во всех отношениях…»

Было ли в Чарткове с самого начала что-то, в чем  дьявольское нашло себе почву???Читаем продолжение слов

Слайд 13Прав ли профессор, упрекая Чарткова?
Автор соглашается с ним, но лишь

отчасти…
Желание щегольнуть в Чарткове есть, но оно естественно, поскольку продиктовано
молодостью (22 года) и бедностью.
И потом: это желание постоянно подавляется, сдерживается Чартковым:
«Но при всем том он мог взять над собой власть…»

Итак,
Чартков подается автором двойственно.
В нем есть…
До поры
до времени
все эти стороны находятся в
Р А В Н О В Е С И И.

Прав ли профессор, упрекая Чарткова? Автор соглашается с ним, но лишь отчасти…Желание щегольнуть в Чарткове есть, но

Слайд 14Как же это равновесие нарушается? Из рамы портрета выпадают деньги, искушающие его,

толкающие на путь быстрого успеха, за который – Чартков пока этого не знает – придется заплатить гибелью таланта (кстати, что выбрал бы, если бы знал?) ЧИТАЕМ: «Да! терпи, терпи!.. А на какие деньги я завтра буду обедать? Что в самом деле? Зачем я мучусь и, как ученик, копаюсь над азбукой…» (и далее)

ИТАК,
выбран ропщущий, искушение началось
в момент сомнения и внутреннего разлада, в момент спора внутренних голосов, когда появляется сама возможность нарушения равновесия.
ЧИТАЕМ:
«Что сними делать?... Теперь я обеспечен по крайней мере на 3 года…
(и далее)»

Как же это равновесие нарушается? Из рамы портрета выпадают деньги, искушающие его, толкающие на путь быстрого успеха,

Слайд 16Когда, по вашему мнению, начинается предательство Чартковым самого себя? С первого «заказного»

портрета? Б е з у с л о в н о. И не только. А подача объявления в газету? Это не просто, так сказать, рекламирование своей деятельности; именно здесь Чартков ВПЕРВЫЕ СОВРАЛ САМОМУ СЕБЕ! Статья «О необыкновенных талантах Чарткова»: «…великолепная мастерская художника… уставлена вся портретами его кисти, достойной Вандиков и Тицианов». Это откровенная ложь!!! Сам Чартков это прекрасно знает – и, зная, понимая, все-таки «с тайным удовольствием прочитал… лицо его просияло… Сравнение с Вандиком и Тицианом ему сильно польстило»
Когда, по вашему мнению, начинается предательство Чартковым самого себя? С первого «заказного» портрета?  Б е з

Слайд 17А потом будет и первый портрет… И сравнение с неким «мсьё Нолем»

(надо ли фамилию говорящее?)… И вновь упоминание Тициана… И предупреждение: мнящий себя выше истинно великого постепенно превращается в … ноль.
А потом будет и первый портрет… И сравнение с неким «мсьё Нолем»  (надо ли фамилию говорящее?)…

Слайд 18Процессу создания первого
заказного портрета Гоголь
уделяет много внимания.
Минутами Чартков работает как прежде,

упоенно,
не замечая ничего вокруг,
позабыв даже про присутствие аристократических дам.
Процессу создания первогозаказного портрета Гогольуделяет много внимания.Минутами Чартков работает как прежде, упоенно, не замечая ничего вокруг, позабыв

Слайд 19Но в момент, когда заказчик начинает выставлять
СВОИ УСЛОВИЯ,
Чартков вынужден

покориться: ведь если хочешь иметь деньги, нужно соблюдать правило о безусловной правоте клиента.
«… недовольный, положил он свою кисть и палитру на стул и остановился смутно перед холстом».
Однако уже через минуту «довольство овладело им необыкновенное…»
В чем причина смены настроений?
В приглашении на АРИСТОКРАТИЧЕСКИЙ ОБЕД!
Но в момент, когда заказчик начинает выставлять СВОИ УСЛОВИЯ, Чартков вынужден покориться: ведь если хочешь иметь деньги,

Слайд 20Перед художником впервые реально предстала возможность войти в свет.
Во время последующих

сеансов самозабвенной работы становится все меньше,
она уступает место БЕСЧУВСТВЕННОСТИ, которая становится первым шагом к выработке шаблонных приемов.
А вспомним,
как ранее Чартков рассуждал о БЕЗДАРНОСТИ –
теперь он не узнает ее нарождающийся облик в собственных творениях (!)
Перед художником впервые реально предстала возможность войти в свет.Во время последующих сеансов самозабвенной работы становится все меньше,

Слайд 21Вслед за первым потянулась
длинная вереница подобных же портретов.
Гоголю нет нужды описывать

и их –
они все похожи один на другой.
Постепенный
ПРОЦЕСС УТРАТЫ Чартковым
ТАЛАНТА
(идущий параллельно –
как это на первый взгляд ни парадоксально –
с ростом его славы) подается автором обобщенно, уже как
в ы в о д.
Вслед за первым потянуласьдлинная вереница подобных же портретов.Гоголю нет нужды описывать и их – они все похожи

Слайд 24Путь к обогащению лежит через соприкосновение с дьявольской силой.
Однако Чартков и

не подозревает об этом, не знает, что, принимая деньги, автоматически вступает в договор с силами зла и начинает платить по счетам буквально с первого момента этого договора –
платить собственным талантом и даже жизнью.
Лишь после встречи с картиной бывшего своего знакомого, уехавшего в Италию и постигавшего там секреты великих мастеров прошлого, он понимает весь ужас произошедшего с ним…

Путь к обогащению лежит через соприкосновение с дьявольской силой.Однако Чартков и не подозревает об этом, не знает,

Слайд 25«Боже!
И погубить так
безжалостно лучшие годы своей юности; истребить, погасить

искру огня… И погубить все это, погубить без всякой жалости!..»
«Боже! И погубить так безжалостно лучшие годы своей юности; истребить, погасить искру огня… И погубить все это,

Слайд 26АНАЛИЗ 2-Й ЧАСТИ ПОВЕСТИ
позволит поставить чрезвычайно интересный и важный вопрос

о
различных судьбах художников, изображенных на ее страницах.
Действительно, «Портрет» оказывается повестью не только о ЧАРТКОВЕ,
но и о многих художниках.
Это и АВТОР ПОРТРЕТА, и ЕГО УЧЕНИК, которому он однажды стал завидовать, и ЕГО ДРУГ, приобретший затем портрет, и ЕГО СЫН, наставление к которому мы уже цитировали выше, и ХУДОЖНИК, нарисовавший картину, поразившую своей простотой и гениальностью, и даже пресловутый «мсьё Ноль»…
АНАЛИЗ 2-Й ЧАСТИ ПОВЕСТИ позволит поставить чрезвычайно интересный и важный вопрос о различных судьбах художников, изображенных на

Слайд 28Сравним принципы подачи 2-х героев…
Чартков
Автор портрета (иконописец)
Молодой художник… Вкус его развивался

заметно… Он думал так, как думает молодость, «уже постигшая кое-что и чувствующая это в гордом внутреннем сознании…»
Чартков постепенно приспосабливается к вкусам толпы, отдает руководство ей.
ДЕНЬГИ поставлены Чартковым во главу угла.
«Слава его росла, работы и заказы увеличивались. Уже стали ему надоедать одни и те же портреты и лица…»


Художник-самоучка, «одно из чуд»…
«шедший… одною только указанною из души дорогою»
«работал за небольшую плату,.. которая была нужна ему только для поддержания семейства и для доставленья возможности трудиться».
Работа не переводится, но обилие заказов основано не на фальшивой, быстрой и громкой славе. Это следствие упорного, беспрестанного труда и заработанного этим трудом имени.

Сравним принципы подачи 2-х героев…ЧартковАвтор портрета (иконописец)Молодой художник… Вкус его развивался заметно… Он думал так, как думает

Слайд 29 Самая яркая характеристика: ОТНОШЕНИЕ К ХУДОЖНИКАМ ПРОШЛОГО! Это – индикатор истинности таланта!
Чартков
Автор

портрета (иконописец)

Начавший с изучения мастеров, бросил на полпути.
С ростом собственной популярности растет и САМОМНЕНИЕ.
«… утверждал, что прежним художникам уже чересчур много приписано достоинств… что сам Рафаэль даже писал не все хорошо… что Микель-Анжел хвастун… и что настоящий блеск, силу кисти и колорит нужно искать только теперь… доходило дело и до себя»

Напряженно ИЗУЧАЛ творчество Рафаэля, Леонардо, Тициана, и это изучение стало надежной и прочной основой для развития его собственного таланта.
Собственно, и выстоять при встрече со злом ему во многом помогло развитое им в себе умение терпеливо учиться и трудиться.
Ведь монастырь и наложенное на себя добровольное покаяние – это тоже тяжелый труд (!)

Самая яркая характеристика:  ОТНОШЕНИЕ К ХУДОЖНИКАМ ПРОШЛОГО! Это – индикатор истинности таланта!ЧартковАвтор портрета (иконописец)Начавший с

Слайд 30«… талант есть
ДРАГОЦЕННЕЙШИЙ ДАР БОГА
– не погуби его.
Исследуй, изучай

все, что ни видишь, покори все кисти, но во всем умей находить внутреннюю мысль и пуще всего старайся постигнуть высокую тайну созданья. БЛАЖЕН ИЗБРАННИК, владеющий ею.
Спасай ЧИСТОТУ ДУШИ своей.
Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою…»

Пожалуй, ЛУЧШЕ И НЕ СКАЖЕШЬ!
И ДА ЗНАТЬ БУДЕТ ОБ ЭТОМ КАЖДЫЙ…
«… талант есть ДРАГОЦЕННЕЙШИЙ ДАР БОГА – не погуби его.Исследуй, изучай все, что ни видишь, покори все

Слайд 31ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Н.В.Гоголь. Петербургские повести. Ленинград. 1978.
2. Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н….

Литература в 9 классе. Урок за уроком. Москва. 2002.
3. Я иду на урок литературы: 9 класс. Книга для учителя. Москва. Издательство «Первое сентября». 2000.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА1. Н.В.Гоголь. Петербургские повести. Ленинград. 1978.2. Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н…. Литература в 9 классе. Урок за

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть