Слайд 1Кулеш Светлана Анисимовна, учитель русского языка и литературы,
МКОУ «Анастасьевская СОШ»
Нестандартные
приёмы развития устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка и литературы
Слайд 2Будущее школы определяется не президентом…,
не министром образования и даже не
учителем.
Но каждый участник образовательного процесса
сам решает, идти в ногу с будущим или
вышагивать пятками вперёд.
А. Гин.
Слайд 3Чтобы быть успешным необходимо:
самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность
иметь определённую сумму
знаний, умений, навыков
самостоятельно ставить перед собой новые учебные задачи и решать их
Слайд 4
Этап мотивации (самоопределения)
Цель этапа- включение обучающихся в учебную деятельность на личностно
значимом уровне.
Для реализации этой цели требуется:
создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)
актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»)
исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу коррекционных действий («могу»)
Слайд 5Высказывания философов, учёных
Человек может допустить ошибку. Признание её облагораживает его,
но дважды облагораживает, если человек исправит ошибку. А.Навои
2. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок. Конфуций
3. Совершить ошибку и осознать её – в этом заключается мудрость. Осознать ошибку и не скрыть её – это и есть честность. Цзи Юнь
4.Умение мужественно преодолевать самого себя – вот что всегда является одним из величайших достижений, которыми может гордиться человек. П.Бомарше
5. Зеркало отражает верно; оно не ошибается, ибо не думает. Думать – почти всегда значит ошибаться. Пауло Коэльо
Слайд 6Притча, пословица
Человек может стать умным тремя путями:
путём подражания – это самый
лёгкий путь,
путём опыта – это самый трудный путь,
и путём размышления – это самый благородный путь.
Китайская пословица
Слайд 7
Приём «Перепутанные логические цепочки»
«С малой удачи начинается успех!»
- Я вам желаю,
чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!
- Как вы понимаете эти слова?
Слайд 8Приём «Удивляй!»
(сообщение интересных фактов по теме урока)
Есть науки древние, возраст которых
определяется даже не веками, а тысячелетиями. Например, медицина, астрономия, геометрия. У них есть богатый опыт, традиции, которые берут свое начало с древности, развиваются и действуют в наше время. Так, обычай выпускников медицинских институтов давать клятву Гиппократа родился три тысячи лет назад и носит имя великого греческого врача, жившего в 460-356 гг. до н. э. на острове Коса.
Есть науки совсем молодые, которые родились только в прошлом веке. Например, экология.
Но есть и такие науки, чей возраст определить очень трудно. К таким наукам относится стилистика. С одной стороны наука как предмет сформировалась в начале нашего века. Но в то же время человек очень давно стал задумываться, что мы говорим и как говорим. А этим и занимается стилистика – наука о стилях. Кроме того, на “древность” указывает и сам термин, – так древние называли заостренную палочку, которой писали на восковых дощечках.
Обратите внимание на эпиграф к уроку. «Знать в совершенстве язык – значит владеть его стилями». (Г.Солганик)
Слайд 9Приём “Нестандартный вход в урок”
Учитель начинает урок с противоречивого факта, который
трудно объяснить на основе имеющихся знаний.
Интеллектуальная разминка
Всегда нужен настрой на определенный вид деятельности.
Разминку можно проводить по-разному:
Что лишнее?
Обобщить – приставка, корень, суффикс, окончание – что это?
Какое слово скрывается? (акофенит - фонетика).
Распредели слова на группы и так далее
Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске и задаются вопросы.
Слайд 10Заполнение (создание) кластера
Этап актуализации
Слайд 11Пример слепого кластера
ФОНЕТИКА
( )
ГЛАСНЫЕ
(6)
?
?
?
?
?
?
?
Слайд 12
Правописание корней
«раст-ращ-рос» и «лаг-лож»
ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ
1) ударные 2) …………………..…
1)проверяемые 2)………………..…….. 3) чередующиеся
ударением
1) ……-…… 2) Е - И
1) ....... -……-…… 2) …….- лож
- Вставь пропущенные слова, корни, буквы.
Озвучь данную схему.
- Как ты думаешь, схема полная или неполная?
– Подумай, что пропущено в данной схеме?
Слайд 13«Фишбоун» -
это мини -
исследовательская работа с текстом художественного произведения,
дающая возможность формировать умения:
использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
извлекать необходимую информацию из литературного произведения и переводить её из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму);
участвовать в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;
согласовывать и координировать личную деятельность с деятельностью других участников при совместной работе.
Слайд 15Приём «Пропорции»
(спит) как убитый = ?
= сломя голову = ?
крепко темно ? ?
молодой = сухой = ? = ?
моложе ? веселее ?
Слайд 19Морфологический ящик
1) «Соберите» словосочетание: Б7А3В5Г2 + Б1А7В1В7В3
( вскрикнет испуганно).
Обозначьте и объясните известные вам орфограммы:
2) (Не)медле(н,нн)о уехать. Раскройте скобки, «зашифруйте» словосочетание (Б2А1В6В3 + Б4А4В1Г8)
Слайд 20
Текст с пропусками
Заполните пропуски.
Различают три типа речи:__________________________
В _________________________ рассказывается о каком-либо
событии, последовательно перечисляются действия героев.
В________________________ изображается, рисуется какой-либо предмет (природа, люди, животные и т. д.).
В ______________________________ что-то доказывается, раскрывается причина и следствие какого-то явления, события. В рассуждении обычно выдвигается мысль, которую надо доказать — _______________________. Затем приводятся доказательства —___________________.
В конце рассуждения делается _____________________.
Слайд 21Решение лингвистической задачи
Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Выпишите их подряд.
Су…фикс,
сл…восочетание, соглас…ные, па…но, пр…дложение, син…аксис, глас…ные, ол…цетворение, транс…рипция, уд…рение.
Какое слово лишнее почему? (панно – не термин)
Подчеркните слова, которые будут нужны для повторения и изучение темы?
По выделенным словам расскажите, что вы знаете о «Фонетике».
Суффикс, словосочетание, согласные, панно, предложение, синтаксис, гласные, олицетворение, транскрипция, ударение.
Слайд 22Блицопрос
1. Часть речи, обозначающая название предмета. (Имя существительное.)
2. Постоянный признак имен
существительных. (Род.)
3. Часть слова без окончания. (Основа.)
Приём РАФТ
9 класс: Представь себе, что ты – запятая. Расскажи о своей жизни в стране Обособленных Членов Предложения.
5,6 класс: представь, что ты – Имя Существительное. Расскажи о себе.
Ребёнок выбирает для себя некую роль, т.е. пишет или составляет устно текст не от своего лица.
Слайд 23Приём «Согласен – Не согласен» Приём, способствующий актуализации знаний учащихся и
активизации мыслительной деятельности. Дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
Формирует:
умение оценивать ситуацию или факты;
умение анализировать информацию;
умение отражать свое мнение.
Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-».
Пример:
Слово, имеющее одно лексическое значение, — однозначное. +
Слова разные по звучанию, но сходные по своему лексическому значению — это омонимы. -
Словарный состав языка — лексика. +
Слово, имеющее несколько лексических значений, — многозначное. +
Слово сходство по отношению к слову различие — антоним. +
Слайд 24Да-нетка
Всю ночь читает небылицы, и вот плоды от этих книг. (А.С.Грибоедов)
В этом слове два слога? (да)
Это служебная часть речи? (нет)
Это слово спрягается? (нет)
Это слово употреблено во второй предикативной части? (да) и т.д.
Слайд 25Приём “Корзина идей, понятий, имён”
приоткрыть
приподнять
присесть
привстать
Слайд 26Вариант приёма «Корзина»
Задач, делаешь, из-за туч, молодежь, шалаш, хорош, беречь,
с крыш, стричь, пригож, речь, меч, могуч.
Сколько корзин вам понадобится, чтобы распределить данные слова?
Возможны разные варианты ответов.
Слайд 27
Приём «Формула ПОПС»
Формула ПОПС - учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие
следующие четыре момента ПОПС – формулы:
П – позиция
О – объяснение (или обоснование)
П – пример
С – следствие (или суждение)
Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:
«Я считаю, что…».
Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:
«Потому что …».
Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:
«Я могу это доказать это на примере …».
И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:
«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».
Слайд 28Приём “Жокей и лошадь”
Форма коллективного обучения.
Класс делится на две группы:
«жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами.
Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».
Слайд 29Звуковые ассоциации при изучении орфоэпии
Достойный аргумЕнт внесли мы в докумЕнт
Нельзя ребёнка
баловАть- знает это только мАть.
ЗвонИт добрый доктор АйболИт.
КаталОг кинул я под потолОк.
Доход мизЕрный, хотя расчёты вЕрны.
Чтобы боли облегчИть, зубы мы начнём лечИть
ПринУдить занУду.
Много ели тОрты, не налезли шОрты.
И работает экспЕрт в этой школе много лЕт.
Слайд 31«Плюс-минус-интересно»
Приём «Расскажи по схеме: Я знаю, я запомнил, я смог»
Слайд 32Высказывания по кругу
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь
я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Самооценка активности и качества работы:
«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«| » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0» - не ответил.
Слайд 33упражнение «Комплимент»
(Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах)
Учащиеся оценивают
вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок.
Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
Слайд 34Техника «рефлексивная мишень»
На доске рисуется мишень, которая делится на сектора.
Обучающийся
ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем результат выше. Затем проводят её краткий анализ.
Слайд 35Приём «синквейн»
Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: интеллектуальные,
творческие, образные.
Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.
Слайд 36«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его
интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции».
В.А.Сухомлинский.