Презентация, доклад на тему Нестандартные приёмы развития устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время

Содержание

Будущее школы определяется не президентом…, не министром образования и даже не учителем. Но каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать пятками вперёд. А. Гин.

Слайд 1Кулеш Светлана Анисимовна, учитель русского языка и литературы,
МКОУ «Анастасьевская СОШ»
Нестандартные

приёмы развития устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка и литературы
Кулеш Светлана Анисимовна, учитель русского языка и литературы, МКОУ «Анастасьевская СОШ»Нестандартные приёмы развития устной и письменной речи

Слайд 2Будущее школы определяется не президентом…, не министром образования и даже не

учителем. Но каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать пятками вперёд. А. Гин.
Будущее школы определяется не президентом…,  не министром образования и даже не учителем.  Но каждый участник

Слайд 3Чтобы быть успешным необходимо:

самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность

иметь определённую сумму

знаний, умений, навыков


самостоятельно ставить перед собой новые учебные задачи и решать их

Чтобы быть успешным необходимо:самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельностьиметь определённую сумму знаний, умений, навыковсамостоятельно ставить перед собой

Слайд 4 Этап мотивации (самоопределения)
Цель этапа- включение обучающихся в учебную деятельность на личностно

значимом уровне.

Для реализации этой цели требуется:
создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)

актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»)

исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу коррекционных действий («могу»)

Этап мотивации (самоопределения)Цель этапа- включение обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Для реализации этой

Слайд 5Высказывания философов, учёных
Человек может допустить ошибку. Признание её облагораживает его,

но дважды облагораживает, если человек исправит ошибку. А.Навои

2. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок. Конфуций

3. Совершить ошибку и осознать её – в этом заключается мудрость. Осознать ошибку и не скрыть её – это и есть честность. Цзи Юнь

4.Умение мужественно преодолевать самого себя – вот что всегда является одним из величайших достижений, которыми может гордиться человек. П.Бомарше

5. Зеркало отражает верно; оно не ошибается, ибо не думает. Думать – почти всегда значит ошибаться. Пауло Коэльо
Высказывания философов, учёных  Человек может допустить ошибку. Признание её облагораживает его, но дважды облагораживает, если человек

Слайд 6Притча, пословица
Человек может стать умным тремя путями:
путём подражания – это самый

лёгкий путь,
путём опыта – это самый трудный путь,
и путём размышления – это самый благородный путь.
Китайская пословица
Притча, пословицаЧеловек может стать умным тремя путями:путём подражания – это самый лёгкий путь,путём опыта – это самый

Слайд 7 Приём «Перепутанные логические цепочки»
«С малой удачи начинается успех!»
- Я вам желаю,

чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!

- Как вы понимаете эти слова?

Приём «Перепутанные логические цепочки» «С малой удачи начинается успех!»- Я вам желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала

Слайд 8Приём «Удивляй!» (сообщение интересных фактов по теме урока)
Есть науки древние, возраст которых

определяется даже не веками, а тысячелетиями. Например, медицина, астрономия, геометрия. У них есть богатый опыт, традиции, которые берут свое начало с древности, развиваются и действуют в наше время. Так, обычай выпускников медицинских институтов давать клятву Гиппократа родился три тысячи лет назад и носит имя великого греческого врача, жившего в 460-356 гг. до н. э. на острове Коса.
Есть науки совсем молодые, которые родились только в прошлом веке. Например, экология.
Но есть и такие науки, чей возраст определить очень трудно. К таким наукам относится стилистика. С одной стороны наука как предмет сформировалась в начале нашего века. Но в то же время человек очень давно стал задумываться, что мы говорим и как говорим. А этим и занимается стилистика – наука о стилях. Кроме того, на “древность” указывает и сам термин, – так древние называли заостренную палочку, которой писали на восковых дощечках.
Обратите внимание на эпиграф к уроку. «Знать в совершенстве язык – значит владеть его стилями». (Г.Солганик)
Приём «Удивляй!» (сообщение интересных фактов по теме урока)Есть науки древние, возраст которых определяется даже не веками, а

Слайд 9Приём “Нестандартный вход в урок”
Учитель начинает урок с противоречивого факта, который

трудно объяснить на основе имеющихся знаний.

Интеллектуальная разминка
Всегда нужен настрой на определенный вид деятельности.
Разминку можно проводить по-разному:
Что лишнее?
Обобщить – приставка, корень, суффикс, окончание – что это?
Какое слово скрывается? (акофенит - фонетика).
Распредели слова на группы и так далее

Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске и задаются вопросы.

Приём “Нестандартный вход в урок”Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.

Слайд 10Заполнение (создание) кластера
Этап актуализации

Заполнение (создание) кластера   Этап актуализации

Слайд 11Пример слепого кластера

ФОНЕТИКА
( )
ГЛАСНЫЕ
(6)
?
?
?
?
?
?
?

Пример слепого кластераФОНЕТИКА(        )ГЛАСНЫЕ(6)???????

Слайд 12 Правописание корней «раст-ращ-рос» и «лаг-лож»


ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ
1) ударные 2) …………………..…
1)проверяемые 2)………………..…….. 3) чередующиеся
ударением
1) ……-…… 2) Е - И

1) ....... -……-…… 2) …….- лож

- Вставь пропущенные слова, корни, буквы.
Озвучь данную схему.
- Как ты думаешь, схема полная или неполная?

– Подумай, что пропущено в данной схеме?

Правописание корней  «раст-ращ-рос» и «лаг-лож»

Слайд 13«Фишбоун» - это мини -

исследовательская работа с текстом художественного произведения, дающая возможность формировать умения:

использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
извлекать необходимую информацию из литературного произведения и переводить её из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму);
участвовать в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;
согласовывать и координировать личную деятельность с деятельностью других участников при совместной работе.

«Фишбоун» -        это мини - исследовательская работа с

Слайд 15Приём «Пропорции»

(спит) как убитый = ?

= сломя голову = ?
крепко темно ? ?


молодой = сухой = ? = ?
моложе ? веселее ?
Приём «Пропорции»(спит) как убитый  =    ?    =  сломя голову

Слайд 16Приём «Нарисуй правила»

Приём «Нарисуй правила»

Слайд 17Интеллект-карты

Интеллект-карты

Слайд 19Морфологический ящик


1) «Соберите» словосочетание: Б7А3В5Г2 + Б1А7В1В7В3

( вскрикнет испуганно).
Обозначьте и объясните известные вам орфограммы:
2) (Не)медле(н,нн)о уехать. Раскройте скобки, «зашифруйте» словосочетание (Б2А1В6В3 + Б4А4В1Г8)
Морфологический ящик1) «Соберите» словосочетание:  Б7А3В5Г2 + Б1А7В1В7В3

Слайд 20 Текст с пропусками
Заполните пропуски.
Различают три типа речи:__________________________
В _________________________ рассказывается о каком-либо

событии, последовательно перечисляются действия героев.
В________________________ изображается, рисуется какой-либо предмет (природа, люди, животные и т. д.).
В ______________________________ что-то доказывается, раскрывается причина и следствие какого-то явления, события. В рассуждении обычно выдвигается мысль, которую надо доказать — _______________________. Затем приводятся доказательства —___________________.
В конце рассуждения делается _____________________.
Текст с пропусками Заполните пропуски.Различают три типа речи:__________________________В _________________________ рассказывается о каком-либо событии, последовательно перечисляются действия

Слайд 21Решение лингвистической задачи
Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Выпишите их подряд.
Су…фикс,

сл…восочетание, соглас…ные, па…но, пр…дложение, син…аксис, глас…ные, ол…цетворение, транс…рипция, уд…рение.

Какое слово лишнее почему? (панно – не термин)

Подчеркните слова, которые будут нужны для повторения и изучение темы?

По выделенным словам расскажите, что вы знаете о «Фонетике».
Суффикс, словосочетание, согласные, панно, предложение, синтаксис, гласные, олицетворение, транскрипция, ударение.
Решение лингвистической задачи Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Выпишите их подряд.Су…фикс, сл…восочетание, соглас…ные, па…но, пр…дложение, син…аксис,

Слайд 22Блицопрос
1. Часть речи, обозначающая название предмета. (Имя существительное.)
2. Постоянный признак имен

существительных. (Род.)
3. Часть слова без окончания. (Основа.)

Приём РАФТ

9 класс: Представь себе, что ты – запятая. Расскажи о своей жизни в стране Обособленных Членов Предложения.
5,6 класс: представь, что ты – Имя Существительное. Расскажи о себе.

Ребёнок выбирает для себя некую роль, т.е. пишет или составляет устно текст не от своего лица.

Блицопрос1. Часть речи, обозначающая название предмета. (Имя существительное.)2. Постоянный признак имен существительных. (Род.)3. Часть слова без окончания.

Слайд 23Приём «Согласен – Не согласен» Приём, способствующий актуализации знаний учащихся и

активизации мыслительной деятельности. Дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока. Формирует:
умение оценивать ситуацию или факты;
умение анализировать информацию;
умение отражать свое мнение.
Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-».

Пример:
Слово, имеющее одно лексическое значение, — однозначное. +
Слова разные по звучанию, но сходные по своему лексиче­скому значению — это омонимы. -
Словарный состав языка — лексика. +
Слово, имеющее несколько лексических значений, — мно­гозначное. +
Слово сходство по отношению к слову различие — антоним. +

Приём «Согласен – Не согласен» Приём, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Дает возможность быстро

Слайд 24Да-нетка
Всю ночь читает небылицы, и вот плоды от этих книг. (А.С.Грибоедов)

В этом слове два слога? (да)
Это служебная часть речи? (нет)
Это слово спрягается? (нет)
Это слово употреблено во второй предикативной части? (да) и т.д.

Да-неткаВсю ночь читает небылицы, и вот плоды от этих книг. (А.С.Грибоедов) В этом слове два слога? (да)Это

Слайд 25Приём “Корзина идей, понятий, имён”
приоткрыть
приподнять
присесть
привстать

Приём “Корзина идей, понятий, имён”приоткрытьприподнятьприсестьпривстать

Слайд 26Вариант приёма «Корзина»
Задач, делаешь, из-за туч, молодежь, шалаш, хорош, беречь,

с крыш, стричь, пригож, речь, меч, могуч.

Сколько корзин вам понадобится, чтобы распределить данные слова?

Возможны разные варианты ответов.

Вариант приёма «Корзина»Задач,  делаешь, из-за туч, молодежь, шалаш, хорош, беречь, с крыш, стричь, пригож, речь, меч,

Слайд 27 Приём «Формула ПОПС»
Формула ПОПС - учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие

следующие четыре момента ПОПС – формулы:
П – позиция
О – объяснение (или обоснование)
П – пример
С – следствие (или суждение)
Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:
«Я считаю, что…».

Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:
«Потому что …».

Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:
«Я могу это доказать это на примере …».

И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:
«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

Приём «Формула ПОПС» Формула ПОПС - учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС

Слайд 28Приём “Жокей и лошадь”
Форма коллективного обучения.
Класс делится на две группы:

«жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами.
Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».
Приём “Жокей и лошадь”Форма коллективного обучения. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки

Слайд 29Звуковые ассоциации при изучении орфоэпии
Достойный аргумЕнт внесли мы в докумЕнт
Нельзя ребёнка

баловАть- знает это только мАть.
ЗвонИт добрый доктор АйболИт.
КаталОг кинул я под потолОк.
Доход мизЕрный, хотя расчёты вЕрны.
Чтобы боли облегчИть, зубы мы начнём лечИть
ПринУдить занУду.
Много ели тОрты, не налезли шОрты.
И работает экспЕрт в этой школе много лЕт.
Звуковые ассоциации при изучении орфоэпииДостойный аргумЕнт внесли мы в докумЕнтНельзя ребёнка баловАть- знает это только мАть.ЗвонИт добрый

Слайд 30Этап рефлексии

Этап рефлексии

Слайд 31«Плюс-минус-интересно»
Приём «Расскажи по схеме: Я знаю, я запомнил, я смог»

«Плюс-минус-интересно»Приём «Расскажи по схеме: Я знаю, я запомнил, я смог»

Слайд 32Высказывания по кругу
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь

я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
 

Самооценка активности и качества работы:

«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный «W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный «| »  - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный «+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный «0» - не ответил.

Высказывания по кругусегодня я узнал…было интересно…было трудно…я выполнял задания…я понял, что…теперь я могу…я почувствовал, что…я приобрел…я научился…у

Слайд 33упражнение «Комплимент»
(Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах)

Учащиеся оценивают

вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок.

Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
упражнение «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах) Учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и

Слайд 34Техника «рефлексивная мишень»
На доске рисуется мишень, которая делится на сектора.
Обучающийся

ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем результат выше. Затем проводят её краткий анализ.


Техника «рефлексивная мишень»На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. Обучающийся ставит метки в сектора соответственно оценке

Слайд 35Приём «синквейн»
Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: интеллектуальные,

творческие, образные.
Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.

Приём «синквейн»Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно,

Слайд 36«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его

интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции».
В.А.Сухомлинский.
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции».

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть