Слайд 1«Не скучная» работа
на уроках русского языка со СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ
филиал МКОУ «Шалинская
СОШ №45» – «Илимская ООШ»
учитель начальных классов:
Сарафанова Наталья Викторовна
Слайд 2Цель данного пособия –
1. Помочь учителю организовать повседневную практическую работу
над трудными словами в начальной школе, обогатить словарный запас и повысить орфографическую грамотность.
Слайд 32. Помочь ученикам раскрыть секреты слов с непроверяемым написанием, а учителям
– найти новые формы работы со словарными словами.
Слайд 4 Что же нужно, чтобы дети не допускали ошибок?
1. Необходимо научить
детей видеть, где возможна ошибка, для этого нужна строгая научная основа преподавания.
Нужно понятие фонемы.
Слайд 5Приёмы и принципы, помогающие усвоить написание трудных слов
Приём МНЕМОНИКИ
Рифмовки Петерсона.
по
тематическому принципу
этимологический анализ
Слайд 6Словарно-орфографические упражнения
Первая группа - упражнения, направленные на изучение правописания трудных
слов;
Вторая группа – для закрепления правописания слов, их цель предупредить ошибки;
Третья группа – контрольные упражнения, имеющие цель проверки и оценки правильности написания трудных слов.
Слайд 7План знакомства с трудным словом:
1. Осмысление значения слова;
2. Привлечение:
слуховой памяти;
зрительной
памяти;
моторной памяти.
Слайд 8Работа над одним словом:
1.Слово для запоминания: …
2.Толкование слова: …
3.Этимология: …
4.Однокоренные
слова:…
5.Загадки:…
7.Ребус:…
6.Пословица: …
8.Фразеологический оборот: …
Слайд 9 Формы работы по закреплению правописания словарных слов:
Слайд 10
Слуховой диктант (контрольный) – проводится после изучения и закрепления слов,
чтобы выяснить, как они усвоены. В результате выявляются пробелы в знаниях учеников и намечаются пути их устранения.
Слайд 11 Комбинированный диктант – позволит учителю, увеличить материал для работы со
словарными словами, помогает повторять ранее пройденные, и закрепить вновь изученные орфограммы.
Слайд 12
Проверочные задания в виде комбинированного диктанта
Вариант №1
- Распределите слова на две
группы.
Слова с безударным гласным, проверяемым ударением записывайте в один столбик, а слова с непроверяемым безударным гласным – в другой.
Работа, острова, слова, смола, сосна, ловушка, посуда, ворона, гостиная, город, лопата, коньки, водитель, собака, моря, молоко, товарищ, лесник, девочка, земля.
_________________________ __________________________ _________________________ __________________________
_________________________ __________________________ _________________________ __________________________
_________________________ __________________________ _________________________ __________________________
_________________________ __________________________ _________________________ __________________________
_________________________ __________________________
Слайд 13Зрительный диктант – нужно чередовать со зрительно-слуховым диктатом, давать его можно
не только в виде пропущенных букв, но и пропущенных слов, (например, при записи антонимов и синонимов). Ценность этого вида работ заключается в том, что, чередуя анализ и синтез слова, ученики предупреждают ошибки ещё до написания слова.
Слайд 14Проверочные задания в виде зрительного диктанта
Вариант №1
- Подберите в выделенным
словам антонимы. Напишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.
В…_сёлый ученик - _________уч_...ник
добрый м_...дведь - ________ м….дведь
чистая т_...традь - __________т…_традь
высокая б…_рёза - ___________б…_рёза
сильный веет…_р - __________вет…_р
длинное п_...льто - _________п…_льто.
Слайд 15Творческие диктанты – это один из этапов, который готовит учеников к
написанию сочинений, самостоятельных творческих работ. Школьники учатся составлять тексты и придумывать заголовки.
Слайд 16Проверочные задания в виде творческих диктантов
- Используя как можно больше словарных
слов напиши рассказ по теме:
Вариант №1
«Растения»
Вариант №2
«Школа» или «Наш класс»
Вариант №3
«Животные»
Вариант №4
«Люди»
Вариант №5
«Зима»
Вариант №6
«Наш огород»
Слайд 17Выборочный диктант – развивает умение выделять необходимые слова на слух. Учитель
диктует слова, а ученики выбирают и записывают лишь те слова, которые необходимы по заданию. Такой вид диктанта позволяет сэкономить время на уроке, делает работу со словарными словами разнообразной, развивает внимание, слух, память, орфографическую зоркость, вырабатывает умение быстро анализировать слово и относить его к тому или иному виду орфограмм.
Слайд 18Выборочный диктант
Вариант №1.
- Запишите только словарные слова:
Быстро кончилась осень. Скоро
начнутся крепкие морозы. Собака Жучка теперь живёт в доме. Надо надевать пальто и варежки. Ребята будут весело кататься на коньках.
(8 слов)
Вариант №2.
Запишите только те слова, в которых на месте безударного гласного звука пишется буква О.
Москва, работа, товарищ, капуста, одежда, собака, пальто, корова, машина, завод, посуда, мороз. (7 слов)
Слайд 19Ребусы
Они могут использоваться на этапе первичного знакомства со словом, так
как помогут запомнить «опасные места» в словах с непроверяемым написанием. А также при повторении словарных слов.
Ребусы вызовут интерес, способствуют развитию логического мышления и совершенствуют
Слайд 21Приложение:
Демонстрационный материал для картинного диктанта, изготовленный при совместной деятельности учащихся и
родителей
Слайд 24Творческие работы учащихся на разные темы
Слайд 25
Задание: Сочинить и озаглавить сказку, используя, следующие слова: ВЕТЕР, ЗАЯЦ, БЕРЁЗА,
ВДРУГ, СОРОКА, БЫСТРО, МЕДВЕДЬ, ДЕВОЧКА.
Слайд 26Планируемый результат:
Интерес детей к изучаемым словарным словам.
Обогащение активного словарного запаса учащихся.
Слайд 27ВЫВОД:
Чем богаче словарный запас человека, тем содержательнее, грамотнее и красивее его
устная и письменная речь.
Слайд 28ПРИМЕЧАНИЕ
Материал может использоваться учителями, работающими по учебникам разных авторов.