Слайд 1Нарушение норм русского литературного языка
в рекламных объявлениях
г. Калининграда
ученическое исследование
Автор:
ученица 7«Б» класса
МАОУ ШИЛИ г. Калининграда
Парфененкова Татьяна Геннадьевна
Научный руководитель:
учитель русского языка и литературы
МАОУ ШИЛИ г. Калининграда
Аксунова Наталья Анатольевна
Слайд 2Актуальность исследования обусловлена взаимосвязью языка и сознания человека, а также влиянием
ошибочного словоупотребления, нарушений норм языка в текстах рекламных объявлений на речь.
Цель исследования – на материале текстов рекламных объявлений выявить нарушения языковых норм, классифицировать полученные данные, а также предложить варианты верного словоупотребления.
Гипотеза: тексты рекламных объявлений, являющиеся средством воздействия на сознание людей, содержат большое количество разного рода нарушений норм русского литературного языка.
Слайд 3Задачи
1. Проведение анкетирования учащихся десятого класса и параллели седьмых классов с
целью выявления отношения учащихся к рекламе в городе, а также фактов обнаружения целевой группой нарушений норм языка в текстах реклам;
2. Изучение текстов рекламных объявлений нашего города;
3. Выявление и характеристика грамматических, лексических, этических и других нарушений в текстах наружной рекламы;
4. Установление роли верного словоупотребления в рекламном тексте в формировании языкового сознания учащихся;
5. Описание норм языка, принятых в русской лексикологии.
Слайд 4Материал, предмет и
методы исследования
Языковым материалом исследования послужили тексты рекламных объявлений
г. Калининграда, которые исследуются на предмет наличия нарушений орфографических, пунктуационных, лексических, речевых, морфологических, синтаксических, этических норм русского языка.
Методы: общий описательный, метод контекстуального, языкового и сопоставительного анализа, анкетирование,
метод статистических подсчётов.
Слайд 5Практическая ценность исследования состоит в возможности использования её материалов в рамках
классных часов, посвящённых грамотности, а также в курсах подготовки к ЕГЭ по русскому языку, так как в работе приведены классификации ошибок, примеры.
Кроме того, наша школа богата талантливыми ребятами, которые совершенно точно получат со временем известность в сфере маркетинга и рекламы, а, ознакомившись с материалами нашего исследования, поймут, насколько важно соблюдать нормы литературного языка, и, конечно, они будут сочинять только достойные рекламные тексты.
Слайд 71. Более 86% учащихся обращают внимание на наружную рекламу в городе;
2.
Более 54% учащихся замечают ошибки в текстах реклам;
3. 90% учащихся осознают опасность ошибок в рекламе;
4. 70% учащихся уверены, что эти ошибки влияют на грамотность людей.
5. 30% думают, что это зависит от человека, а не от самой рекламы.
Результаты анкетирования
Слайд 8Среди ответов на 4 вопрос (Может ли неграмотность (в том числе
намеренная) повлиять на грамотность людей, читающих эти объявления?) нами отмечены следующие высказывания учащихся:
«Да, может. Люди могут начать использовать в своей речи ошибочные обороты».
«Конечно, люди подумают, что так правильно».
«Да. Я думаю, человек способен запомнить неправильное написание с помощью ярких вывесок».
«Да, наверное. Для детей (маленьких)».
«Да, если люди часто видят неграмотные объявления, то под воздействием этой неправильной информации люди забудут правильную».
«Нет. Если человек грамотный, он заметит ошибку».
Слайд 9Наша классификация нарушений норм языка, применяемая в настоящей исследовательской работе.
1. Нарушение
орфографических норм - неправильное написание слов и его форм.
2. Нарушение пунктуационных норм – неправильная постановка знаков препинания.
3. Нарушение лексических норм – неправильный выбор слова, или его значения:
3.1. Вкрапления иностранных букв и слов в русские названия;
3.2. Транслитные написания;
3.3.Употребление разговорных и сленговых слов.
4. Речевые ошибки – сочетание несовместимых понятий , искажение или отсутствие смысла.
5. Нарушение морфологических и синтаксических норм – грамматические ошибки трёх видов: словообразовательные, морфологические, синтаксические.
5.1. Неправильное образование слов;
5.3.Неправильное употребление слов;
5.4.Нарушение синтаксических норм
6.Этические ошибки - проявление речевой агрессии, недоброжелательности; наличие высказываний, унижающих человеческое достоинство.
Слайд 10Нарушение норм русского языка в рекламных текстах г. Калининграда
1. Нарушение орфографических
норм
Слайд 123. Нарушение лексических норм
3.1. Вкрапления иностранных букв и слов в русские
названия
Слайд 165.Нарушение морфологических и синтаксических норм
Слайд 18Выводы исследования
1. По мнению учащихся, неграмотные рекламные тексты способны оказывать разрушающее
влияние на общую языковую грамотность людей (70% респондентов).
2. Более 80% изученных текстов содержат лексические и речевые ошибки.
3. Для большого количества рекламных текстов характерно использование иностранных букв, слов, что приводит к отсутствию всякого смысла.
4. Нами отмечено функционирование большого количества нарушений орфографических и пунктуационных норм.
5. 46% учащихся не замечают ошибки в текстах реклам.
Слайд 20Библиография
1. Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для: вузов.
Ростов на Дону, 2009.
2. Водолазкин Е.Г. Дом и остров, или Инструмент языка.М., 2015
3. Маслова В.А. Лингвокультурология. М., 2001.
4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. М., 1996
5. Ширяев Е. Н. Что такое культура речи // Мы сохраним тебя, русская речь. М., 1995.