Презентация, доклад на тему Народные песни (урок литературы в 8 классе)

Содержание

Русские народные песниисторическиелирическиесолдатскиесемейныелюбовныеобрядовые

Слайд 1
Русские народные песни. Частушки

Русские народные песни. Частушки

Слайд 2Русские народные песни
исторические
лирические
солдатские
семейные
любовные
обрядовые

Русские народные песниисторическиелирическиесолдатскиесемейныелюбовныеобрядовые

Слайд 3
Художественные особенности жанра:
лирический герой;
композиционные особенности;
основной принцип внутренней организации;

символика;
языковые особенности


Художественные особенности жанра: лирический герой; композиционные особенности; основной принцип внутренней организации; символика; языковые особенности

Слайд 4
Лирический герой – это всегда простой человек труда: крестьянин, крестьянка, солдат,

ямщик, бурлак,
«удалой разбойник.


Лирический герой – это всегда простой человек труда: крестьянин, крестьянка, солдат, ямщик, бурлак,«удалой разбойник.

Слайд 5Лирический герой
Простой человек труда:
Крестьянин
Солдат
Ямщик
Бурлак
Удалой разбойник

Лирический герой  Простой человек труда:КрестьянинСолдатЯмщикБурлакУдалой разбойник

Слайд 6Композиция

монолог

диалог

Композициямонолог             диалог

Слайд 7
Композиция:
монолог (обычно начинается с обращений: к людям (матери, отцу, милому

и т. д), к родной сторонке, к различным явлениям природы.
диалог (разговор девушки с милым, с подругами, родителями и т.д.)


Композиция: монолог (обычно начинается с обращений: к людям (матери, отцу, милому и т. д), к родной сторонке,

Слайд 8
Поэтический (психологический) параллелизм:
вначале – природная, символическая картина, а затем – картина

- образ человеческой жизни.


Поэтический (психологический) параллелизм:вначале – природная, символическая картина, а затем – картина - образ человеческой жизни.

Слайд 9
Символы в народных лирических песнях:
сокол, голубь,
селезень, соловей
Молодец –

Девушка -
белая

лебёдушка,
серая утушка, пава,
сизая голубка


Символы в народных лирических песнях:сокол, голубь, селезень, соловейМолодец – Девушка -белая лебёдушка, серая утушка, пава, сизая голубка

Слайд 10МОУ ЧСОШ им. А.А. Яковлева
Эпитеты :
постоянные (зелёный сад, чистое

поле, буйный ветер, тёмный лес, сырая земля и т.д.)
эмоционально-психологические (родной батюшка, дорогие подружки, любезный дружочек, соколик ясный)


МОУ ЧСОШ им. А.А. ЯковлеваЭпитеты : постоянные (зелёный сад, чистое поле, буйный ветер, тёмный лес, сырая земля

Слайд 11

Художественные особенности:
обращения
поэтический параллелизм
символы
постоянные эпитеты

Художественные особенности:обращенияпоэтический параллелизмсимволыпостоянные эпитеты

Слайд 12
Домашнее задание:
1. Письменный ответ на вопрос:
В чём покоряющая душу сила

народной песни?


2. Письменный анализ русской народной песни по плану:
К кому обращается лирический герой?
Докажите, что вопросы носят риторический характер т.е. не требуют ответа или он очевиден.
Каково основное настроение, выраженное в песне?
Какими художественными средствами оно выражено?
Какой отклик в душе слушателя находит эта песня?

Домашнее задание:1. Письменный ответ на вопрос: В чём покоряющая душу сила народной песни?2. Письменный анализ русской народной

Слайд 13У молодца моего личико,
Бело личико, кругло личико.
Поплывет теперь со мной
Вдоль по

речке Чусовой, —
Мой селезень белокосистый,
Белокосистый, воронистый…

У молодца моего личико,Бело личико, кругло личико.Поплывет теперь со мнойВдоль по речке Чусовой, —Мой селезень белокосистый,Белокосистый, воронистый…

Слайд 14Ты дубрава моя, дубравушка,
Ты дубрава моя, зеленая,
Ты к чему рано зашумела,
Приклонила

веточки, запечалившись?
А к тому приклонила я веточки,
Что рыдает во мне птаха малая,
Птица певчая Богу молится,
Проклинает она черна ворона,
Что сгубил ее малых детушек,
Разорил ее тепло гнездышко…
Ты дубрава моя, дубравушка,Ты дубрава моя, зеленая,Ты к чему рано зашумела,Приклонила веточки, запечалившись?А к тому приклонила я

Слайд 15
На речке, на речке на быстрой
Калина моя, малина моя
На

речке, на быстрой девка воду брала
Калина моя, малина моя
Девка воду брала, друга поджидала
Калина моя, малина моя
Едет мой любезный со чистого поля
Калина моя, малина моя
Со чистого поля на вороном коне
Калина моя, малина моя
На вороном коне, в белом балахоне
Калина моя, малина моя
Молочик, молочик, свей мне перстенёчек
Калина моя, малина моя
Свей мне перстенёчек из ясного солнца
Калина моя, малина моя

На речке, на речке на быстрой Калина моя, малина моя На речке, на быстрой девка воду брала

Слайд 16Ах, частушка-веселушка
прилетела ко мне вновь,
Моя верная подружка,
моя первая

любовь.
А ты играй, играй залётка,
а ты играешь и играй,
А про любовь мою не знаешь,
а ты не знаешь и не знай.
На пуховой на подушке спит прияточка моя
Засыпает, вспоминает всё меня, да всё меня.
Что дусёнок редко ходишь в пятидневку восемь раз,
Если кажется далёко, приходи, живи у нас.
Симпатёночку-милёночку ещё наговорю,
Симпатёнок, мой милёнок, а ты люби меня одну.
Говорила, говорила говорёные слова,
До чего договорилась стала милому своя.
Ах, частушка-веселушка прилетела ко мне вновь, Моя верная подружка, моя первая любовь. А ты играй, играй залётка,

Слайд 17Где был, где был,
Да сизой селезень?
Где была, где была,
Сера утица?
-Были они,

были они
В разных озерах;
Где был, где был,
Да Василий господин?
Где была, где была,
Ноньче они, ноньче они
На одном озере,
Зоблят песок
С одного берега.
Ноньче они, ноньче они
Пьют и едят
С одного блюда,
Да Ульянушка...?
-Были они, были они
В разных городах;
Кушают
С одной ложевки!



Вопросы:
1.На какие две части условно можно разделить данный текст?
2.Какая часть важнее с позиции содержания? О чем она рассказывает?
3. Для чего нужна первая часть?
4. Кто же такие селезень и утица?

Где был, где был,Да сизой селезень?Где была, где была,Сера утица?-Были они, были ониВ разных озерах;Где был, где

Слайд 18Породила да меня матушка, Породила да государыня,  В зеленом-то саду гуляючи,  Что под грушею

под зеленою,  Что под яблоныо под кудрявою,  Что на травушке на муравушке, На цветочках на лазоревых.  Пеленала да меня матушка  Во пеленочки во камчатные,  Во свивальники во шелковые.  Берегла-то меня матушка  Что от ветра и от вихоря; Что пустила меня матушка  На чужу-дальну сторонушку.  Сторона ль ты моя, сторонушка,  Сторона ль ты моя незнакомая!  Что не сам-то я на тебя защел»  Что не добрый меня конь завез – Занесла меня кручинушка,  Что кручинушка великая —  Служба грозная государева,  Прытость-бодрость молодецкая  И хмелинушка кабацкая

Задания:
1.Определите композиционную форму песни.

2. Кто её лирический герой?

3. На какие смысловые части делится песня?

4. Какие поэтические приёмы используются в песне?

Породила да меня матушка, Породила да государыня,  В зеленом-то саду гуляючи,  Что под грушею под зеленою,  Что

Слайд 19Интернет - ресурсы
http://gallerix.ru/storeroom/637749369/N/1140534667/
http://art-ginda.ru/
http://dartepla.ru/t/sound/lad.htm
http://www.liveinternet.ru/users/stephanya/post159641901/
http://durdom.in.ua/ru/main/photo/photo_id/17736/filter/interesting/order/desc.phtml


Интернет - ресурсыhttp://gallerix.ru/storeroom/637749369/N/1140534667/http://art-ginda.ru/http://dartepla.ru/t/sound/lad.htmhttp://www.liveinternet.ru/users/stephanya/post159641901/http://durdom.in.ua/ru/main/photo/photo_id/17736/filter/interesting/order/desc.phtml

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть