Слайд 1Стихотворение
Н.А.Некрасова
«Железная дорога»
Слайд 2Звучит музыка Георгия Свиридова
к повести А.С.Пушкина «Метель»
«Сквозь волнистые туманы…»
Александр
Пушкин
Слайд 3«Выхожу один я на дорогу…»
Михаил
Лермонтов
Слайд 4Пётр Вяземский
Опять я на большой дороге,
Стихии вольный гражданин,
Опять в кочующей берлоге
Я
думу думаю один.
Встают ли сёла предо мною,
Святыни скорби и труда,
Или с роскошной нищетою
В глазах пестреют города…
Слайд 5Яков Полонский
Как кони ни бегут – мне кажется,
лениво
Они бегут. В глазах одно и тож –
Всё степь да степь, за нивой снова
нива.
«Зачем, ямщик, ты песен не
поёшь?»
Слайд 6«Утро туманное…»
Иван
Тургенев
Слайд 7Это пушкинская
зимняя дорога
с монотонным
пением ямщика
да звоном
колокольчика
Слайд 8Это пустынная дорога Лермонтова, открывающая просторы в звёздную вечность…
Слайд 9
Это и грустные
мысли, посещающие
в дороге Тургенева...
Слайд 10Русские дороги. Бесконечные, утомительные, способные успокоить и растревожить. Недаром так много
песен, сказок, былин да пословиц сложено русским народом о дороге, о дороженьке.
Издавна дороженька в сознании русского народа связывалась с горем и страданиями: по дороге молодых парней угоняли в рекруты, по дороженьке крестьянин нёс на базар последние свои пожитки; по дороженьке уходили надолго мужики в город на заработки, по дороге пролегал скорбный путь в ссылку, в Сибирь…
Слайд 11
Пролегла Владимирка -
дорога скорби
и страданий,
проторённая
кандальными цепями...
Слайд 12По бесконечной, страшной дороге, в промёрзлой кибитке спешит к своему мужу-изгнаннику
русская женщина…
Всё это некрасовские дороги…
Слайд 13Нелёгкой дорогой народа пойдёт в литературу и Николай Алексеевич Некрасов.
«Важно только
одно, - говорил поэт, - любить народ, родину, служить им сердцем и душою».
Слайд 14Историко-бытовой комментарий. Россия середины ХIХ века. В стране строятся заводы, фабрики,
железные дороги. Дымящие трубы заводов и паровозные гудки разбудили крестьянскую Русь. Завершается строительство железнодорожного полотна между Москвой и Петербургом (1843 – 1851), названного в честь императора Николая I Николаевской железной дорогой.
Слайд 15Во главе строительства этой дороги царь поставил вельможу графа П.А.Клейнмихеля. Казнокрад
и деспот, министр считал, что только ему принадлежит честь и слава этого строительства. Из государственной казны разворовывались деньги, многие километры были плохо укреплены, смелые люди того времени шутили: пусть первым по этой дороге проедет Клейнмихель, а вторым – царь.
На постройку дороги были согнаны десятки тысяч крестьян. Строительных машин тогда не было. Люди работали по колено в болотной воде, голыми руками.
Слайд 16Было много больных, которые умирали часто там, где работали. На русских
костях была построена эта дорога – так говорили в народе. И это была правда.
Слайд 17Что народный труд в России того времени был бесчеловечным, знали и
видели многие, но Некрасов первый и единственный из русских поэтов сказал об этом во весь голос, грозно и разгневано, как сказал бы сам народ, если бы не был так рабски покорен.
Всё это припомнилось поэту, когда погожим осенним днём он ехал по железной дороге. Поезд весело стучал колёсами, но Некрасов печально смотрел в окно: он не мог забыть о несчастной судьбе простых людей, строивших эту дорогу. Поэт рассказал о ней мальчику Ване, ехавшему вместе с ним в одном вагоне.