Слайд 1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2
г. Покачи
Мультимедийная разработка
урока русского языка в 5 классе по теме: Правописание непроизносимых согласных в корне слова
(повторение изученного в начальных классах)
учителя русского языка и литературы
Юхно Ларисы Дмитриевны
Слайд 2Цель урока: повторить и обобщить знания о непроизносимых согласных в корне
слова, полученные
в начальной школе.
Слайд 3Задачи урока:
образовательные:
совершенствовать знания о непроизносимых согласных
в корне
слова;
развивать умение подбирать проверочные слова;
формировать орфографические навыки;
заложить информационные навыки работы со
словарями, ИКТ.
развивающие:
развивать речь учащихся, обогащать словарный запас ;
активизировать словесно–логическое мышление;
развивать сообразительность, мышление, память.
воспитательные:
воспитывать ответственное отношение к собственной
грамотности;
воспитывать культуру речи, любовь к родному
языку;
воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
Слайд 4Тип урока: повторительно – обобщающий.
Методы:
словесные (беседа);
наглядные (методы иллюстрации);
практические методы (упражнения);
метод формирования
познавательного интереса (активизация внимания при повторении).
Используемые технологии:
элементы игровых технологий;
информационно-коммуникационная;
элементы проблемного обучения и личностно-
ориентированного подхода.
Слайд 5Основные формы работы:
индивидуальная, коллективная, групповая.
Оборудование:
компьютер, проектор, презентация к уроку,
индивидуальные карточки, орфографический и толковый
словари.
Предварительная работа:
подготовка презентации «Повторение изученного в
начальной школе по теме: «Правописание
непроизносимых согласных в корне слова », домашнее
задание.
Слайд 6План урока:
I. Организационный момент (1 мин.).
II. Проверка домашнего задания ( 5
мин.).
III. Подготовка к обобщению понятий и правил ( 6 мин.).
IV. Обобщение понятий и правил темы ( 18 мин.).
V. Распределительный словарный диктант ( 5 мин.).
VI. Подведение итогов урока (3 мин.).
VII. Задание на дом (2 мин.).
Слайд 8II. Проверка домашнего задания
Синтаксический разбор предложения.
Волны пенились и с шумом бились
о набережную.
Морфологический разбор слова- (о) набережную.
Морфемный разбор слова- набережную.
Слайд 9III. Подготовка к обобщению понятий и правил
Какие орфограммы взял на себя
корень слова?
Правописание безударной гласной в
корне слова, проверяемой ударением.
Правописание слов с непроверяемыми
гласными и согласными в корне слова.
Правописание слов с проверяемыми
согласными в корне слова.
Правописание слов с непроизносимыми
согласными в корне слова.
Слайд 10Вставь букву и подбери проверочное слово
р ка –
гр за
–
п щать –
цв сти –
т шина –
д лекий –
тр винка -
св ча -
б жать –
сл ны –
п ля –
кр я -
с леный -
д ма -
речка
грозы
писк
цвет
тишь
даль
травы
е
о
и
е
и
а
а
свечка
бег
слон
поле
край
соль
дом
е
е
о
о
а
о
о
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
Слайд 11Словооборот
Дурт –
Залг –
Генс –
Гарво –
Зов –
Гурк
-
Прочти слова наоборот. Устно подберите проверочное слово. Какое правило помогло вам правильно написать слова?
Дурт – Труд
Залг –
Генс –
Гарво –
Зов –
Гурк -
Дурт – Труд
Залг – Глаз
Генс –
Гарво –
Зов –
Гурк -
Дурт – Труд
Залг – Глаз
Генс – Снег
Гарво –
Зов –
Гурк -
Дурт – Труд
Залг – Глаз
Генс – Снег
Гарво – Овраг
Зов –
Гурк -
Дурт – Труд
Залг – Глаз
Генс – Снег
Гарво – Овраг
Зов – Воз
Гурк -
Дурт – Труд
Залг – Глаз
Генс – Снег
Гарво – Овраг
Зов – Воз
Гурк - Круг
Слайд 12Числовые ребусы
Разгадайте ребусы. Проверьте парные согласные в конце слова, подберите к
ним проверочные слова.
100рож –
100лб –
100г –
3котаж –
3умф –
сторож
столб
стог
трикотаж
триумф
Что обозначает слово ТРИУМФ?
В каком словаре мы можем найти толкование этого слова?
Слайд 13IV. Обобщение понятий и правил темы
[сонцэ] - солнце
[с'эрцэ] - сердце
[изв'эсный'] - известный [здраствуй'] - здравствуй
[фкусный'] - вкусный
Произнесите слова, транскрипцию которых вы видите.
Запишите эти слова.
Почему произношение и написание слов расходятся?
Мы столкнулись с проблемой. В чем конкретно
выражается проблема?
Вспомните, как называются такие хитрые согласные?
Может кто- то вспомнит правило?
Что же получается: мы теперь при написании каждого
слова будем задумываться, есть ли в нем непроизносимая
согласная или нет?
Слайд 14Обобщение понятий и правил темы
Опасные сочетания звуков:
гру[сн]ый -
здра[ств]уй -
капу[сн]ый - безмол[ств]ие -
зве[зн]ое - гига[нс]кий -
по[зн]яя - со[нц]е -
сча[сл]ивая - се[рц]е -
зави[сл]ивая -
грустный
капустный
звездное
поздняя
счастливая
завистливая
здравствуй
безмолвствие
гигантский
солнце
сердце
Слайд 15Разгадай кроссворд
Небесное светило -
Антоним к слову «радостно» -
Бабочка, которая
любит капусту –
Орган живых существ, который перекачивает кровь -
солнце
грустно
капустница
сердце
Слайд 16Игра «Запоминай, не зевай!»
Прочитайте рифмовку несколько раз, а затем
запишите слова,
которые вы смогли запомнить.
Поздний, звездный и окрестный,
Здравствуй, областной и местный,
Сердце, солнце и участник,
Чувство, лестница и праздник.
Научись слова читать
И запомни, как писать.
Слайд 17Слова, в которых нет непроизносимых согласных
Вкусный –
Опасный –
Чудесный –
Чествовать –
Шествовать
–
Участвовать -
Подберите проверочные слова
вкусен
опасен
чудесен
честь
шествие
участие
Слайд 18Игра «Запоминай, не зевай!»
Прочитайте рифмовку несколько раз, а затем
запишите слова,
которые вы смогли
запомнить.
Вкусный, гласный, интересный,
Безопасный и небесный,
И чудесный, и прекрасный,
И ужасный, и напрасный.
Этих слов не забывайте,
Букву Т в них не вставляйте.
Слайд 19Это надо знать!
Как вы должны поступить, если проверить
написание буквы невозможно?
Какой
словарь поможет проверить
правильность написания слова?
Как называется слово,
которое мы не можем
проверить?
Н-Р: блеснуть (хотя блестеть)
лестница (хотя лесенка)
наперсник (хотя перст)
Слайд 21Групповая работа
Замените выделенные слова подходящими по
смыслу синонимами с непроизносимыми
согласными.
Позади
веселое лето.
Прошла красивая золотая осень.
Стоят дождливые дни
глухой осени.
Порывистый ветер
срывает с деревьев
последние листья.
Ненастные, поздней,
яростный, радостное,
чудесная.
Слайд 22Групповая работа
Замените выделенные слова подходящими по
смыслу синонимами с непроизносимыми
согласными.
В
лесу страшная грязь.
Желтые и алые листья уже потемнели.
Они лежат на земле отвратительной скользкой
массой.
Ночью редко можно увидеть необыкновенное
в огнях небо.
Красные, ужасная,
безобразной, прекрасное,
звездное.
Слайд 23Групповая работа
Замените выделенные слова подходящими по
смыслу синонимами с непроизносимыми
согласными.
Голубой
свод скрывают серые тучи.
Привет, утреннее солнышко!
Но зря низкое светило хочет удержать теплую
погоду.
Часто случаются ночные заморозки- первые
посланцы близкой зимы.
Небесный, здравствуй,
напрасно, солнце, вестники.
Слайд 24Проверь себя!
Позади радостное лето.
Прошла чудесная золотая осень.
Стоят ненастные
дни поздней осени.
Яростный ветер срывает с деревьев последние листья.
Слайд 25Проверь себя!
В лесу ужасная грязь.
Желтые и красные листья уже
потемнели.
Они лежат на земле безобразной скользкой массой.
Ночью редко можно увидеть звездное небо.
Слайд 26Проверь себя!
Небесный свод скрывают серые тучи.
Здравствуй, утреннее солнышко!
Но
напрасно низкое солнце хочет удержать теплую погоду.
Часто случаются ночные заморозки- первые вестники близкой зимы.
Слайд 27Это надо знать!
Слова, сходные по звучанию, но различные по значению и
написанию:
искусный - умелый, умело сделанный,
искусственный - не природный, сделанный наподобие
подлинного; неискренний;
косный - невосприимчивый к новому, отсталый,
костный - прилагательное от слова «кость»;
яства - изысканная еда,
явственный - явный;
шествовать - торжественно идти,
шефствовать - оказывать помощь, от слова «шефы».
Слайд 28
V. Распределительный диктант
Распределите слова в два столбика. В первый
столбик запишите
слова с непроизносимыми
согласными, во второй - все остальные.
Радостный, гигантский, вестник, опасный,
праздник, поздно, вкусный, прекрасный,
лестница, прелестный, яростный,
ужасный, звездный, здравствуй, чудесный.
Слайд 29Результаты распределительного диктанта
Слайд 30VI. Подведение итогов
Какие орфограммы взял на себя корень слова?
Над какой
орфограммой мы сегодня работали с вами?
Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании непроизносимых согласных в корне слова?
Что нового вы узнали на уроке?
С какими словарями работали на уроке?
Слайд 31VII. Домашнее задание
Мотивированным учащимся составить предложения со словами, сходными по звучанию,
но различными по значению и написанию.
Остальным учащимся - § 10, упражнение 48.
Слайд 32Рефлексия
Прослушайте стихотворение и ответьте
«да»- «нет».
Завершается урок.
Он прошел ребятам впрок?
Постарались
все понять,
Учились тайны открывать?
Ответы полные давали?
На уроке не зевали?
Слайд 34Список используемой литературы:
Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 5 классе. Книга для
учителя. М. «Генжер», 2011 г.
Т.А. Ладыженская. Практическая методика русского языка. Москва «Просвещение» 2010 г.
А. Т. Арсирий. Занимательные материалы по русскому языку. Москва «Просвещение» 2008 г.
Орфографический словарь русского языка. М. «Сирин», 2010 г.
С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. М., 2011 г.
Слайд 35Список Интернет-ресурсов:
http://forum.poets-club.ru
http://images.yandex.ru
http://gendocs.ru
http://www.fast-torrent.ru