Презентация, доклад на тему Мотив одиночества в лирике Серебряного века.

Александр Александрович Блок (1880-1921)  Александр Львович Блок - юрист, профессор Варшавского университета, происходил из дворянского рода. Он родился в русской семье в Санкт-Петербурге 16/28 ноября 1880года. Совместная жизнь родителей маленького Саши не сложилась, его мать Александра Андреевна ушла

Слайд 1Мотив одиночества в лирике серебряного века (А.А.Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского)

Подготовили
Ученики 9 класса
Мотив одиночества в лирике серебряного века (А.А.Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского)

Слайд 2Александр Александрович Блок (1880-1921)
 Александр Львович Блок - юрист, профессор Варшавского университета,

происходил из дворянского рода. Он родился в русской семье в Санкт-Петербурге 16/28 ноября 1880года. Совместная жизнь родителей маленького Саши не сложилась, его мать Александра Андреевна ушла от своего мужа Александра Львовича.
Детство Саши прошло в Петербурге, и каждое лето он ездил к деду (по линии матери) в имение Шахматово, что находится в Подмосковье. Дед мальчика был известным учёным, ректором Петербургского университета, а звали его – Андрей Николаевич Бекетов.
Саша рано начал писать стихи, ему было 5 лет. В гимназию пошёл в 9 лет. Он много и увлечённо читал, издавал детские рукописные журналы. В юности с друзьями ставил любительские спектакли. Окончив гимназию, поступил в Петербургский университет на юридический факультет (1898г).
Через три года перевёлся на историко-филологический факультет. В свои студенческие годы, Александр был далёк от политики, его увлечением была древняя философия.
В 1903 году он женился на дочери Менделеева – Любовь Дмитриевне. Ей он посвятил свой первый сборник стихов – «Стихи о прекрасной даме». В начале творческого пути увлечение философией даёт о себе знать. Его стихи о вечной женственности, о душе. Александр Блок романтик и символист.

Александр Александрович Блок (1880-1921)   Александр Львович Блок - юрист, профессор Варшавского университета, происходил из дворянского рода. Он

Слайд 3 «Бежим, бежим, дитя свободы»

Бежим, бежим, дитя свободы,       К родной стране!  Я верен голосу природы,       Будь верен мне!  Здесь недоступны неба своды       Сквозь дым и прах!  Бежим, бежим, дитя природы,       Простор - в полях! Бегут... Уж стогны миновали,       Кругом - поля.  По всей необозримой дали       Дрожит земля.  Бегут навстречу солнца, мая,       Свободных дней...  И приняла земля родная       Своих детей... И приняла, и обласкала,       И обняла,  И в вешних далях им качала       Колокола...  И, поманив их невозможным,       Вновь предала  Дням быстротечным, дням тревожным,       Злым дням - без срока, без числа... 

Дата создания: 7 мая 1900 года

«Бежим, бежим, дитя свободы»     Бежим, бежим, дитя свободы,

Слайд 4«О, я хочу безумно жить…»
О, я хочу безумно

жить: Всё сущее - увековечить, Безличное - вочеловечить, Несбывшееся - воплотить!
Пусть душит жизни сон тяжелый, Пусть задыхаюсь в этом сне,- Быть может, юноша весёлый В грядущем скажет обо мне:
Простим угрюмство - разве это Сокрытый двигатель его? Он весь - дитя добра и света, Он весь - свободы торжество!


Данное лирическое произведение было написано в 1914 году. Этот год памятен началом Первой мировой войны, но в душе Александра Блока в это время происходили значительные перемены. Быть может, они связаны со встречей с Л. А. Дельмас, которая играла партию Кармен. Анализ стихотворения «О, я хочу безумно жить» подчеркивает всю красоту и значимость совершающегося открытия в душе лирического героя и самого поэта. В нем происходят важные изменения, которые могли бы послужить поводом для большой перемены в творчестве и судьбе.

«О, я хочу безумно жить…»   О, я хочу безумно жить: Всё сущее - увековечить, Безличное

Слайд 5«Как тяжело ходить среди людей…»
Как тяжело ходить среди

людей И притворятся непогибшим, И об игре трагической страстей Повествовать еще не жившим.
И, вглядываясь в свой ночной кошмар, Строй находить в нестройном вихре чувства, Чтобы по бледным заревам искусства Узнали жизни гибельной пожар!





Стихотворение было написано 10 мая 1910 года

«Как тяжело ходить среди людей…»   Как тяжело ходить среди людей И притворятся непогибшим, И об

Слайд 6Владимир Владимирович Маяковский

(1893-1930)

Влади́мир Влади́мирович Маяко́вский  — русский и советский поэт. Он родился в селе Багдати Кутаисской губернии (в советское время посёлок назывался Маяковский) в Грузии, в семье Владимира Константиновича Маяковского (1857—1906), служившего лесничим третьего разряда в Эриванской губернии, с 1889 в Багдатском лесничестве. Мать поэта, Александра Алексеевна Павленко,из рода кубанских казаков, родилась на Кубани, в станице Терновская. В поэме «Владикавказ — Тифлис» 1924 г. Маяковский называет себя «грузином». Одна из бабушек, Ефросинья Осиповна Данилевская, — двоюродная сестра автора исторических романов Г. П. Данилевского. У будущего поэта было две сестры: Людмила и Ольга и два брата: Константин (умер в трёхлетнем возрасте от скарлатины) и Александр (умер в младенчестве).
В 1902 году Маяковский поступил в гимназию в Кутаиси. Как и его родители, он свободно владел грузинским языком. Участвовал в революционной демонстрации, читал агитационные брошюры. В феврале 1906 года от заражения крови умер его отец[7] после того, как уколол палец иголкой, сшивая бумаги. С тех пор Маяковский терпеть не мог булавок и заколок, бактериофобия осталась пожизненной. Ростом будущий поэт был около двух метров[8].

Владимир Владимирович Маяковский

Слайд 7

Тучкины штучки

Плыли по небу тучки. Тучек - четыре штучки:
От первой до третьей - люди; четвертая была верблюдик.
К ним, любопытством объятая, по дороге пристала пятая,
От нее в небосинем лоне разбежались за слоником слоник.
И, не знаю, спугнула шестая ли, тучки взяли все - и растаяли.
И следом за ними, гонясь и сжирав, солнце погналось - желтый жираф.


Поэзия Владимира Маяковского отличается резкостью и прямолинейностью, однако среди огромного количества произведений с «рубленой» рифмой все же встречаются лирические стихи, поражающие своей наивностью и чистотой. Это – другой Маяковский, который, обнажая свою душу, не пытается ее защищать от осквернения со стороны людей, привыкших воспринимать поэта как балаганного шута. К немногочисленным произведениям, в которых чувства и мысли Маяковского находятся в гармонии с разумом, относится стихотворение «Тучкины штучки», написанное осенью 1917 года и опубликованное спустя несколько месяцев. Следует сразу отметить, что оно вызвало волну критики в адрес поэта, которого определенная часть общества уже воспринимала как одного из литературных идеологов революции. Маяковский предвидел такую реакцию публики, однако не побоялся предстать перед читателями наивным и восторженным автором, который еще не разучился видеть прекрасное вокруг себя и радоваться любым проявлениям красоты окружающего мира.
Стихотворение «Тучкины штучки» состоит всего из 12 строк, которые выдержаны в духе детской считалочки. Но при этом каждая из них позволяет воссоздать идеалистическую картину, которую наблюдает автор, с безыскусностью и легкостью, которые присущи людям с открытой, чистой и очень ранимой душой.
Автор пишет о том, что по небу плывут четыре тучки, три из которых своими очертаниями напоминают людей, а третья похожа на верблюда. «К ним, любопытством объятая, по дороге пристала пятая», — отмечает поэт. Очертания очередной небесной гостью напоминают ему слоненка, который вдруг начинает рассыпаться на множество маленьких слонят. И это пугает легкие тучки, которые тут же тают в небе, превращаясь в нечто бесформенное и бессмысленное. «И следом за ними, гонясь и сжирав, солнце погналось — желтый жираф», — резюмирует Маяковский, показывая, что за несколько минут все изменилось до неузнаваемости, и лишь в его воображении остались легкие тучки, напоминающие людей и животных.

Тучкины штучки   Плыли по

Слайд 8

«Послушайте»

Послушайте!
Ведь, если звёзды зажигают –
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
Значит - кто-то называет эти плевочки жемчужиной?
И, надрываясь в метелях полуденной пыли,
врывается к богу, боится, что опоздал,
плачет, целует ему жилистую руку,
просит - чтоб обязательно была звезда! –
клянётся - не перенесёт эту беззвёздную муку!
А после ходит тревожный, но спокойный наружно
Говорит кому-то: "Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно? Да?!
Послушайте!
Ведь, если звёзды зажигают –
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?!

Анализ стихотворения Маяковского «Послушайте!» нельзя начать, не упомянув о том, когда оно было создано. Впервые оно вышло в одном из сборников в марте 1914 года. Весь литературный процесс того времени был ознаменован парадами манифестов литературных течений и групп, в которых художники слова декларировали свои эстетические и поэтические принципы, отличительные признаки, а также программы. Многие из них выходили за продекларированные рамки и становились знаковыми поэтами своего времени. Без их творчества было бы уже трудно представить советскую литературу.

«Послушайте»

Слайд 9

«Вывескам»

Читайте железные книги! Под флейту золоченой буквы полезут копченые сиги и золотокудрые брюквы.
А если веселостью песьей закружат созвездия "Магги"- бюро похоронных процессий свои проведут саркофаги.
Когда же, хмур и плачевен, загасит фонарные знаки, влюбляйтесь под небом харчевен в фаянсовых чайников маки!

Стихи 1912—1913 годов занимают особое место в творческом развитии Маяковского. Это было время, когда он ощупью ищет в поэзии новые пути; идейная незрелость его в этот период, трагическое ощущение социального одиночества, рождавшееся из отрыва от революционных масс, определяли нотки экспрессивности и бунтарства в ранних его стихах, появлявшихся на страницах футуристических сборников. В стихах этих было еще много умышленной эпатирующей резкости, полемического задора, в них звучал вызов мещанскому вкусу, благонамеренности обывателя. В смятенной разорванности образов, в необычности ассоциаций, в лихорадочности ритмов, в интонации выкрика Маяковский стремился передать свое тревожное, протестующее настроение, свой еще во многом смутный, но гневный и смелый протест против капиталистического строя, калечащего человека. При этом он не избежал приемов футуристической поэтики и в особенности живописи, сводивших картины внешнего мира к бессюжетным композициям отдельных реальных предметов и их элементов. В ряде ранних стихотворений Маяковский шел от ассоциаций, вызванных живописью футуристов. Отсюда «сдвиги» в композиции этих стихов и самая их «натюрмортность» , изобилующая зрительными предметно-живописными образами, представленными не в реальном, жизненном, а часто в смещенном порядке. Надписи вывесок, «фаянсовых чайников маки» , «заломленные руки» витрин магазина писчебумажных принадлежностей напоминают урбанистический натюрморт, перенесенный в стихи

«Вывескам»  Читайте железные

Слайд 10«А вы могли бы…»
написано в 1913

году. Лирический герой, как и во многих стихах Маяковского, - одинок. Ему нужна родственная душа, чтобы открыться, чтобы его смогли прочувствовать и понять. Первая строка указывает на то, что поэт - бунтарь. Он рушит устоявшиеся стереотипы, ломает принципы резко и под корень, дабы выделиться из толпы, серой массы, противостоящей ему всё время. Последняя фраза - вызов, риторический вопрос. Фраза предполагает ставить человека на некое "слабо": "А ты бы смог так, как я?". Художественные приёмы: метафоры (карта будня, флейта водосточных труб, скулы океана и др.) и риторический вопрос.

Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?


«А вы могли бы…»     написано в 1913 году. Лирический герой, как и во

Слайд 11 Сергей Александрович Есенин

(1895-1925)

Сергей Александрович Есенин – великий русский поэт, представитель новокрестьянского поэтического искусства и имажинизма в литературе.
Родился 21 сентября (3 октября) 1895 года в с. Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина.
В 1913 году поступил в городской народный университет Шанявского в Москве.
Впервые стихотворения Есенина были опубликованы в 1914 году.
В Петрограде свои стихи Есенин читает Александру Блоку и другим поэтам. Сближается с группой «новокрестьянских поэтов», и сам увлекается этим направлением. После публикации первых сборников («Радуница»,1916 г.) поэт получил широкую известность.
В лирике Есенин мог психологически подойти к описанию пейзажей. Еще одной темой поэзии Есенина является крестьянская Русь, любовь к которой чувствуется во многих его произведениях.
Начиная с 1914 года Сергей Александрович печатается в детских изданиях, пишет стихи для детей (стихотворения «Сиротка»,1914г., «Побирушка»,1915г., повесть «Яр»,1916 г., «Сказка о пастушонке Пете…»,1925 г.).
В это время к Есенину приходит настоящая популярность, его приглашают на различные поэтические встречи.

Сергей Александрович Есенин

Слайд 12 «Заметался пожар голубой»

Заметался пожар голубой, Позабылись родимые дали. В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить.
Был я весь как запущенный сад, Был на женщин и зелие падкий. Разонравилось пить и плясать И терять свою жизнь без оглядки.
Мне бы только смотреть на тебя, Видеть глаз златокарий омут, И чтоб, прошлое не любя, Ты уйти не смогла к другому.
Поступь нежная, легкий стан, Если б знала ты сердцем упорным, Как умеет любить хулиган, Как умеет он быть покорным.
Я б навеки забыл кабаки И стихи бы писать забросил, Только б тонко касаться руки И волос твоих цветом в осень.
Я б навеки пошел за тобой Хоть в свои, хоть в чужие дали... В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить.


Тема стихотворения — любовь. Чувство, которое накрыло поэта с головой. Первые строчки — о взгляде, о голубых глазах героя, в которых отражаются внезапные чувства. Слово "заметался" показывает душевные метани О первой любви говорит поэт, разбивший множество женских сердец и побывавший в браке. И то, что он считает эту любовь первой, говорит о силе чувства, его свежести и чистоте. Он рассказывает о пустой трате своей жизни до встречи с Августой и о том, что готов измениться ради любимой, лишь бы она захотела этого.

«Заметался пожар голубой»    Заметался пожар голубой, Позабылись родимые дали. В

Слайд 13«Гой ты, Русь, моя родная»
Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в

ризах образа... Не видать конца и края — Только синь сосет глаза. Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя. Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас. И гудит за корогодом На лугах веселый пляс. Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех, Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех. Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».

Стихотворение «Гой ты Русь, моя родная…» является одним из самых известных и в то же время, одним из самых ранних произведений творчества великого русского поэта – Сергея Александровича Есенина. Оно было написано в 1914 году, когда автору этого стихотворения не было ещё и двадцати лет. Сергей Есенин обладал необычайным талантом – превращать свои стихи в умиление для созерцания

«Гой ты, Русь, моя родная»Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа... Не видать конца

Слайд 14«Вот уж вечер. Роса.»
Вот уж вечер. Роса Блестит на крапиве. Я стою у

дороги, Прислонившись к иве.
От луны свет большой Прямо на нашу крышу. Где-то песнь соловья Вдалеке я слышу.
Хорошо и тепло, Как зимой у печки. И березы стоят, Как большие свечки.
И вдали за рекой, Видно, за опушкой, Сонный сторож стучит Мертвой колотушкой.


Сергей Александрович Есенин написал данное стихотворение в 15 лет (у себя дома, в селе Константиново), будучи уже состоявшимся поэтом, он не сразу согласился включить свои ранние работы в сборники, так как считал их «пробой пера». Произведение «Вот уж вечер…» является одним из таких стихотворений.

«Вот уж вечер. Роса.»   Вот уж вечер. Роса Блестит на крапиве. Я стою у дороги, Прислонившись к иве.

Слайд 15«Мне осталась одна забава»
«Мне осталась одна забава…» –

знаменитое стихотворение Есенина, которое было написано незадолго до трагической гибели поэта. Опубликовано произведение в 1924-м году в журнале «Гостиница для путешествующих в прекрасном». В то время Сергея Есенина волновали философские вопросы бытия, он перешёл к осмыслению жизни, стремился провести своеобразный анализ своего пути на земле. Поэт размышляет о том, каким он предстаёт перед людьми, решает поделиться с читателями безрадостными мыслями.
Основной темой стихотворения стало место поэта в жизни, обществе, его взаимоотношения с окружающим миром, людьми. В произведении Есенин говорит о самом себе, однако поднятая им проблема актуальна для многих поэтов, творческих людей, которые постоянно вступают в противоречия с миром и самими собой, ищут себя и не могут достичь желанной гармонии.

Мне осталась одна забава: Пальцы в рот и веселый свист. Прокатилась дурная слава, Что похабник я и скандалист.
Ах! какая смешная потеря! Много в жизни смешных потерь. Стыдно мне, что я в Бога верил. Горько мне, что не верю теперь.
Золотые, далекие дали! Все сжигает житейская мреть. И похабничал я и скандалил Для того, чтобы ярче гореть.
Дар поэта — ласкать и карябать, Роковая на нем печать. Розу белую с черною жабой Я хотел на земле повенчать.
Пусть не сладились, пусть не сбылись Эти помыслы розовых дней. Но коль черти в душе гнездились — Значит, ангелы жили в ней.
Вот за это веселие мути, Отправляясь с ней в край иной, Я хочу при последней минуте Попросить тех, кто будет со мной,—
Чтоб за все за грехи мои тяжкие, За неверие в благодать Положили меня в русской рубашке Под иконами умирать.

«Мне осталась одна забава»    «Мне осталась одна забава…» – знаменитое стихотворение Есенина, которое было написано незадолго

Слайд 16 «Не жалею, не зову,

не плачу»

Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна березового ситца Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий! ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст. О моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств.
Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя! иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь... Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умерет

Мое любимое стихотворение Сергея Есенина — “Не жалею, не зову, не плачу...”, где поэт затронул вечную, самую тяжелую для человека тему, тему старости. Мы когда-нибудь все станем бабушками и дедушками, для нас наступит время, когда уже не будет молодой резвости, жизнелюбия, веселья; время, когда больше будем думать о своих прожитых днях, об ошибках, которые ты когда-то допускал.      Сергей Есенин в своем стихотворении жалеет о прожитых днях, и это кажется странным, ведь стихотворение написано в 1921 г., когда Есенину было всего 26 лет. Кажется, жизнь только начинается, а тут стихотворение о старости.

«Не жалею, не зову, не плачу»    Не жалею, не зову, не плачу,

Слайд 17Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть