Презентация, доклад на тему Морфемика и орфография: правописание приставок и н/нн в прилагательных и причастиях

Содержание

« Приветствую, друг !»Правописание ¬на –з/-с

Слайд 1Морфемика и орфография: правописание приставок и Н/НН в прилагательных и причастиях.

Морфемика и орфография: правописание приставок и Н/НН в прилагательных и причастиях.

Слайд 2« Приветствую, друг !»
Правописание ¬
на –з/-с

« Приветствую, друг !»Правописание ¬на –з/-с

Слайд 3Морфемика. Словообразование.
МОРФЕМА –часть слова




Способы словообразования

морфемные

неморфемные

Лексико-семантический (чайник)
Морфолого-синтаксический
(столовая)
Лексико-синтаксический (сейчас)

Префиксальный
Суффиксальный
Префиксально-суффиксальный
Безаффиксный
Постфиксальный
Аббревиация
Сложение

Морфемика. Словообразование.МОРФЕМА –часть слова    Способы словообразования морфемные

Слайд 4«Ошибаться разрешается!»
Употребление
и - ы после ¬

«Ошибаться разрешается!»Употребление и - ы после ¬

Слайд 5 Употребление и - ы после ¬
И после ¬ → ы
Кроме ¬:

меж-,
сверх-, дез-, суб-,контр-
Употребление и - ы после ¬ И после ¬

Слайд 6«Найди собрата»
Правописание ¬
пре-/при-

«Найди собрата»Правописание ¬пре-/при-

Слайд 7Значения приставок:
¬ ПРЕ- имеет значение:
= ПЕРЕ; = «ОЧЕНЬ»
¬ ПРИ -

имеет значение:
«ПРИБЛИЖЕНИЕ»,
«ПРИСОЕДИНЕНИЕ»,
«ЧУТЬ-ЧУТЬ»/ «НЕПОЛНОТА ДЕЙСТВИЯ»,
«НАХОЖДЕНИЕ ВБЛИЗИ ЧЕГО-ЛИБО» .

Значения приставок:¬ ПРЕ- имеет значение: = ПЕРЕ; = «ОЧЕНЬ»¬ ПРИ - имеет значение: «ПРИБЛИЖЕНИЕ», «ПРИСОЕДИНЕНИЕ», «ЧУТЬ-ЧУТЬ»/ «НЕПОЛНОТА

Слайд 8 Тест с взаимопроверкой.
1. «ВЫДАТЬ, ИЗМЕНИТЬ ДРУГА»
1) предать
2) придать
2. « …

К СТАНЦИИ»
1) пребывать
2) прибывать
3. «ВОПЛОТИТЬ В ЖИЗНЬ»
1) претворить
2) притворить

Тест с взаимопроверкой.1. «ВЫДАТЬ, ИЗМЕНИТЬ ДРУГА»1) предать	2) придать	2. « … К СТАНЦИИ»1) пребывать	2) прибывать3. «ВОПЛОТИТЬ В

Слайд 94. «…ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦУ»
1) предать
2) придать
5. «НАХОДИТЬСЯ В Москве»
1) пребывать
2) прибывать
6. «ВОПЛОТИТЬ

В ЖИЗНЬ ПЛАНЫ»
1) претворить
2) притворить
7. «УЧЕНИК»
1) приемник
2) преемник

4. «…ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦУ»1) предать2) придать5. «НАХОДИТЬСЯ В Москве»	1) пребывать2) прибывать6. «ВОПЛОТИТЬ В ЖИЗНЬ ПЛАНЫ»1) претворить2) притворить7. «УЧЕНИК»1)

Слайд 108. «ДВЕРЬ»
1) притворить
2) претворить
9. «РАДИО»
1) преемник
2) приемник
10. « ПЕРЕЖИТЬ ЧТО-ЛИБО НЕПРИЯТНОЕ»
1)

претерпеть
2) притерпеться
11. «ВРАЧ»
1) приходящий
2) приходящий

8. «ДВЕРЬ»1) притворить2) претворить9. «РАДИО»1) преемник2) приемник10. « ПЕРЕЖИТЬ ЧТО-ЛИБО НЕПРИЯТНОЕ»1) претерпеть	2) притерпеться11. «ВРАЧ»	1) приходящий2) приходящий

Слайд 1112. «НЕНАВИДЕТЬ»
1) презирать
2) призирать
13. «ПРИВЫКНУТЬ К ЧЕМУ-ЛИБО»
1) претерпеть
2) притерпеться
14. «ЦЕННОСТИ»
1) приходящие
2)

преходящие
15) «ДАВАТЬ ПРИЮТ»
1) презирать
2) призреть сироту

12. «НЕНАВИДЕТЬ»1) презирать	2) призирать13. «ПРИВЫКНУТЬ К ЧЕМУ-ЛИБО»1) претерпеть	2) притерпеться14. «ЦЕННОСТИ»1) приходящие2) преходящие15) «ДАВАТЬ ПРИЮТ»1) презирать	2) призреть сироту

Слайд 1216. «ВЫСШАЯ ТОЧКА»
1) предел (мечтаний)
2) придел к дому
17. «ГЛУБОКО УВАЖАТЬ»
1) преклоняться
2)

приклоняться
18) «ПРИСТРОЙКА»
1) предел мечтаний
2) придел к дому

16. «ВЫСШАЯ ТОЧКА»1) предел (мечтаний)2) придел к дому17. «ГЛУБОКО УВАЖАТЬ»1) преклоняться	2) приклоняться18) «ПРИСТРОЙКА»1) предел мечтаний	2) придел к

Слайд 13Ответы к тесту:
1
1
1
2
2
2
1
1
2
1
2
1
2
1
1
2
1
2

Ответы к тесту:111222112121211212

Слайд 14Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях
Цель: формирование навыка орфографического

написания Н и НН в прилагательных и причастиях
Правописание Н и НН в прилагательных и причастияхЦель: формирование навыка орфографического написания Н и НН в прилагательных

Слайд 15Что общего и различного между прилагательными и причастиями
Прилагательное

Причастие
какой? каков?
признак предмета признак предмета
по действию
заменить
синонимом который + глагол
-ан; -ян; -ущ; -ющ;
-ен; -енн; -ащ;-ящ;-вш;-ш;
-онн -ем; -ом; -им
Что общего и различного между прилагательными и причастиямиПрилагательное

Слайд 16Условия правописания прилагательных и причастий общие или различные?

От каких частей речи

образуются прилагательные: кожаный, гусиный, хоженый, серебряный, буквенный, серебряный, станционный, жареный.

От каких частей речи образуются причастия: скошенный луг, закованный узник, крашенная отцом дверь, раненный в голову боец, кованый сундук
Условия правописания прилагательных и причастий общие или различные?От каких частей речи образуются прилагательные: кожаный, гусиный, хоженый, серебряный,

Слайд 17Проверь себя
Кожаный

кожа(сущ.)
Гусиный гусь(сущ.)
Хоженый ходить(глаг.)
Серебряный серебро(сущ.)
Буквенный буква(сущ.)
Растерянный растерять(глаг.)
Станционный станция(сущ.)
Жареный жарить (глаг.)


Проверь себяКожаный

Слайд 18Проверь себя
Скошенный(луг)

скосить (глаг.)
Закованный(узник) заковать(глаг.)
Крашенная (отцом дверь) красить(глаг.)
Раненный(в голову боец) ранить(глаг.)
Кованый(сундук) ковать(глаг.)
Проверь себяСкошенный(луг)

Слайд 19Итоги наблюдений
Прилагательные образуются от глаголов и не от глаголов
Причастия образуются только

от глаголов
Условия правописания прилагательных и причастий могут быть общими и различными
Итоги наблюденийПрилагательные образуются от глаголов и не от глаголовПричастия образуются только от глаголовУсловия правописания прилагательных и причастий

Слайд 20Н / НН в причастиях и прилагательных

Н / НН в причастиях и прилагательных

Слайд 21Что усвоили ?
Контрольный тест

Что усвоили ?Контрольный тест

Слайд 22А) выпишите словосочетание прил.+сущ.
1 серебряное ведро, сброшенный вниз, прочно спаянная
2

разбуженная гудком; внутренний распорядок; давно смазанная

Б) выпишите словосочетание прич. + сущ.
1 экскурсионное бюро; мороженая рыба; сильно замороженный
2 груженый катер; агитационная бригада; полностью загруженный

В)найди лишнее
1 змеи..ый яд; обеде..ый час; масля..ые краски
2 внутре..ий распорядок; жестя..ое ведро; ра..ий день


Г) найди лишнее
1 варе..ый картофель; сваре..ый картофель; варе..ый в печи
2 ране..ый в ногу; ране..ый боец; изране..ый боец
А) выпишите словосочетание прил.+сущ.1  серебряное ведро, сброшенный вниз, прочно спаянная2  разбуженная гудком; внутренний распорядок; давно

Слайд 23Д)в каком примере на месте пропуска пишется НН
1 неноше..ый костюм;

прочита..ые книги;
лебеди..ый пух
2 прода..ая вещь; ю..ый читатель; моче..ые яблоки

Е) в каком примере на месте пропуска пишется НН
1 песча..ый бархан; взволнова..ый посетитель,
плете..ая корзина
2 решё..ый вопрос; вяза..ая шапочка; румя..ое лицо

Ж) в каком примере на месте пропуска пишется Н
1 пусты..ая местность; ветря..ая мельница; отправле..ое письмо;
2 стари..ая утварь; гуси..ое перо; разбуже..ая гудком


Д)в каком примере на месте пропуска пишется НН1  неноше..ый костюм; прочита..ые книги;  лебеди..ый пух2

Слайд 24


З) в каком слове допущена ошибка
1 вязанный свитер; связанный мною; быстро

связаны
2 решеная задача; перерешенная задача; пример решен




И) в каком слове допущена ошибка
1 былиный герой; каменная громада; взволнованы слухами
2 стенной проём; стариный мотив; изнеженный заботой
З) в каком слове допущена ошибка1 вязанный свитер; связанный мною; быстро связаны2 решеная задача; перерешенная задача; пример

Слайд 25 Проверь себя

А) 1 СЕРЕБРЯНОЕ ВЕДРО

2 ВНУТРЕННИЙ РАСПОРЯДОК


Б) 1 СИЛЬНО ЗАМОРОЖЕННЫЙ
2 ПОЛНОСТЬЮ ЗАГОРОЖЕННЫЙ


В) 1 ОБЕДЕННЫЙ ЧАС
2 ЖЕСТЯНОЕ ВЕДРО


Г) 1 ВАРЕНЫЙ КАРТОФЕЛЬ
2 РАНЕНЫЙ БОЕЦ
Проверь себяА) 1 СЕРЕБРЯНОЕ ВЕДРО  2 ВНУТРЕННИЙ РАСПОРЯДОКБ) 1 СИЛЬНО

Слайд 26Д) 1 ПРОЧИТАННЫЕ КНИГИ
2 ПРОДАННАЯ ВЕЩЬ

Е) 1 ВЗВОЛНОВАННЫЙ ПОСЕТИТЕЛЬ

2 РЕШЕННЫЙ ВОПРОС

Ж) 1 ВЕТРЯНАЯ МЕЛЬНИЦА
2 ГУСИНОЕ ПЕРО

З) 1 ВЯЗАНЫЙ СВИТЕР
2 РЕШЕННАЯ ЗАДАЧА


И) 1 БЫЛИННЫЙ ГЕРОЙ
2 СТАРИННЫЙ МОТИВ


Д) 1 ПРОЧИТАННЫЕ КНИГИ  2 ПРОДАННАЯ ВЕЩЬЕ) 1 ВЗВОЛНОВАННЫЙ ПОСЕТИТЕЛЬ  2 РЕШЕННЫЙ ВОПРОСЖ) 1 ВЕТРЯНАЯ

Слайд 27При подготовке к учебному занятию использована следующая литература и интернет-ресурсы:
Греков В.Ф.,Крючков

С.Е., Чешко Л.А.: Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М.: Просвещение, 2002.
Г.А Богданова. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 159 с.
«Копилочка активных методов обучения» Образовательный портал «Мой университет» Н.И.Дереклеева «Развитие коммуникационной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе». Игровые занятия. М.: 5 за знания, 2005. – 92 с.
Электронный курс «Активные методы обучения»
http://www.moi-universitet.ru/list/e-courses/list_amo
http://www.ege.edu.ru/
http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/obobshchayushchaya-rabota-po-orfografii-v-starshikh-klassakh
Образовательный портал. Педсовет. http://pedsovet.su/

При подготовке к учебному занятию использована следующая литература и интернет-ресурсы:Греков В.Ф.,Крючков С.Е., Чешко Л.А.: Пособие для занятий

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть