Слайд 1Морфемика и орфография: правописание приставок и Н/НН в прилагательных и причастиях.
Слайд 2« Приветствую, друг !»
Правописание ¬
на –з/-с
Слайд 3Морфемика. Словообразование.
МОРФЕМА –часть слова
Способы словообразования
морфемные
неморфемные
Лексико-семантический (чайник)
Морфолого-синтаксический
(столовая)
Лексико-синтаксический (сейчас)
Префиксальный
Суффиксальный
Префиксально-суффиксальный
Безаффиксный
Постфиксальный
Аббревиация
Сложение
Слайд 4«Ошибаться разрешается!»
Употребление
и - ы после ¬
Слайд 5
Употребление и - ы после ¬
И после ¬ → ы
Кроме ¬:
меж-,
сверх-, дез-, суб-,контр-
Слайд 6«Найди собрата»
Правописание ¬
пре-/при-
Слайд 7Значения приставок:
¬ ПРЕ- имеет значение:
= ПЕРЕ; = «ОЧЕНЬ»
¬ ПРИ -
имеет значение:
«ПРИБЛИЖЕНИЕ»,
«ПРИСОЕДИНЕНИЕ»,
«ЧУТЬ-ЧУТЬ»/ «НЕПОЛНОТА ДЕЙСТВИЯ»,
«НАХОЖДЕНИЕ ВБЛИЗИ ЧЕГО-ЛИБО» .
Слайд 8 Тест с взаимопроверкой.
1. «ВЫДАТЬ, ИЗМЕНИТЬ ДРУГА»
1) предать
2) придать
2. « …
К СТАНЦИИ»
1) пребывать
2) прибывать
3. «ВОПЛОТИТЬ В ЖИЗНЬ»
1) претворить
2) притворить
Слайд 94. «…ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦУ»
1) предать
2) придать
5. «НАХОДИТЬСЯ В Москве»
1) пребывать
2) прибывать
6. «ВОПЛОТИТЬ
В ЖИЗНЬ ПЛАНЫ»
1) претворить
2) притворить
7. «УЧЕНИК»
1) приемник
2) преемник
Слайд 108. «ДВЕРЬ»
1) притворить
2) претворить
9. «РАДИО»
1) преемник
2) приемник
10. « ПЕРЕЖИТЬ ЧТО-ЛИБО НЕПРИЯТНОЕ»
1)
претерпеть
2) притерпеться
11. «ВРАЧ»
1) приходящий
2) приходящий
Слайд 1112. «НЕНАВИДЕТЬ»
1) презирать
2) призирать
13. «ПРИВЫКНУТЬ К ЧЕМУ-ЛИБО»
1) претерпеть
2) притерпеться
14. «ЦЕННОСТИ»
1) приходящие
2)
преходящие
15) «ДАВАТЬ ПРИЮТ»
1) презирать
2) призреть сироту
Слайд 1216. «ВЫСШАЯ ТОЧКА»
1) предел (мечтаний)
2) придел к дому
17. «ГЛУБОКО УВАЖАТЬ»
1) преклоняться
2)
приклоняться
18) «ПРИСТРОЙКА»
1) предел мечтаний
2) придел к дому
Слайд 13Ответы к тесту:
1
1
1
2
2
2
1
1
2
1
2
1
2
1
1
2
1
2
Слайд 14Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях
Цель: формирование навыка орфографического
написания Н и НН в прилагательных и причастиях
Слайд 15Что общего и различного между прилагательными и причастиями
Прилагательное
Причастие
какой? каков?
признак предмета признак предмета
по действию
заменить
синонимом который + глагол
-ан; -ян; -ущ; -ющ;
-ен; -енн; -ащ;-ящ;-вш;-ш;
-онн -ем; -ом; -им
Слайд 16Условия правописания прилагательных и причастий общие или различные?
От каких частей речи
образуются прилагательные: кожаный, гусиный, хоженый, серебряный, буквенный, серебряный, станционный, жареный.
От каких частей речи образуются причастия: скошенный луг, закованный узник, крашенная отцом дверь, раненный в голову боец, кованый сундук
Слайд 17Проверь себя
Кожаный
кожа(сущ.)
Гусиный гусь(сущ.)
Хоженый ходить(глаг.)
Серебряный серебро(сущ.)
Буквенный буква(сущ.)
Растерянный растерять(глаг.)
Станционный станция(сущ.)
Жареный жарить (глаг.)
Слайд 18Проверь себя
Скошенный(луг)
скосить (глаг.)
Закованный(узник) заковать(глаг.)
Крашенная (отцом дверь) красить(глаг.)
Раненный(в голову боец) ранить(глаг.)
Кованый(сундук) ковать(глаг.)
Слайд 19Итоги наблюдений
Прилагательные образуются от глаголов и не от глаголов
Причастия образуются только
от глаголов
Условия правописания прилагательных и причастий могут быть общими и различными
Слайд 20Н / НН в причастиях и прилагательных
Слайд 22А) выпишите словосочетание прил.+сущ.
1 серебряное ведро, сброшенный вниз, прочно спаянная
2
разбуженная гудком; внутренний распорядок; давно смазанная
Б) выпишите словосочетание прич. + сущ.
1 экскурсионное бюро; мороженая рыба; сильно замороженный
2 груженый катер; агитационная бригада; полностью загруженный
В)найди лишнее
1 змеи..ый яд; обеде..ый час; масля..ые краски
2 внутре..ий распорядок; жестя..ое ведро; ра..ий день
Г) найди лишнее
1 варе..ый картофель; сваре..ый картофель; варе..ый в печи
2 ране..ый в ногу; ране..ый боец; изране..ый боец
Слайд 23Д)в каком примере на месте пропуска пишется НН
1 неноше..ый костюм;
прочита..ые книги;
лебеди..ый пух
2 прода..ая вещь; ю..ый читатель; моче..ые яблоки
Е) в каком примере на месте пропуска пишется НН
1 песча..ый бархан; взволнова..ый посетитель,
плете..ая корзина
2 решё..ый вопрос; вяза..ая шапочка; румя..ое лицо
Ж) в каком примере на месте пропуска пишется Н
1 пусты..ая местность; ветря..ая мельница; отправле..ое письмо;
2 стари..ая утварь; гуси..ое перо; разбуже..ая гудком
Слайд 24
З) в каком слове допущена ошибка
1 вязанный свитер; связанный мною; быстро
связаны
2 решеная задача; перерешенная задача; пример решен
И) в каком слове допущена ошибка
1 былиный герой; каменная громада; взволнованы слухами
2 стенной проём; стариный мотив; изнеженный заботой
Слайд 25 Проверь себя
А) 1 СЕРЕБРЯНОЕ ВЕДРО
2 ВНУТРЕННИЙ РАСПОРЯДОК
Б) 1 СИЛЬНО ЗАМОРОЖЕННЫЙ
2 ПОЛНОСТЬЮ ЗАГОРОЖЕННЫЙ
В) 1 ОБЕДЕННЫЙ ЧАС
2 ЖЕСТЯНОЕ ВЕДРО
Г) 1 ВАРЕНЫЙ КАРТОФЕЛЬ
2 РАНЕНЫЙ БОЕЦ
Слайд 26Д) 1 ПРОЧИТАННЫЕ КНИГИ
2 ПРОДАННАЯ ВЕЩЬ
Е) 1 ВЗВОЛНОВАННЫЙ ПОСЕТИТЕЛЬ
2 РЕШЕННЫЙ ВОПРОС
Ж) 1 ВЕТРЯНАЯ МЕЛЬНИЦА
2 ГУСИНОЕ ПЕРО
З) 1 ВЯЗАНЫЙ СВИТЕР
2 РЕШЕННАЯ ЗАДАЧА
И) 1 БЫЛИННЫЙ ГЕРОЙ
2 СТАРИННЫЙ МОТИВ
Слайд 27При подготовке к учебному занятию использована следующая литература и интернет-ресурсы:
Греков В.Ф.,Крючков
С.Е., Чешко Л.А.: Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М.: Просвещение, 2002.
Г.А Богданова. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 159 с.
«Копилочка активных методов обучения» Образовательный портал «Мой университет» Н.И.Дереклеева «Развитие коммуникационной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе». Игровые занятия. М.: 5 за знания, 2005. – 92 с.
Электронный курс «Активные методы обучения»
http://www.moi-universitet.ru/list/e-courses/list_amo
http://www.ege.edu.ru/
http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/obobshchayushchaya-rabota-po-orfografii-v-starshikh-klassakh
Образовательный портал. Педсовет. http://pedsovet.su/