Презентация, доклад на тему Морфема -наименьшая часть слова-5 класс

Содержание

План урока: Подготовка к урокуПроверка знаний:фронтальный опрос,игры,лингвистические задачи Проверочная работаПодведение итогов урокаДомашнее задание

Слайд 1Урок русского языка
в 5 классе
по теме
«Обобщение знаний о

частях речи»
Морфология

Автор :учитель русского языка и литературы Ситникова Светлана
Анатольевна
МАОУ СОШ №26 г. Балаково Саратовской области

Урок русского языка в 5 классе по теме «Обобщение знаний о частях речи»МорфологияАвтор :учитель русского языка и

Слайд 2
План урока:


Подготовка к уроку
Проверка знаний:фронтальный опрос,игры,лингвистические задачи
Проверочная работа
Подведение итогов

урока
Домашнее задание
План урока: Подготовка к урокуПроверка знаний:фронтальный опрос,игры,лингвистические задачи Проверочная работаПодведение итогов урокаДомашнее задание

Слайд 3
Обратимся
к словарю


Морфология –
Страна Объединённого Королевства
Грамматика

Обратимся к словарю Морфология –Страна Объединённого КоролевстваГрамматика

Слайд 4
? Обратимся к словарю ?
Словарь С.И.Ожегова
Морфология – раздел грамматики.
Наука о

частях речи, об их категориях и о формах слов.

Орфографический словарь

Этимологический словарь

Орфоэпический словарь

Толковый
словарь

Словообразовательныйсловарь

Словарь
синонимов

Словарь
иностранных слов

Лингвистический
словарь

Страна
Морфология

? Обратимся к словарю ?Словарь С.И.ОжеговаМорфология – раздел грамматики. Наука о частях речи, об их категориях и

Слайд 6? Тема урока ?

Обобщение знаний о частях речи

? Тема урока ? Обобщение знаний о частях речи

Слайд 7
Словарная работа

Словарная работа

Слайд 8
Определите части речи

Определите части речи

Слайд 9Разрозненные слова расположите в соответствии с указанными мною частями речи, чтобы

получилась определенная фраза. Если в предложении несколько слов относятся к одной и той же части речи, то я буду указывать дополнительную категорию (падеж, число, род, вид и т.д.).

Всякое общение с природой как-то
освящает человека.

Прочтите фразу, которая у вас получилась. Эта мудрая мысль
принадлежит русскому мыслителю, художнику,
миссионеру культуры
Николаю Константиновичу Рериху.

Разрозненные слова расположите в соответствии с указанными мною частями речи, чтобы получилась определенная фраза. Если в предложении

Слайд 10

















Морфология
Ложно или истинно?

МорфологияЛожно или истинно?

Слайд 11 Ложно или истинно?

Имя прилагательное отвечает на вопросы какой, чей?
Имя существительное обозначает

признак предмета.
Глагол обозначает действие предмета
Наречие отвечает на вопросы кто? что?
Имя числительное обозначает количество или количественный признак
Имя существительное отвечает на вопросы что делать? что сделать?


Ф
И
З
К
У
Л
Ь
Т
М
И
Н
У
Т
К
А

Если утверждение истинно , вы остаётесь на месте,
если утверждение ложно - встаёте

?

Ложно или истинно? Имя прилагательное отвечает на вопросы какой, чей?Имя существительное обозначает признак предмета.Глагол обозначает действие

Слайд 12

















Морфология
Закончите предложения

МорфологияЗакончите предложения

Слайд 13 Закончите предложения

Изменяемые части речи: … .
Изменение по падежам

называется … .
Склоняются части речи: … .
Изменение по лицам и числам называется … .
Спрягается … .
Неизменяемые части речи не имеют … , они всегда стоят в одной форме.
Неизменяемые части речи… .




Ф
И
З
К
У
Л
Ь
Т
М
И
Н
У
Т
К
А

?

Закончите предложения Изменяемые части речи: …    .Изменение по падежам называется …

Слайд 14«Дружная семья»-это десять частей речи. Называется слово , состоящее из десяти

букв. Например, трудолюбие, литература и др.Слово нужно записать по вертикали и к каждой букве подобрать часть речи, например:





«Дружная семья»-это десять частей речи. Называется слово , состоящее из десяти букв. Например, трудолюбие, литература и др.Слово

Слайд 15
Игра с пословицами
«Во всех падежах и числах».
Подобрать пословицы с избранным словом,

которое бы употреблялось во всех падежах единственного и множественного числа.



Единственное число
И. Дело шуток не любит.
Р. От слова до дела целая верста.
Д. Не по сути дело, а по делу суть.
В. Ты за дело, а дело за тебя.
Т. Велик телом, да мал делом.
П. и умён, и пригож, и в деле гож.



Игра с пословицами«Во всех падежах и числах».Подобрать пословицы с избранным словом, которое бы употреблялось во всех падежах

Слайд 16
Игра с пословицами
«Во всех падежах и числах».
Подобрать пословицы с избранным словом,

которое бы употреблялось во всех падежах единственного и множественного числа.



Множественное число
И. Дела как сажа бела.
Р. Всех дел не переделаешь.
Д. По твоим делам о тебе судят.
В. Жизнь дана на добрые дела.
Т. Языком не спеши, а делами не смеши.
П. Умён на словах, да глуп на делах.



Игра с пословицами«Во всех падежах и числах».Подобрать пословицы с избранным словом, которое бы употреблялось во всех падежах

Слайд 17?Назовите все глагольные формы в отрывке из стихотворения «Капля» Л. Кондырёва

?

В полях, не кошенных косой,
Всё утро дождик шёл косой.
Дочь грома- капля-егоза,
Кончая свой высотный путь,
Летела с круч, закрыв глаза,
В лицо Земли боясь взглянуть.
Скользнув с небесного стекла,
В ладонь цветка она стекла.


Проверь свои знания



?Назовите все глагольные формы в отрывке из стихотворения «Капля» Л. Кондырёва ?В полях, не кошенных косой,Всё утро

Слайд 18? Определите разряд прилагательного ?
Волна
По следу рыбачьей паутины,
Небесною синью полна,
Морские покинув

стремнины,
На берег стремиться волна.
Утёс обнимает ревниво,
Клокочет и, пеня струю,
Вновь к чайкам уносит пугливым
Всю нежную гордость свою.

Проверь свои знания



? Определите разряд прилагательного ?ВолнаПо следу рыбачьей паутины,Небесною синью полна,Морские покинув стремнины,На берег стремиться волна.Утёс обнимает ревниво,Клокочет

Слайд 19? Выразительно прочтите стихи, найдите местоимения, определите их разряд.?
С.А.Есенин
Я снова

здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!

М.Ю.Лермонтов
Дам тебе я на дорогу
Образок святой:
Ты его, моляся богу,
Ставь перед собой;
Да, готовясь в бой опасный,
Помни мать свою…
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.

Проверь свои знания



? Выразительно прочтите стихи, найдите местоимения, определите их разряд.? С.А.ЕсенинЯ снова здесь, в семье родной,Мой край, задумчивый

Слайд 20? Выразительно прочтите стихи, найдите местоимения, определите их разряд.?
А.С.Пушкин:
Изведал враг в

тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой.

М.Ю.Лермонтов:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Проверь свои знания



? Выразительно прочтите стихи, найдите местоимения, определите их разряд.?А.С.Пушкин:Изведал враг в тот день немало,Что значит русский бой

Слайд 21? С помощью каких частей речи вы сможете ответить на данный

вопрос-головоломку??

Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня?
(Позавчера, вчера, сегодня, завтра,послезавтра)

Проверь свои знания



? С помощью каких частей речи вы сможете ответить на данный вопрос-головоломку??Как перечислить по порядку пять дней

Слайд 22

Укажите, служебные слова,
-являющиеся средством выражения отношений;
придающие словам

отдельные оттенки значения;
-выступающие как связочные
-

Скрип шагов вдоль улиц белых.
Огоньки вдали.
На стенах оледенелых
Блещут хрустали.
От ресниц нависнул в очи
Серебристый пух.
Тишина холодной ночи
Занимает дух.
Ветер спит, и всё немеет,
Только бы уснуть.
Ясный воздух сам робеет
На мороз дыхнуть. (А.А. Фет)


Укажите, служебные слова,-являющиеся средством выражения отношений;    придающие словам отдельные оттенки значения;-выступающие как связочные-

Слайд 23
Ответить на шуточные
вопросы
1. В каких словах имеется сто

одинаковых букв?
А сорок? (Стол, сорока)

2. Какое числительное приказывает? (Три)

Ответить на шуточныевопросы  1. В каких словах имеется сто одинаковых букв?    А сорок?

Слайд 24Расположите слова в соответствии с указанными частями речи

Самого главного глазами

не увидишь – зорко одно лишь сердце.

Надеюсь, вы сами назовете автора этих слов. (Антуан де Сент-Экзюпери, французский летчик и писатель, автор повести-сказки «Маленький принц».)



Проверьте свои знания:

Расположите слова в соответствии с указанными частями речи Самого главного глазами не увидишь – зорко одно лишь

Слайд 25? Итоги урока ?
Овладели умением определять части речи?

Закрепили имеющие

знания?

Чему научились?

Ответьте на главный
вопрос урока:

? Итоги урока ? Овладели умением определять части речи? Закрепили имеющие знания? Чему научились?Ответьте на главный

Слайд 26? Домашнее задание ?
Чтобы упрочить Ваши знания, даю домашнее задание:
Напишите

сочинение-миниатюру «Раннее утро».
Встаньте в выходной пораньше, понаблюдайте ранний предрассветный час. Не забывайте великую истину, которую нам поведал Сент-Экзюпери. И опишите этот ранний час, все, что вы увидите и почувствуете. Сумейте заставить работать слова и собственное воображение, попытайтесь увидеть в обыкновенном необыкновенное.
Желаю удачи.

? Домашнее задание ?Чтобы упрочить Ваши знания, даю домашнее задание: Напишите сочинение-миниатюру «Раннее утро».Встаньте в выходной пораньше,

Слайд 27? Рефлексия ?
Я оцениваю свою работу
на уроке как …

Я (не)доволен уроком, потому что

? Рефлексия ? Я оцениваю свою работу на уроке как … Я (не)доволен уроком, потому что

Слайд 28Использованная литература ? и интернет-источники ?
И.П. Васильевых «Уроки русского языка. 7

класс»-М.: Мнемозина,2011
В.В.Львов «Поурочное планирование по русскому языку. 5-9 классы» - М.: Дрофа, 2009
Л.Т. Григорян «Язык мой-друг мой»-М: Просвещение,1988

Слайд 1-18 «Незнайка» -
http://animashky.ru/flist/obnauk/4/113.gif
Слайды 1,16 «Книга» - http://www.lenagold.ru/fon/clipart/k/knig/kniga52.jpg
Слайд 10 «Книги» -
http://www.lenagold.ru/fon/pred/bum/pap/5.html


Использованная литература  ? и интернет-источники ?И.П. Васильевых «Уроки русского языка. 7 класс»-М.: Мнемозина,2011В.В.Львов «Поурочное планирование по

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть