Слайд 1
Молодое поколение в комедии Александра Грибоедова
«Горе от ума»
Слайд 2Цели урока:
Проанализировать образы героев, составляющих молодое поколение;
понять, какие взгляды и нравственные
нормы преобладали у молодого поколения а пьесе;
определить основной конфликт комедии.
Слайд 3Теоретическая разминка
Словарная работа
Что называется комедией?
Это вид драмы, в основе которого осмеяние
общественных и человеческих несовершенств.
В основе драмы лежит конфликт. Конфликт ( от лат. conflictus – столкновение) противоречия между характерами, или характерами и обстоятельствами, находящие свой выход в действии, в борьбе.
Личный – касающийся какого-нибудь лица.
Общественный – связанный с деятельностью людей в обществе.
Что такое сюжет?
Сюжет – это цепь событий, изображённая в литературном произведении
Психологический портрет («портрет» в переводе с греческого « изображение») – описание внутреннего мира героя, персонажа литературного произведения.
Слайд 4Теоретическая разминка: восстановите пропуски в определениях
Комедия – драматическое произведение,
в котором характеры и действия представлены в … форме.
Монолог – … действующего лица в произведении, обращенная к собеседнику или самому себе.
Реплика – фраза в диалоге, ….
Слайд 5Теоретическая разминка:
восстановите пропуски в определениях
Диалог – … между двумя
или несколькими лицами.
Психологический портрет – описание … мира героя, персонажа литературного произведения.
Конфликт (от лат. – столкновение): противоречия, … двух или более сторон в решении проблемы.
Личный – касающийся какого-нибудь лица.
Общественный – связанный с деятельностью людей в ….
Слайд 6Словарная работа
Идеал – (от лат. - образ)
Лучший, образец
Высшая цель,
к которой стремятся люди.
Мировоззрение – понимание мира , места человека в нем; отношение человека к окружающей его действительности.
Слайд 7«Ба! Знакомые все лица»
(Герои комедии А.С. Грибоедова
«Горе от ума»)
Кого из героев пьесы Вы узнали на?
Слайд 8 Узнайте персонажей пьесы по их психологическому портрету:
1) «Остер, умен, красноречив,
В друзьях особенно счастлив»
2) «… не хвастаю сложеньем,
Однако бодр и свеж, и дожил до седин,
Свободен, вдов, себе я господин…
Монашеским известен поведеньем!...»
3) «А впрочем, он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных…»
4) «Известный человек, солидный,
И знаков тьму отличья нахватал;
Не по летам и чин завидный
Не нынче завтра генерал»
Слайд 9Узнайте персонажей пьесы по их психологическому портрету:
5) «… речист, а больно
не хитер;»
Но будь военный, будь он статский,
Кто так чувствителен, и весел, и остер,
Как Александр Андреевич …»
6) «В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно,
Неподражаемо, и это вам известно,
И потому скромны, не смотрите на свет.»
7) «Скромна, а ничего кроме
Проказ и ветру на уме»
Слайд 10Определите, кому принадлежат реплики:
«Счастливые часов не наблюдают»;
«Минуй нас пуще всех печалей
и барский гнев, и барская любовь»;
«Служить бы рад, прислуживаться тошно»;
«Подписано, так с плеч долой»
«И дым Отечества нам сладок и приятен…»
«Герой… не моего романа»;
«Свежо предание, а верится с трудом»
Слайд 11Конкурс «Ситуация»
Подберите к предложенным ситуациям соответствующие крылатые выражения.
Вы вернулись домой после
каникул. Как хорошо дома! (…)
Одноклассник рассказывает недавно происшедшую с ним историю, но очень невероятную. (…)
Подружки считают, что вам нравится Антон. Вы с этим не согласны. (…)
Слайд 12Кто является главными героями комедии?
Софья
Чацкий
Молчалин
Фамусов
Кто из героев комедии молод?
Слайд 13«Литературное рисование»
Психологический портрет Софьи
Софья – 17 летняя дочь
Фамусова . Она умна, самостоятельна, не дорожит мнением общества. Она с малых лет росла без матери и чувствует себя госпожой. Вместе с тем она мечтательна, любит французские романы, насмешлива, мстительна: несомненно, она девушка с большим характером. Софья оценивает людей не по наличию чинов и богатства, а по их внутренним качествам. Она мечтает выйти замуж по любви. Софья любит в избраннике не человека, а свой идеал.
Слайд 14«Литературное рисование»
Психологический портрет Чацкого
Чацкий Александр Андреевич – молодой дворянин, умный, получивший
хорошее образование. Он искренне влюблен в Софью. Чацкий - передовой человек своего времени.
Критикует все старые устои жизни московского общества, выступает против крепостничества. Уважает людей, которые «служат делу, а не лицам».
Московское общество признает его сумасшедшим, и он уезжает из Москвы.
Слайд 15Говорящие имена
Фамусов – известный, от слова «молва». Кроме того, он боится
молвы. «Что скажет княгиня Марья Алексевна?»
Софья – мудрая
Чацкий – Чадский – Чаадаев –прямая аналогия с передовым человеком времён Грибоедова. Чадский — тот, кто находится в чаду (неадекватно расценивает ситуацию).
Репетилов – повторяет
Хлёстова – от «хлестать», всех готова отхлестать словом
Тугоуховские – туги на ухо, то есть глухи как в прямом смысле, так и в переносном.
Слайд 16Чацкий
Лицом, на которое указывали как на прототип Чацкого, был П. Я.
Чаадаев- друг А. Пушкина и А.Грибоедова
Слайд 17«Литературное рисование»
Психологический портрет Молчалина
Молчалин Алексей Степанович – секретарь Фамусова. Трудолюбив, главные
жизненные принципы «умеренность и аккуратность». Он немногословен, «не богат словами». Это объясняется боязнью высказать свое мнение. Его поведение – сплошное притворство и ложь. У него одна цель – карьера.
.
Слайд 18 Творческая работа
«Литературное рисование»
Форма работы: групповая.
Задание для 1-ой группы: дополнить
психологический портрет Чацкого, используя слова и выражения из текста.
Задание для 2-й группы: дополнить
психологический портрет Молчалина, используя слова и выражения из текста.
Молодое поколение в комедии
Слайд 20Провести исследовательскую работу во 2-ой группе
В «Горе от ума»
главным событием становится возвращение Чацкого в Москву, давшее импульс действию, но не определившее его ход. Все внимание автора, таким образом, сосредоточено на внутренней жизни героев. Именно духовный мир персонажей, их мысли и чувства создают систему взаимоотношений героев комедии и определяют ход действия. Какой закон классицизма нарушает драматург этим фактом? Аргументировать свое исследование.
Слайд 21Провести исследовательскую работу в 3-й группе
Пьеса «Горе от ума»
не завершена логически, комедия как бы обрывается в самый драматический момент: когда открылась вся правда, «спала пелена» и все главные герои поставлены перед тяжким выбором нового пути.
Какой закон классицизма нарушает
А.С. Грибоедов таким финалом пьесы? Аргументировать свое исследование.
Слайд 22Любовный конфликт
Экспозиция
Завязка
Кульминация
Развязка
Сцена утром, приезд Чацкого, рассказ о соискателях на руку Софьи
Чацкий
задел Софью за живое, плохо отозвавшись о Молчалине
Сцена на балу. «Мильон терзаний Чацкого»
Чацкий прозревает: Софья любит Молчалина
Слайд 23Завязка любовного конфликта
С какими словами входит Чацкий? Что странно в его
словах и поведении?
Почему Софья находится в замешательстве?
Что Чацкий вспоминает из детства?
Проанализируйте слова Чацкого о Москве. Кого он вспоминает и над чем смеётся?
Каких внесценических персонажей он упоминает?
Как на его слова реагирует Софья? Поддерживает ли его? Как она к нему относится?
Почему он в «строгом чине»?
Как воспитывали дворян в те времена?
Что задело Софью? В чём завязка любовного конфликта?
Как вы понимаете фразу Чацкого «ум с сердцем не в ладу»?
Слайд 24Развитие любовного конфликта
Какие характеристики Молчалину даёт Чацкий?
За что Чацкий обвиняет Молчалина?
Что
Софья ценит в Молчалине?
Какие выводы из слов Софьи о Молчалине делает Чацкий?
Почему Чацкий не понимает, что Софья любит Молчалина?
явление 5
София
Остер, умен, красноречив,
В друзьях особенно счастлив,
Вот о себе задумал он высоко –
Охота странствовать напала на него,
Ах, если любит кто кого,
Зачем ума искать и ездить так далеко?
Лиза
Где носится? В каких краях?
Лечился, говорят, на кислых водах,
Не от болезни, чай , от скуки, - повольнее.
Слайд 26
София
И верно, счастлив там, где люди посмешнее.
Кого люблю я не таков:
Молчалин
за других себя забыть готов,
Враг дерзости, - всегда застенчиво, несмело
Ночь целую с кем можно так провесть!
Сидим, а на дворе уж побелело.
Как думаешь? Чем заняты?
Лиза
Бог весть,
Сударыня, мое ли это дело?
София
Смеешься?
Слайд 27София
Молчалин вам наскучил бы едва ли,
Когда б сошлись короче с ним.
Чацкий
Зачем
же вы его так коротко узнали?
София
Я не старалась, бог нас свел.
Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел:
При батюшке три года служит,
Тот часто без толку сердит,
А он безмолвием его обезоружит,
От доброты души простит.
А, между прочим,
Веселостей искать бы мог;
Ничуть: от старичков не ступит на порог;
Мы резвимся, хохочем,
Он с ними целый день засядет, рад не рад,
Играет…
Слайд 28Чацкий
Целый день играет!
Молчит, когда его бранят!
Она его не уважает.
София
Конечно, нет в
нем этого ума,
Что гений для иных, для иных чума,
Который свет ругает наповал,
Чтоб свет об нем хоть что-нибудь сказал;
Да этакий ли ум семейство осчастливит?
Чацкий
Чудеснейшие свойства
Он наконец: уступчив, скромен, тих.
В лице ни тени беспокойства,
И на душе проступков никаких,
Чужих и вкривь и вкось не рубит, -
Вот я за что его люблю.
Чацкий Шалит, она его не любит.
Слайд 29Когда завязывается общественный конфликт?
Между кем он завязывается? Почему?
Конфликт между «веком нынешним»
и «веком минувшим» формируется по возрастному принципу? Докажите свою позицию
Слайд 30Отношение к крепостному праву
Век нынешний
Чацкий резко осуждает и обличает крепостное право.
В своём монологе «А судьи кто» он рассказывает о «Несторе негодяев знатных», который всех своих крепостных, «которые и жизнь и честь его спасали», выменял на борзые две собаки. Для таких людей, как Чацкий, немыслимо угнетать народ.
Век минувший
Эти люди живут, «разливаются в пирах и мотовстве» за счёт крепостных рабов. Один из них, у которого раскрашен дом в виде рощи, «сам толст, его лакеи тощи».
Чацкий и Фамусов противопоставлены не по принципу «противник – ярый защитник крепостного права», а как противник злоупотреблений крепостным правом и русский барин 18 века, для которого распоряжение крепостными – самое естественное дело.
Слайд 31Отношение к засилию иностранцев и иностранного
Век нынешний
Чацкий и передовые люди его
времени относились негативно к моде на всё иностранное. Так, в своём последнем монологе Чацкий говорит о французике из Бордо, который ехал в Россию с испугом, а приехал и увидел и услышал всё родное: родную французскую речь, привычную моду. Герой обличает «тошноту по стороне чужой», что уж без иностранцев мы будто и не можем прожить.
Век минувший
С одной стороны, Фамусов тоже недоволен французскими модами. Он говорит: «А всё Кузнецкий мост, и вечные французы, оттуда моды к нам, и …, и музы, губители карманов и сердец…» Здесь он искренен, его речь показывает, что он человек неглупый. Но с другой стороны, желая понравиться Скалозубу, изрекает: «Дверь отперта для званых и незваных, особенно из иностранных».
Взаимоотношение национального и европейского – важная для того времени проблема. Национальная самобытность – идеал декабристов. Отношение «века минувшего» к засилию иностранцев и иностранного неоднозначно.
Слайд 32Отношение к нынешней системе воспитания
Век нынешний
А тот чахоточный, родня вам, книгам
враг,
В учёный комитет который поселился
И с криком требовал присяг,
Чтоб грамоте никто не знал и не учился?
Здесь Чацкий иронизирует над нежеланием дворян быть глубоко образованными, обличает стремление тормозить прогресс
Век минувший
Для Фамусовых образование – основная причина безумия, которым одержим Чацкий и им подобные. Так, например, Фамусов говорит Лизе о Софье:
Скажи-ка, что глаза ей портить не годится,
И в чтеньи Прок-то не велик:
Ей сна нет от французских книг,
А мне от русских больно спится.
Учение – вот чума, учёность – вот причина,
Что нынче, пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений…
Слайд 33Отношение к нынешней системе воспитания
Век нынешний
Княгиня Тугоуховская вспоминает своего племянника, князя
Фёдора, который «чинов не хочет знать, он химик, он ботаник…»
Брат Скалозуба в деревне книги стал читать, отказавшись от повышения в чин.
Слайд 34Как проводят время и отношение к времяпрепровождению
Век нынешний
Что нового покажет мне
Москва?
Вчера был бал, а завтра будет два.
Тот сватался – успел, а тот дал промах,
Всё тот же толк, и те ж стихи в альбомах.
Да и кому в Москве не затыкали рты
Обеды, ужины и танцы?
Век минувший
Фамусовское общество не представляет жизни иначе, как в развлечениях. Обед, балы, приёмы сменяют один другой. Достаточно вспомнить, как Фамусов говорит о том, что ему предстоит сделать: то он зван на форели, то у докторши крестить, то на похороны. Жизнь пестра и бессмысленна.
Слайд 35Отношение к чинам и службе
Век нынешний
Чацкий уважает людей, которые «служит делу,
а не лицам». Он не служит, так как «Служить бы рад, прислуживаться тошно». В то время невозможно было сделать себе карьеру без протекции, кумовства, подхалимажа. А всё это претит Чацкому.
Век минувший
Эти люди не служат, а проводят время на службе. Фамусов говорит: «Обычай мой такой: подписано – так с плеч долой». Он мечтает, чтобы у него как можно меньше бумаг скапливалось. Подписывая бумаги, он, видимо, даже не обращает внимания, что в них. Для таких людей важно «и награжденья брать, и весело пожить».
Многие делают карьеру нечестными путями. Так, Скалозуб сделал карьеру так: кто-то ушёл в отставку, а кого-то убили, тех, кто не отсиживался в окопах.
Вопрос об отношении к службе стоял ещё во времена классицизма. Классицисты считали необходимой службу государству, то есть монарху, а декабристы ставили на первое место служение Отечеству
Слайд 36Отношение к протекции и покровительству
Век нынешний
Чацкий не понимал в детстве, зачем
Фамусов возил его на поклон к «Нестору негодяев знатных». Теперь-то он понимает, что без протекции и кумовства в этом обществе не пробиться.
Век минувший
В фамусовском обществе ценят людей не за их личные качества, не за ум, а за умение пробиться. Многие делаю себе карьеру за счёт связей. Так Максим Петрович «был почтенный камергер, с ключом, и сыну ключ сумел доставить». Сам же он окружил себя своими родственниками, считая, «Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть родному человечку!..»
Слайд 37Отношение к свободе суждений
Век нынешний
Давая отповедь Мочалину, Чацкий говорит: «Помилуйте, мы
с вами не робяты, зачем же мнения чужие только святы?»
Век минувший
Молчали говорит:
В мои лета не должно сметь
Своё суждение иметь
Слайд 38Развязка любовного конфликта
В чём комизм и трагизм этой сцены?
В чём здесь
Грибоедов отходит от канонов классицизма?
Какие качества в этой сцене обнаруживает Молчалин?
Почему Молчалин не любит Софью?
Какие заветы он получил от отца?
Какие качества в этой сцене проявляет Софья?
Как вы понимаете фразу Чацкого «Молчалины блаженствую на свете?
Слайд 41Провести исследовательскую работу в 1-ой группе
В комедии «Горе от
ума» две сюжетные линии: любовная и социально-политическая; они абсолютно равнозначны, и центральным героем обеих является Чацкий.
Какой закон классицизма А.С. Грибоедов нарушает таким построением пьесы?
Аргументировать свое исследование.
Слайд 42ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ КОМЕДИИ
ЧАЦКИЙ
МОСКОВСКОЕ ОБЩЕСТВО
КОФЛИКТ
РАЗНЫХ ХАРАКТЕРОВ
РАЗНЫХ МИРОВОЗЗРЕНИЙ
Слайд 43Оцените урок в целом и свое участие в нем фразами из
комедии:
Задуматься принудит…
… и время шло так плавно…
Как удивлялись мы!
Ах! Прелесть!
Хорош!
Пустое!
Мильон терзаний
О! верно…
… одно и то же!
Слайд 44Домашнее задание
Составить характеристики главных действующих лиц:
Скалозуба
Молчалина
Фамусова
Чацкого
По плану:
Кто он такой по своему
социальному положению?
Его предыстория
Как его характеризуют другие персонажи?
Как он сам себя характеризует в словах и действиях
Что о нём говорит автор в ремарках?
Сделайте выводы о качествах характера