Презентация, доклад на тему Многоаспектный анализ текста. Систематизация знаний по русскому языку в старшем звене. Подготовка к итоговой аттестации.

1)Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. 2)Но вот в «Пророке»:

Слайд 1Многоаспектный анализ текста



Мастер-класс подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ

им. Л. Н. Толстого Воробьёва О. А.
2017 год

Систематизация знаний по русскому языку в старшем звене.
Подготовка к итоговой аттестации.

Многоаспектный анализ текстаМастер-класс подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ им. Л. Н. Толстого Воробьёва О.

Слайд 21)Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что

жить духовной жизнью значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. 2)Но вот в «Пророке»:
Духовной жаждою томим,
И пустыне мрачной я влачился…
3)Чего же не хватало пушкинскому герою – споров, театров и выставок? 4)Что это значит – духовная жажда?
5)Духовность не то, что культура поведения или образованность. 6)Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. 7)Интеллигентность – не образованность, а духовность. 8)Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? 9)Да потому, что само по себе чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. 10)Духовная жизнь человека – это его собственное стремление человека к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. 11)В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника – ему искусство нужно для поддержания собственного духа. Для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. 12)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства.
13) Чего жажд..т человек когда у него духовное томление? 14) Обычно желания дел..т на высокие и низкие добрые и дурные. 15) Но ра..делим их по иному принципу: на конечные и бе..конечные. 16) Конечные желания могут быть осуществлены к какому-то числу; это желания приобрести получить достичь стать…17) Но никогда не исполн..тся полностью не и..черпают себя желания бе..конечные – назовём их стремлениями: «священный сердца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). 18) Бе..конечно стремление к добру неутомима жажда правды ненасытен голод по красоте…
(С. Соловейчик)
1)Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью значит ходить в

Слайд 3Решите орфографические и пунктуационные задачи (4 абзац) *Объясните подчёркнутые орфограммы и пунктограммы

(3 абзац)

жаждет (I), делят (II), исполнятся (II)
разделим, бесконечные, исчерпают
запятые: 13 – СПП; 14, 16, 17 – однородные члены предложения; 18 – БСП (3 предложения, интонация перечисления)
*интеллигентность, искусство – словарные слова
поддержание – на стыке морфем
тире – между подлежащим и сказуемым (7, 10)
тире в БСП (11)




Решите орфографические и пунктуационные задачи (4 абзац) *Объясните подчёркнутые орфограммы и пунктограммы (3 абзац)жаждет (I), делят (II),

Слайд 4Фонетический анализ слов «низкие», «голод». Какие фонетические процессы выявляются в данных словах?
[н’

иск’ иj’ ь] [голът]
Процессы: оглушение, редуцирование.
Фонетический анализ слов «низкие», «голод». Какие фонетические процессы выявляются в данных словах?[н’ иск’ иj’ ь]

Слайд 5Морфемный и словообразовательный анализ слова «бесконечно». *Словообразовательная цепочка данного слова.
бесконечно

(суффиксальный)

* бесконечно бесконечный конечный конец (ч//ц)


Морфемный и словообразовательный анализ слова «бесконечно». *Словообразовательная цепочка данного слова.бесконечно   (суффиксальный)* бесконечно  бесконечный

Слайд 6Морфологический анализ. К каким частям речи относятся слова первого предложения? *Укажите разряды местоимений.

част. опр. м. прил. сущ. личн. м.
Даже самые развитые люди, я
гл. нар. кр. прич. пр. указ. м. с. инф.
заметил, глубоко убеждены в том, что жить
прил. сущ. сл./св. инф. пр. сущ.
духовной жизнью значит ходить в театры,
инф. сущ. инф. пр. сущ. сущ.
читать книги, спорить о смысле жизни.
Морфологический анализ. К каким частям речи относятся слова первого предложения? *Укажите разряды местоимений. част.   опр.

Слайд 7Синтаксический анализ. 1. Среди предложений 12 – 18 найдите простое односоставное определённо-личное

предложение. 2. Охарактеризуйте 1 предложение (схема, связи).

1. 15 предложение

2. [ ,[+++]², ]¹, (что )³.
1+2 – БСП (2 – вводное предложение)
1+3 – СПП с придаточным изъяснительным

Синтаксический анализ. 1. Среди предложений 12 – 18 найдите простое односоставное определённо-личное предложение. 2. Охарактеризуйте 1 предложение

Слайд 8Лексический анализ. Укажите предложение, в котором используются контекстные синонимы (5, 9, 12).

12 предложение
Лексический анализ. Укажите предложение, в котором используются контекстные синонимы (5, 9, 12).  12 предложение

Слайд 9Определите стиль и тип речи.
Публицистический стиль, рассуждение.

Определите стиль и тип речи.Публицистический стиль, рассуждение.

Слайд 10Возможный план сочинения
1. Формулировка одной из проблем исходного текста.
2. Комментарий к

сформулированной проблеме.
3. Позиция автора по прокомментированной проблеме.
4. Собственное мнение по проблеме.
1-ый аргумент
2-ой аргумент
*5. Вывод.
Возможный план сочинения1. Формулировка одной из проблем исходного текста.2. Комментарий к сформулированной проблеме.3. Позиция автора по прокомментированной

Слайд 11 2. Ключевые предложения: 5, 7, 18 Ключевые выражения: «духовная жизнь человека –

это его собственное стремление к высокому», «сила духа», «собственная вера в добро, правду, красоту», «желания бесконечные».

Что значит «духовная жизнь человека»?

3. Духовность – сила духа, бесконечное
стремление к высокому: правде, добру,
красоте.

2. Ключевые предложения: 5, 7, 18 Ключевые выражения: «духовная жизнь человека – это его собственное стремление

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть