Презентация, доклад на тему Мини-учебник к уроку Сложносокращенные имена существительные 

Содержание

Сказочные герои Синеглазка Златовласка Белоснежка Мойдодыр Мальчик-с-пальчик Золушка ЛюдоедКонёк-Горбунок СнегурочкаЧерномор

Слайд 1Мини-учебник к уроку « Сложносокращенные имена существительные» 
Презентацию подготовили Позднякова Юлия Витальевна

и 6 «Г» класс ГБОУ гимназии № 586
г. Санкт-Петербург
Мини-учебник к уроку  « Сложносокращенные имена существительные»  Презентацию подготовили Позднякова Юлия Витальевна и 6 «Г» класс

Слайд 2Сказочные герои
Синеглазка
Златовласка
Белоснежка
Мойдодыр
Мальчик-с-пальчик
Золушка
Людоед
Конёк-Горбунок
Снегурочка
Черномор

Сказочные герои Синеглазка Златовласка Белоснежка Мойдодыр Мальчик-с-пальчик Золушка ЛюдоедКонёк-Горбунок СнегурочкаЧерномор

Слайд 3Сказочные предметы напиши название
скатерть-
сапоги-
гусли-
шапка-
ковер-
цветик-
меч-

Сказочные предметы напиши названиескатерть-	сапоги-гусли-шапка-	ковер-		цветик-меч-

Слайд 4Сказочные предметы проверяем
скатерть- самобранка
сапоги- скороходы
гусли-самогуды
шапка-невидимка
ковер- самолет
цветик-семицветик
меч-кладинец

Сказочные предметы проверяемскатерть-	самобранкасапоги- скороходыгусли-самогудышапка-невидимка	ковер- самолет		цветик-семицветикмеч-кладинец

Слайд 6Ремёсла
варит кашу –
сечёт дрова –
ходит в море –
чистит трубы –


дует стекло –
считает звёзды –
пишет басни –
бреет бороды –

Ремёсла варит кашу –	сечёт дрова – ходит в море –чистит трубы – дует стекло –	считает звёзды –

Слайд 7проверяем
варит кашу – кашевар
сечёт дрова – дровосек
ходит в море – мореход
чистит

трубы – трубочист
дует стекло – стеклодув
считает звёзды – звездочёт
пишет басни – баснописец
бреет бороды – брадобрей


проверяемварит кашу – кашевар	сечёт дрова – дровосекходит в море – мореходчистит трубы – трубочистдует стекло –	стеклодувсчитает звёзды

Слайд 8Прозвища
лежит на боку –
сидит дома –
даром ест –
ест сладкое –


пустое мелет –
зубы скалит –
очки втирает –
души губит –

Прозвища лежит на боку –	сидит дома – даром ест –		ест сладкое – пустое мелет –		зубы скалит –очки

Слайд 9 Флора и фауна
флора
мать-и-мачеха
горицвет
иван-чай
тысячелистник
трын-трава
перекати-поле

фауна
Носорог
муравьед
утконос
буревестник
землеройка

волкодав
трясогузка
зимородок

Флора и фауна флора мать-и-мачеха горицветиван-чай тысячелистник трын-траваперекати-полефаунаНосорог муравьедутконос буревестник землеройка волкодав трясогузка зимородок

Слайд 10Изобретения
Вездеход, водопровод, ледоруб, самолёт, мышеловка, самовар, снегоход, паровоз, кофемолка, землечерпалка, пылесос,

вертолёт, луноход, громоотвод, самосвал

Изобретения Вездеход, водопровод, ледоруб, самолёт, мышеловка, самовар, снегоход, паровоз, кофемолка, землечерпалка, пылесос, вертолёт, луноход, громоотвод, самосвал

Слайд 11Занятия и качества
качества
чест..любие
легк..мыслие
пуст..словие
мил..сердие

ча..питие
пут..шествие
хор..вод
рук..делие
сен..кос
занятия

Занятия и качества качества чест..любиелегк..мыслиепуст..словиемил..сердиеча..питие				пут..шествие			хор..вод				рук..делие				сен..кос	занятия

Слайд 12Природа и погода
сн..гопад плоск..горье
земл..трясение редк..лесье
лед..ход лес..степь
лист..пад мелк..водье


вставьте соединительную гласную

Природа и погода сн..гопад				плоск..горьеземл..трясение			редк..лесьелед..ход				лес..степьлист..пад				мелк..водье вставьте соединительную гласную

Слайд 13Город
Универмаг -
юнкор –
завуч –
сбербанк –

Напишите полное название

СМИ

-
АЭС -
ООН -
ДК -
ТЮЗ -
Вуз -
Город Универмаг - юнкор – завуч –		сбербанк – 																		 Напишите полное названиеСМИ -АЭС -ООН -ДК -ТЮЗ -Вуз

Слайд 14Определите род и напишите правильное окончание
ТЮЗ показал.. новый спектакль для малышей.
АЭС

начал.. вырабатывать энергию.
СМИ сообщил.. о победителях конкурса.
Определите род и напишите правильное окончаниеТЮЗ показал.. новый спектакль для малышей.АЭС начал.. вырабатывать энергию.СМИ сообщил.. о победителях

Слайд 15Тексты
В школе чародейства и волшебства Гарри Поттер

и его одноклассники изучали травоведение, зельеварение и другие предметы. Гермиона вычитала в книге «Сильнодействующие яды», что для оборотного зелья водоросли собирают в полнолуние, златоглазки настаивают три недели. (Читайте книгу Дж. Ролинг «Гарри Поттер и тайная комната»)
Перепишите, подчеркните сложные слова, выделите корни в сложных словах.

Тексты     В школе чародейства и волшебства Гарри Поттер и его одноклассники изучали травоведение,

Слайд 16 Перепишите, подчеркните сложные слова, выделите корни в сложных словах.
Космические

пираты Весельчак У и Крысс примчались из будущего в поисках новоизобретённого аппарата, помогающего слышать чужие мысли, - миелофона. Этот аппарат шестиклассник Коля, путешествуя во времени, случайно унёс с собой в XX век. (Читайте книгу Кира Булычёва «100 лет тому вперед»)

Перепишите, подчеркните сложные слова, выделите корни в сложных словах. Космические пираты Весельчак У и Крысс

Слайд 17 Перепишите, подчеркните сложные слова, выделите корни в сложных словах.
Благородный рыцарь

Дон Кихот путешествовал по дорогам Испании в поисках приключений со своим верным оруженосцем Санчо Пансой. Не умея отличить вымысел от реальности, Дон Кихот сражался с ветряными мельницами, и злоключения преследовали его. (Читайте книгу М. де Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»)

Перепишите, подчеркните сложные слова, выделите корни в сложных словах. Благородный рыцарь Дон Кихот путешествовал по дорогам

Слайд 18Календарь
златолист – листопад – зимобор –
полузимник, листогной – вьюговей, бокогрей –
снегогон, водолей

– хлеборост, разноцвет –
сенозарник – хлебосол, густоед, припасиха-собериха -
 

Календарь златолист –				листопад –	зимобор – полузимник, листогной –		вьюговей, бокогрей – снегогон, водолей –			хлеборост, разноцвет –сенозарник –				хлебосол, густоед,

Слайд 19Из истории слов
Колобок – это не сложное слово, оно образовалось с

помощью уменьшительного суффикса -ок от несохранившегося слова колоб – «маленький круглый хлебец». Древнерусское слово коло, от которого произошло колоб, значит «круг», его корень сохранился также в словах около, кольцо, колесо.
Чародей, злодей – это по происхождению сложные слова с общей основой -дей-, производной от глагола деть – делать. От него произошли также слова действие, дело, деяние. Чародей – буквально «делающий чары», то есть колдовство, волшебство. Злодей – «делающий зло». Особые гадальные чаши на Руси назывались «чары».
Велосипед – это слово заимствовано в 19 веке из французского языка, в котором оно было образовано из латинских основ «быстрый» и «нога». Велосипед буквально означает «быстроногий».
Мопед – это слово образовалось в современном русском языке своеобразным способом: из сочетания мото велосипед (моторизованный велосипед) были взяты первый и последние слоги. Мопед – сложносокращенное слово.
Лукоморье – древнерусское слово, образованное сложением и присоединением суффикса на основе словосочетания лука («изгиб, излучина») моря, оно обозначает изгибающийся берег моря.
Парикмахер – это сложное слово по происхождению, оно пришло из немецкого языка в 18 веке. В немецком языке оно состоит из двух корней: «парик» и «мастер», а в современном русском языке это простое слово.

Из истории слов Колобок – это не сложное слово, оно образовалось с помощью уменьшительного суффикса -ок от

Слайд 20Леопард – в основе этого слова лежит латинское сложное слово, образованное

из leo (лев) и pardus (тигр).
Лопоухий – образовано морфологическим сложением несохранившегося слова лоп «лист» (ср. лопух) или лопа – «лапа, ладонь» и ухо. Буквально означает: «с ушами, похожими на ладонь, лист».
Долговязый – образовано морфологическим сложением двух основ: долгий – длинный и вязы – шея (такое слово сохранилось в диалектах). Буквально означает «длинношеий».
Колокол – в этом слове повторяется древний, по-видимому, звукоподражательный корень кол- , не связанный со значением «круг». Слово построено так же, как бум-бум, дзинь-дзинь, но сейчас его части уже срослись в единый корень. Аналогично устроено название другого ударного музыкального инструмента: тамтам.
Спасибо – это слово получилось из словосочетания «Спаси бог!» (устойчивая форма благодарения) сращением основ и отпадением конечного согласного (произносилось х).
Горемыка – сложное слово со значением «тот, кто горе мыкает». У «мыкать» исходное значение – «двигать, гнать, бросать». «Мыкаться» - значит «беспорядочно двигаться из стороны в сторону, скитаться, испытывая нужду». Тот, кто «мыкает горе», живет в нужде.
Тунеядец – первоначально сложное слово, образованное сращением несохранившегося наречия туне – «напрасно, даром» и существительного ядец – «любитель поесть» от «яд» - в значении «еда». Тунеядец - это то же, что и дармоед («даром едящий»).
Ротозей – образовано от основы -рот- и основы -зей-, которая произошла от не- сохранившегося зети – «зиять, раскрываться», от него произошли слова зев, зевать. Ротозей буквально значит «тот, у которого раскрывается рот».
 
Леопард – в основе этого слова лежит латинское сложное слово, образованное из leo (лев) и pardus (тигр).Лопоухий

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть