Слайд 1Методы и формы контроля на уроках русского языка и литературы
Слайд 2
Предметные
результаты
знания
умения,
опыт творческой
деятельности и др.
Метапредметные
результаты
способы деятельности,
применимые
как в рамках
образовательного процесса,
так и при решении проблем
в реальных жизненных ситуациях
Личностные
результаты
система ценностных
ориентаций,
интересы,
мотивации,
толерант-ность
Результаты образования по ФГОС
Слайд 3Чем отличается новый стандарт от предыдущих?
Принципиальным отличием ФГОС является их ориентация на
достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.
Слайд 4
Выпускник школы XXI века должен:
уметь самостоятельно приобретать знания;
применять их на практике для решения разнообразных проблем;
работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;
критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;
быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях
Слайд 5 Контроль учебных достижений
Контроль знаний – это компонент, необходимый для
управления качеством образовательного процесса, направленный на установление обратной связи в обучении и представляющий собой процесс систематического и поэтапного выявления степени достижения планируемых результатов обучения, воспитания и развития учащихся.
Слайд 6Виды контроля по функциям в учебном процессе
Предварительный (вводный)
Текущий
Тематический
Итоговый
Слайд 8Формы контроля по деятельности
Слайд 9Рифмованные правила
Дружит лишь с одною Н
Суффикс –АН- (-ЯН-).
Но запомни ты одно:
Исключение
– ОКНО:
Рама – деревЯННая,
Ручка – оловЯННая,
Ну, а поверхность – стеклЯННая.
Слайд 11Словарный диктант с элементами игры
Слайд 13Словарная работа
Формы «подачи» словарных слов. Задача учащихся – определить слово,
записать в словарик.
Вставь пропущенные гласные
Прптств – препятствие
Жжжть – жужжать
Расставь буквы в нужном порядке
Сражаться – жрасьаятс
Выбери буквы, обозначающие звонкие согласные звуки.
Дстифалошг – диалог
Слайд 14«Карта успеха»
Выдается каждому в начале изучения новой темы. Учащиеся отмечают «+»
и «-», выполняют задания. Результат: каждый работает в своем темпе, у учителя больше времени на оказание индивидуальной помощи.
Слайд 15Домашняя контрольная работа № 1
( на материале романа «Отцы и дети»)
Выписать
в контексте 5 слов с суффиксами –Н- и –НН- . Графически обозначить употребление –Н-: часть речи, опознавательный признак.
Выписать по 3 слова ( в контексте) с безударной гласной в корне:
- проверяемой ударением;
- не проверяемой ударением;
- чередующейся.
Графически обозначить орфограммы.
Выписать по 3 слова ( в контексте) с орфограммами:
- в личных окончаниях глаголов ( указать спряжение);
- гласные в суффиксах причастий –ущ- ющ-; - ащ – ящ-. Указать глагол, от которого образовано причастие, и спряжение глагола.
4. Выписать по 2 примера ( в минимальном контексте!) слов омонимичных частей речи
- производных предлогов;
- союзов и местоимений и наречий с частицами.
5. Выписать по 2 предложения с обособленными конструкциями :
- обособленными определениями;
- обособленными обстоятельствами;
- обособленными приложениями
6. Выписать 2 предложения с вводными и вставными конструкциями.
7. Выписать 2 предложения с однородными членами (графически обозначить).
8. Выписать 2 ССП. Части выделить, основы подчеркнуть.
9. Выписать 2 СПП. Части выделить, основы подчеркнуть, указать вид придаточных.
10. Выписать 2 БСП. Части выделить, основы подчеркнуть
Слайд 16Домашняя контрольная работа № 2
( на материале романа И.А. Гончарова «Обломов»).
1.Выписать
слова разных частей речи( в контексте):
- местоимения ( определительные, относительные, вопросительные, притяжательные, указательные);
- производные предлоги ( 3-4 примера);
- наречия ( 3 примера);
- страдательные и действительные причастия( по 2 примера на каждый разряд);
- слова категории состояния ( 2-3 примера).
2. Выписать предложения с разными типами сказуемых( по 2 примера ПГС, СГС, СИС). Основы обозначить, части речи надписать.
3. Выписать 2 ССК( сложные синтаксические конструкции с разными видами связей между частями: сочинительной, подчинительной, бессоюзной). Части обозначить, виды связи указать.
4. Выписать слова( в минимальном контексте), образованные следующими способами:
-приставочным( 2 примера);
- суффиксальным( 2 примера);
- приставочно – суффиксальным( 2 примера);
- бессуффиксным( 1-2 примера).
5. Выписать 5 разных частиц( в контексте).
6. Выписать по 2 словосочетания на каждый тип подчинительной связи( согласование, управление, примыкание).
7. Выписать простые односоставные предложения или сложные, в состав которых входят односоставные( основы подчеркнуть):
- безличные
- определённо – личные
- неопределённо – личные
8. Выписать СПП с придаточными:
- определительными( 2 предложения);
- изъяснительными( 2 предложения);
- обстоятельственными( 2 предложения, одно из которых придаточное уступительное).
9. Выписать по 2 примера( в контексте) различных изобразительно – выразительных средств:
- метафоры
- сравнения
- сравнительные обороты
- олицетворения
- эпитеты
- разговорная лексика
- лексический повтор
Слайд 17Формы использования эссе
Эссе- самостоятельная творческая работа по предложенной теме (выполняется как
домашняя работа)
Эссе - 30-минутная контрольная (или самостоятельная) работа по изученному материалу
Эссе - 10-минутное свободное сочинение для закрепления и проработки нового материала
Эссе - 5-минутное свободное сочинение с целью подведения итогов урока и фиксирование сформулированных на уроке мыслей и выводов по теме
Слайд 18«Подведём итог»
Используется на этапе первичного закрепления либо контроля.
Что я знаю
о деепричастии? Это особая форма _________. Деепричастие объединяет в себе признаки двух частей речи - __________ и ___________ . Деепричастие образуется от __________ с помощью суффиксов –а, -я, ____________. Отвечает на вопросы ______________________. Это неизменяемая форма, поэтому не имеет ______.
Примеры деепричастий: ____________________.
Слайд 19Кластер (карта понятий, карта-схема, «еж», «осьминог», «снежинка» и т. п.). Работая
по этому методу, ученики в середине листа пишут ключевое слово (тему), рисуют картинку, а вокруг записывают слова, словосочетания, предложения (например, в центре записывают «Имя существительное», а вокруг — все грамматические характеристики этой части речи, причем постоянные признаки можно записывать отдельно от непостоянных — как бы в два круга).
Слайд 20
Составление кластера
лексика
слово
Слайд 21кластер
лексика
слово
омонимы
синонимы
антонимы
паронимы
однозначные
многозначные
общеупотребительная
Слова ограниченной сферы употребления
Активный словарь
Пассивный словарь
Стилистически нейтральная
Стилистически окрашенная
диалекты
профессионализмы
Устаревшие слова: историзмы и
архаизмы
неологизмы
книжная
разговорная
Просторечия
Жаргоны
Арго.
С прямым значением
С переносным значением
Слайд 22
Синквейн.
Заимствованные слова
нерусские
иноязычные
Составляют 10%
обогащают
осваиваются
Надо правильно использовать в речи.
Не засоряйте язык излишними заимствованиями!
1
строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение
Слайд 23Таблица РАФТ (Роль, аудитория, форма, тема)
1. Подбираем интересную, актуальную тему.
Вывешиваем таблицу
РАФТ.
2. Проводим мозговой штурм для определения возможных ролей, т.е. социальных групп, задействованных в данной теме, и заносим выявленные социальные роли в первую колонку. (4-5).
3. Проводим мозговой штурм для определения возможной аудитории, т.е. перечисляем конкретных людей или организации, которым могут быть адресованы письменные тексты. (Заносим во 2-ю колонку).
4. Проводим мозговой штурм для определения возможных жанров, желательно адекватных выявленным социальным ролям и аудиториям. (Данные фиксируем в 3-ей колонке).
5. Проводим мозговой штурм для определения тематики письменных текстов, т.е. главные идеи, которые будут затронуты в них.
6. Ведущий, подводя итог, зачитывает выявленные социальные роли, соответствующую аудиторию, форму (жанр) и тему. Затем предлагает учащимся выбрать социальные роли и подготовить письменные тексты. (Работа в малых группах, 15-20 мин.).
Слайд 24РАФТ развивает:
- способность рассматривать тему с разных точек зрения;
- навыки письменной
речи.
Процедура РАФТ – педагогический метод, позволяющий создать письменные тексты по избранной теме, различные в тематическом и жанровом отношении.
Слайд 25Виды учебных проектов по русскому языку:
-информационный,
-ролевой,
-практико-ориентированный,
-творческий и исследовательский проекты.
Слайд 26Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с
целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. В виде ролевой игры можно представить анализ басен И.А.Крылова, например по теме «Языковая выразительность басни И.А.Крылова и притчи «О сверчке и муравье».
Практико-ориентированный проект по русскому языку нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Проект заранее определен и может быть использован в жизни класса и школы. Так, например, результатом разработки темы «Причины появления неологизмов в русском языке» может быть подборка материалов «Неологизмы двадцатого столетия» или составление словаря неологизмов.
Слайд 27Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.
Это могут быть альманахи, театрализованные представления произведений изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы. Например, проект «О современной стихотворной рекламе и русской поэзии» можно представить в виде постановки.
Исследовательский проект по русскому языку - по структуре научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и т.д.