Слайд 1 Развитие критического мышления
на уроках русского языка и литературы.
Слайд 2Требования ФГОС: новое качество образования
Сегодня выпускник школы XXI века должен:
уметь
самостоятельно приобретать знания;
применять их на практике для решения разнообразных проблем;
работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;
самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;
быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.
Слайд 3Вопросы:
Как учить детей без принуждения?
Как помочь им раскрыть свои
возможности?
Как сделать предмет интересным для всех?
Как дать стимул к обучению?
Как достичь нового качества образования?
Слайд 4Критическое мышление
Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков,а способность анализировать
информацию,слушать собеседника, делать самостоятельные выводы, умение задавать вопросы, принимать независимые продуманные решения.
Слайд 6Технология
«Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)»
Была разработана
в конце XX века в США. В России активно внедряется с 2006 года.
Основоположники - американские педагоги (Куртис Мередит, Чарльз Темпл и Джинни Стилл), а также российские (М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская и др.)
Слайд 7Вызов
Осмысление
Рефлексия
Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.
Основа технологии
Слайд 10«Корзина» идей, понятий, имен
Звуки
буквы
гласные
согласные
Твёрдые
мягкие
звонкие
глухие
Алфавит
сильная позиция
слабая позиция
Воздух встречает
препятствия
сонорные
Ударные
безударные
ФОНЕТИКА,
5 класс
Слайд 11Приём «Верные – неверные утверждения»
Тема «Местоимение». (6 класс)
Здесь написаны только местоимения:
она, к нему, один, я, они, со мной.________
В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим_______
Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица.______________
Местоимения изменяются по падежам и числам._____________
В предложении «Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся» местоимение является второстепенным членом._____________
Слайд 12Прием
«Знаю – хочу узнать - узнал».
Слайд 13Имя
существи-тельное
Род
Самостоя-тельная часть речи
Кто?
Что?
Падеж
Число
Подлежа-щее
Предмет
Приём «Кластер»
Слайд 14Нулевое окончание
сущ.
м.р. ед.ч
сущ. м.р. и ж.р.,
Р.п.,мн.ч
гл. 2л.
повел. накл
глаг.м.р. прош.вр
Слайд 15 Приём « Диаграммы сравнений»
Ь
после согл.
перед и
Ъ
после
приставок
на согл.
Перед
е,ё,ю,я
Слайд 17Прием «Чтение с остановками».
Примерные вопросы:
По названию предположите, о чем будет рассказ?
▪
Какие события могут произойти в описанной
обстановке?
▪ Какие ассоциации вызывают у вас
имена, фамилии героев?
▪ Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие
ощущения у вас возникли?
▪ Какие ваши ожидания подтвердились? Что было
неожиданным?
▪ Как вы думаете, чем закончится рассказ?
Слайд 19Прием «ПЕРЕПУТАННЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ»
Тема: «Имя прилагательное как часть речи»
Часть речи –
в предложении бывает -
– обозначает – самостоятельная –
определение – изменяется – сказуемое –
какой? – чей? – признак предмета – отвечает -
– род – падеж – число – имеет – краткая форма.
Слайд 20Прием “Ключевые слова”
Стадию вызова на уроке можно осуществить и многими хорошо
известными, например, "ключевые слова", по которым можно придумать рассказ, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.
Слайд 21Прием “Лови ошибку”
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, орфографические ошибки
и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Учащиеся анализируют предложенный текст, исправляют ошибки, аргументируют свои выводы.
Слайд 22Прием “Письмо по кругу”
Прием “Письмо по кругу” предполагает групповую форму работы.
У каждого ученика должен быть лист бумаги. Каждый член группы записывает предложение на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.
Слайд 23Прием “Письмо с дырками”
Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом
был ......, мужчина ……, сложенный богатырем и …… . Барыня взяла его ……, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым …… мужиком
Слайд 24Прием “Написание синквейна”
Синквейн - самая легкая форма стихотворений по алгоритму.
В переводе
с франц.“синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме.
Пятая строчка – это слово – синоним, которое позволяет выразить личное отношение к теме.
Слайд 25Синквейны по русскому языку
Глагол.
Важный, необходимый.
Действует, изменяется, обозначает.
Глагол-главный член предложения.
Знание.
Зима.
Снежная, пушистая.
Морозит, радует,
восхищает.
К нам пришла настоящая зима!
Время года.
Снежинки.
Причудливые, танцующие.
Искрятся, украшают, кружатся.
Снежинка тает на ладони.
Звёздочка.
Слайд 26Синквейны по рассказу
И.С.Тургенева «Муму»
Герасим.
Сильный, трудолюбивый.
Работает, помогает, заботится.
Никто его не понимает.
Доброта.
Барыня.
Капризная,
вздорная.
Жалуется, наказывает, разрушает.
Ломает жизни своих крепостных.
Зло.
Слайд 27Что даёт технология развития
критического мышления ученику
- повышение эффективности восприятия информации;
-
повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.