Презентация, доклад на тему Методические указания к открытому уроку по теме: М.Горький. Ранние рассказы.

Содержание

Максим Горький. Сведения из биографии.

Слайд 1Открытый урок по дисциплине «Русский язык и литература»
Группа 15-28ТМ

Специальность15.02.08.
«Технология машиностроения»
Открытый урок  по дисциплине  «Русский язык и литература» Группа 15-28ТМ     Специальность15.02.08.

Слайд 3 Максим Горький.

Сведения из биографии. Тематика и проблематика раннего творчества.

(1868 – 1936)

«Человека создает
его сопротивление окружающей среде»
М.Горький

Максим Горький.

Слайд 4
План занятия

1. Жизнь и

творчество А.М. Горького.

2. Романтизм молодого Горького.

3. Анализ романтических произведений писателя («Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»).
План занятия1. Жизнь и творчество А.М. Горького.2. Романтизм молодого Горького.3.

Слайд 5А. М. Пешков родился
16 (28) марта 1868 года
в Нижнем Новгороде.

Воспитывался

в семье
деда В.В. Каширина.

«Домик Каширина»

Ранние годы

А. М. Пешков родился16 (28) марта 1868 годав Нижнем  Новгороде.Воспитывался в семье деда В.В. Каширина. «Домик

Слайд 6А.М. Пешков работал
рассыльном в модном
магазине, прислугой у
чертежника, посудником
на пароходе

«Добрый»,
учеником иконописной
мастерской, статистом в
театре.
А.М. Пешков работал рассыльном в модном магазине, прислугой учертежника, посудникомна пароходе «Добрый»,учеником иконописноймастерской, статистом в театре.

Слайд 7Летом 1884 года Пешков едет в Казань.
Активное участие в студенческих кружках,

увлечение революционными идеями,
конфликты с полицией.

Казанский университет

Летом 1884 года Пешков едет в Казань.Активное участие в студенческих кружках, увлечение революционными идеями,  конфликты с

Слайд 8Летом 1888г. Пешков с народником М.А. Ромасем уехал в с. Красновидово

для пропаганды революционных идей.

«Хождения по Руси» (Поволжье, Бессарабия, Дон, Украина, Крым, Кавказ).

В Нижнем знакомится с В.Г.Короленко, который увидел в нем «литературный талант самородка».
Летом 1888г. Пешков с народником М.А. Ромасем уехал в с. Красновидово для пропаганды революционных идей.«Хождения по Руси»

Слайд 9Начало литературной деятельности
Весной 1891г. Пешков отправляется в Тифлис.

1892 год – тифлисская газета «Кавказ» - рассказ «Макар Чудра» под псевдонимом - М.Горький.

1895 год – журнал «Русское богатство» (рассказ «Челкаш»).
1895 – «Старуха Изергиль»,
«Песня о Соколе».

Начало литературной деятельности Весной 1891г. Пешков отправляется в Тифлис.   1892 год – тифлисская газета «Кавказ»

Слайд 101897 – 1898 - газета «Нижегородский листок».
1899 – роман «Фома Гордеев»

-

«содержательная картина современности», на фоне которой «должен бешено биться энергичный здоровый человек...».

1897 – 1898 - газета «Нижегородский листок».1899 – роман «Фома Гордеев» - «содержательная картина современности», на фоне

Слайд 11Л.Н.Толстой и М.Горький
А.П.Чехов и М.Горький
В 1901г. под влиянием
А.П.Чехова и Л.Н.Толстого
прозаик

М.Горький
впервые обратился
к жанру драматургии.
Л.Н.Толстой и М.ГорькийА.П.Чехов и М.ГорькийВ 1901г. под влиянием А.П.Чехова и Л.Н.Толстогопрозаик М.Горькийвпервые обратилсяк жанру драматургии.

Слайд 12 С 1901года М.Горький – глава издательства «Знание».
Пьесы:
1901 – «Мещане»
1902

– «На дне»

С 1901года М.Горький – глава издательства «Знание». Пьесы:1901 – «Мещане»1902 – «На дне»

Слайд 13Апрель 1901г. – арест за участие в студенческих волнениях в Петербурге.

Май

1901г. – выслан в Арзамас.

Август 1902г. – арзамасская ссылка закончилась.
Апрель 1901г. – арест за участие в студенческих волнениях в Петербурге.Май 1901г. – выслан в Арзамас.Август 1902г.

Слайд 14 В 1905 году Горький вступает в РСДРП
1905

-1907 г.г. – аресты
В 1905 году знакомится с Лениным.
В 1905 году Горький вступает в РСДРП  1905 -1907 г.г. – аресты  В

Слайд 151906 г. – 1913 г. –
эмиграция на Капри.
Создает произведения:

Роман «Мать», повесть «Городок Окуров»(1909), повесть «Детство» (1913-1914), (1916) «В людях», (1923) «Мои университеты»
В 1913г. Горький вернулся в Россию.





1906 г. – 1913 г. – эмиграция на Капри.Создает произведения:  Роман «Мать», повесть «Городок Окуров»(1909), повесть

Слайд 16
Февральскую и Октябрьскую
революции 1917 года Горький
воспринимает неоднозначно.
Он

обвиняет Ленина в захвате власти
и развязывании в стране террора.

1918г. – Горький союзник власти большевиков.

1918

Февральскую и Октябрьскую революции 1917 года Горький воспринимает неоднозначно.Он обвиняет Ленина в захвате власти и

Слайд 17Вторая эмиграция в Италию (1921 – 1928)







«Рассказы 1922 – 1924 годов»
Роман

«Дело Артамоновых» (1925)
«Жизнь Клима Самгина» (1925 – 1936)
«Литературные портреты» о Короленко, Чехове и др.

Сорренто

Период эмиграции и
последние годы жизни

Вторая эмиграция в Италию (1921 – 1928)«Рассказы 1922 – 1924 годов»Роман «Дело Артамоновых» (1925)«Жизнь Клима Самгина» (1925

Слайд 181928, 1933 – возвращение в СССР.
«У

НИХ – очень большие цели. И это оправдывает для меня все». (М.Горький)

1928, 1933 – возвращение в СССР.     «У НИХ – очень большие цели. И

Слайд 19Горький ведет широкую общественно-литературную деятельность, создает новые журналы, возглавляет Союз писателей

СССР (1934).
Публицистика Горького 30-х годов – «торжественный гимн» СССР, Сталину и революционному пролетариату.
Горький ведет широкую общественно-литературную деятельность, создает новые журналы, возглавляет Союз писателей СССР (1934).Публицистика Горького 30-х годов –

Слайд 20 Последние годы жизни Горького трагичны.

С одной стороны, благоволение властей, «дружба» со Сталиным, высокая награда (орден Ленина, 1932); с другой – тщательный контроль за перепиской, контактами, поездками.

М.Горький умер 18 июня 1936 года.
Последние годы жизни Горького трагичны.   С одной стороны, благоволение властей, «дружба» со

Слайд 21Романтизм молодого Горького
Горький был первым, кто вывел на страницах

своих рассказов, героя-бунтаря, Человека-Борца, Человека, способного одолеть Зло Мира.
Ранний период творчества представлен романтическими рассказами.


Романтизм молодого Горького  Горький был первым, кто вывел на страницах своих рассказов, героя-бунтаря, Человека-Борца, Человека, способного одолеть

Слайд 22Романтизм М. Горького


Основные черты романтизма.
Романтический герой.
Романтические произведения
«Старуха Изергиль»,

«Макар Чудра».

.

Романтизм М. Горького Основные черты романтизма. Романтический герой.Романтические произведения «Старуха Изергиль», «Макар Чудра»..

Слайд 23Романтизм – направление в литературе, художественный тип творчества, характерным признаком которого

является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, зачастую одинокой и не удовлетворённой настоящим, устремлённой к идеалу и потому находящейся в конфликте с обществом, с людьми.
Романтизм – направление в литературе, художественный тип творчества, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне

Слайд 24Основные черты романтизма
провозглашение человеческой личности, сложной, глубокой;
утверждение внутренней бесконечности, человеческой

индивидуальности;
интерес ко всему сильному, яркому, возвышенному;
тяготение к фантастике, условности форм, смешению низкого и высокого, комического и трагического, обыденного и необычного;
мучительное переживание героя разлада с действительностью;
отказ героя от обыденного;
стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, недостижимому идеалу.

Основные черты романтизма провозглашение человеческой личности, сложной, глубокой;утверждение внутренней бесконечности, человеческой индивидуальности;интерес ко всему сильному, яркому, возвышенному;тяготение

Слайд 25

В частности, моя задача – пробуждать
в человеке гордость самим собой, говорить


ему о том, что он в жизни – самое лучшее,
самое святое и что кроме него
– нет ничего достойного внимания.
М. Горький

Настало время романтического.
М. Горький

В частности, моя задача – пробуждатьв человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в

Слайд 26
Черты
романтизма
у Горького

Индивидуальная,
особенная личность

Проблема
противоборства
человека с миром

Противопоставлен
другим
персонажам

Разграничение
мира на свет

и
тьму


Звучание
фольклорных
мотивов


Одушевление
природы



Философская
значимость
происходящего


Лирическое
преобладает над
эпическим









Черты романтизмау ГорькогоИндивидуальная,особенная личностьПроблемапротивоборствачеловека с миромПротивопоставлен другим персонажамРазграничение мира на свет и тьмуЗвучаниефольклорных мотивов Одушевлениеприроды  Философская

Слайд 27Романтические произведения М. Горького





Романтические
герои: сильные ,

гордые, свободолюбивые,
одинокие, особенные,
яркие, необычные,
сильные, загадочные


«Макар Чудра»


«Старуха
Изергиль»


«Легенда о Ларре»


Легенда о Данко

Романтические произведения М. Горького Романтические герои: сильные ,   гордые, свободолюбивые, одинокие, особенные,яркие, необычные, сильные, загадочные«Макар

Слайд 28"Макар Чудра"





Тематика и характер конфликта.
Описание романтических героев:
внешность,

черты характера, судьба.
Авторская позиция.





Слайд 29"Старуха Изергиль"






Тематика и характер конфликта.
Описание романтических героев:
внешность, черты характера,

судьба.
Авторская позиция.




Слайд 30
Легенда о Ларре



Легенда о Ларре

Слайд 31



Легенда о Данко






Легенда о Данко

Слайд 33"Макар Чудра"





Ролик из к/ф «Табор уходит в небо»
(песня

Радды) Эмиль Лотяну 1976г.





Слайд 34

О ценностях жизни, о выборе:
( О любви, о воле и

свободе, готовых ради нее на смерть)

У обоих стремление к личной свободе так сильно, что даже на свою любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость. Каждый из них, признаваясь в любви, ставит свои условия, стараясь главенствовать.

«О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает.»
«Так вот он, Лойко Зобар! Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка — целое солнце, ей-богу! Точно его ковали из одного куска железа вместе с конем.»
Для Лойко высшей ценностью является свобода, откровенность и доброта: «Он любил только коней и ничего больше… У него не было заветного — нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от того хорошо было».
Радда настолько горда, что ее не может сломить любовь к Лойко: «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя»

Неразрешимое противоречие между Раддой и Лойко — любовью и гордостью, которое может разрешиться только смертью. И герои отказываются от любви, счастья и предпочитают погибнуть во имя воли и абсолютной свободы.

Горький выступил с гимном прекрасному и сильному человеку. Стремление к подвигу, поклонение силе, прославление свободы.

О ценностях жизни, о выборе: ( О любви, о воле и свободе, готовых ради нее на смерть)У

Слайд 35Легенда о Ларре
Видеофрагмент




Легенда о ЛарреВидеофрагмент

Слайд 36


О смысле жизни:
(Презирает людей, относится к
ним высокомерно, не считается с

ними)

Конфликт толпы и героя (в основе которого лежит его гордыня, крайний индивидуализм, он презрительно и высокомерно относится к людям, считает себя первым на земле).

«..Юноша, красивый и сильный,...он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц. И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал…»
Гордыня, эгоизм, крайний индивидуализм, жестокость

Одиночество и вечное существование (бессмертие).
Превращается в тень (тьма, холод)

Антиидеал, осуждает его
поступки, античеловеческую сущность.

О смысле жизни: (Презирает людей, относится кним высокомерно, не считается с ними)Конфликт толпы и героя (в основе

Слайд 37Легенда о Данко










Видеофрагмент

Легенда о ДанкоВидеофрагмент

Слайд 38

О смысле жизни:
(Готов пожертвовать своей жизнью ради спасения людей)
Конфликт толпы и

героя (так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко, они готовы его растерзать, а им движет любовь к людям)

«Данко – один из тех людей, молодой красавец. Красивые – всегда смелы… Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.»
Любовь, сострадание, смелость, милосердие, мужество, умение подавить гордыню

Данко совершает подвиг, спасая людей, он выводит их из тьмы к свету и гармонии, вырывая из груди свое сердце.
Голубые искры (свет, тепло)

Идеал, воспевает его красоту, смелость, подвиг ради любви к людям

О смысле жизни:(Готов пожертвовать своей жизнью ради спасения людей)Конфликт толпы и героя (так как путь оказался трудным,

Слайд 40

5-6 правильных ответов – «3»
7-8 правильных ответов –

«4»
9-10 правильных ответов – «5»
5-6 правильных ответов  –  «3»7-8 правильных ответов  –  «4»9-10 правильных ответов –

Слайд 41

Горький писал: «Нужны подвиги! Подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали,

как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед. Я видел, что люди, окружавшие меня, не способны на подвиги … и трудно понять, - что интересного в их жизни? Я не хочу жить такой жизнью…”
Горький писал: «Нужны подвиги! Подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и,

Слайд 42Приглашаю к размышлениям


Чему я научился сегодня на занятии? - Была ли

тема урока интересной для меня? - Доволен ли я своей работой? - Что заставило меня задуматься?

-Что мне больше всего запомнилось?
Приглашаю к размышлениям Чему я научился сегодня на занятии?  - Была ли тема урока интересной для

Слайд 43

Домашнее задание


Прочитать пьесу
М.Горького «На дне»,
определить тему и проблематику.

Домашнее задание Прочитать пьесу М.Горького «На дне»,определить тему и проблематику.

Слайд 44

Спасибо за работу

Спасибо за работу

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть