Слайд 1Упражнение № 1.
Вставьте пропущенные дополнения в текст,
определите, прямые они или
косвенные.
Люблю … , Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный … ,
Невы державное … , береговой её … .
Твоих … … чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный … , … безлунный.
Слова для справок: сумрак, оград, вид, блеск, гранит, тебя, узор, теченье.
Второстепенные члены предложения
Слайд 2Упражнение № 1. Ответы.
Вставьте пропущенные дополнения в текст,
определите, прямые они или
косвенные.
Люблю … , Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный … ,
Невы державное … , береговой её … .
Твоих … … чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный … , … безлунный.
Ответы: тебя (прямое дополнение), вид (прямое дополнение), теченье (прямое дополнение), гранит (прямое дополнение), оград (косвенное дополнение), узор (прямое дополнение), сумрак (прямое дополнение), блеск (прямое дополнение).
Слайд 3Упражнение № 2.1.
Замените несогласованные определения согласованными. Везде
ли возможна такая замена? С чем это связано?
Проспекты Петербурга -
Собор Петра и Павла -
Статуя из бронзы -
Слайд 4Упражнение № 2.1. Ответы
Замените несогласованные определения согласованными.
Проспекты
Петербурга - петербургские проспекты
Собор Петра и Павла - Петропавловский собор
Статуя из бронзы - бронзовая статуя
Слайд 5Упражнение 2.2.
Замените согласованные определения несогласованными. Везде ли возможна
такая замена? С чем это связано?
Медный всадник -
Дворцовый мост -
Петербургские каналы -
Слайд 6Упражнение 2.2. Ответы
Замените согласованные определения несогласованными и наоборот.
Везде ли возможна такая замена? С чем это связано?
Медный всадник - Медный всадник заменить невозможно, потому что всадник из меди – это любой памятник или статуя, а мы имеем ввиду конкретный памятник Петру Первому, который называем также, как и поэму Пушкина.
Дворцовый мост - мост у дворца
Петербургские каналы - каналы Петербурга
Слайд 7Упражнение №3.
Составьте приложения по заданным рисункам.
Слайд 8Упражнение №3. Ответы
Составьте приложения по заданным рисункам.
Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник»
Роман
А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Слайд 9Упражнение № 4.
Составьте приложения из данных словосочетаний.
Объясните постановку дефиса.
Квартира или
дом, являющийся музеем -
Красивая Нева -
А.С. Пушкин, учащийся Лицея -
Слайд 10Упражнение № 4. Ответы
Составьте приложения из данных словосочетаний.
Объясните постановку дефиса.
Квартира или
дом, являющийся музеем -
Красивая Нева -
Художник, являющийся живописцем -
музей-квартира (дом-музей)
А.С. Пушкин- лицеист
Нева-красавица
Дефис ставится, потому что
определяемое существительное
и приложение в 1 случае
являются именами нарицательными.
Во 2 и 3 случае дефис ставится, потому что
нарицательное существительное стоит
после имени собственного и тесно сливается
с ним по смыслу. Если ваш ответ красавица Нева,
то дефис не ставится, потому что собственное
существительное стоит после нарицательного.
Слайд 11 Упражнение № 5.
Восстановите обстоятельства в тексте, определите их
значения.
... пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И … глядел. Пред ним …
Река неслася: бедный чёлн
По ней стремился …
Слова для справок: широко, на берегу, одиноко, вдаль.
Слайд 12 Упражнение № 5. Ответы
Восстановите обстоятельства в тексте, определите
их значения.
... пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И … глядел. Пред ним …
Река неслася: бедный чёлн
По ней стремился …
Ответ: на берегу (место), вдаль (место), широко (образ действия), одиноко (образ действия)
Слайд 13Упражнение № 6.
Прочитайте текст и выполните задания.
Вдохновенный поэт.
1)
Давно было задумано поставить памятник поэту Пушкину в городе на Неве, где он жил, который любил и воспел в своих произведениях.
2) Место для памятника было выбрано перед Михайловским дворцом, где теперь находится Русский музей. 3) Скульптор Аникушин тщательно изучал внешность поэта, его портреты, посмертную маску, ездил в Михайловское, куда всегда с такой радостью стремился Пушкин.
4) Силуэт Пушкина виден издали на фоне величественной колоннады Русского музея. 5) Он рисуется среди зелени сада, а с более близкого расстояния – на фоне неба, и это впечатление сильнее всего.
6) Гордо вскинута голова, обрамлённая вьющимися, точно слегка развеваемыми ветром волосами, правая рука поднята во вдохновенном порыве. 7) Кажется, он поднялся на пьедестал, чтобы обратиться к нам: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!»
(из газеты)
Найдите дополнение, выраженное инфинитивом, выпишите его.
Найдите в тексте приложения и укажите номера предложений, в которых они встречаются.
Выпишите все обстоятельства из предложения 1 и определите их значение.
Выпишите все определения из предложения 3 и определите, согласованные они или нет.
Слайд 14Упражнение № 6. Ответы
Прочитайте текст и выполните задания.
Вдохновенный поэт.
1)
Давно было задумано поставить памятник поэту Пушкину в городе на Неве, где он жил, который любил и воспел в своих произведениях.
2) Место для памятника было выбрано перед Михайловским дворцом, где теперь находится Русский музей. 3) Скульптор Аникушин тщательно изучал внешность поэта, его портреты, посмертную маску, ездил в Михайловское, куда всегда с такой радостью стремился Пушкин.
4) Силуэт Пушкина виден издали на фоне величественной колоннады Русского музея. 5) Он рисуется среди зелени сада, а с более близкого расстояния – на фоне неба, и это впечатление сильнее всего.
6) Гордо вскинута голова, обрамлённая вьющимися, точно слегка развеваемыми ветром волосами, правая рука поднята во вдохновенном порыве. 7) Кажется, он поднялся на пьедестал, чтобы обратиться к нам: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!»
(из газеты)
Ответы:
1. поставить
2. 1, 2, 3, 4
3. Давно – обстоятельство времени, в городе на Неве – обстоятельство места, возможно и в произведениях – обстоятельство места.
4. Его портреты, внешность поэта – несогласованные определения, посмертную маску, такой радостью – согласованные определения.