Презентация, доклад на тему Методическая разработка урока русского языка на тему: Лексико-фразеологические средства художественной выразительности

Содержание

Тема урока:Лексико-фразеологические средства художественной выразительности языка.Цель урока:Сформировать знание о лексико-фразеологических средствах художественной выразительности языка .Развивать речь, умение анализировать , образное мышление;Воспитывать чувство языка, совершенствовать навыки общения.

Слайд 1Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Луганской Народной Республики «Луганский художественно-промышленный колледж»
Методическая разработка
урока

русского языка на тему:
«Лексико-фразеологические средства художественной выразительности»
Выполнила преподаватель
русского языка
Минакова Елена Михайловна



Луганск
2015-2016уч. год
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Луганской Народной Республики «Луганский художественно-промышленный колледж»Методическая разработкаурока русского языка на

Слайд 2
Тема урока:
Лексико-фразеологические средства художественной выразительности языка.
Цель урока:
Сформировать знание о лексико-фразеологических средствах

художественной выразительности языка .
Развивать речь, умение анализировать , образное мышление;
Воспитывать чувство языка, совершенствовать навыки общения.
Тема урока:Лексико-фразеологические средства художественной выразительности языка.Цель урока:Сформировать знание о лексико-фразеологических средствах художественной выразительности языка .Развивать речь, умение

Слайд 3
Тип урока:
урок формирования новых знаний.

Форма урока:
урок - исследование

Методы урока:
наблюдение
Анализ
Интерактивные упражнения
Интерактивная

дидактическая игра
Тип урока:урок формирования новых знаний.Форма урока:урок - исследованиеМетоды урока: наблюдениеАнализИнтерактивные упражненияИнтерактивная дидактическая игра

Слайд 4
«Вначале было Слово, и Слово было – «Бог»
(Евангелие от Иоанна)
Как вы

понимаете это выражение?

«Встречают по одежке, а провожают по уму».
Что обозначает этот фразеологизм?

«Вначале было Слово, и Слово было – «Бог»(Евангелие от Иоанна)Как вы понимаете это выражение?«Встречают по одежке, а

Слайд 5Лексико-фразеологические средства художественной выразительности языка.
«Вслушайся! Вникни! Не позабудь!
У слова свой норов.

Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть,
Слово тебе сотворит добро».

С. Островой
«Первородство»
Лексико-фразеологические средства художественной выразительности языка. «Вслушайся! Вникни! Не позабудь!У слова свой норов. Свое нутро.И если ты в

Слайд 6Актуализация опорных знаний

Актуализация опорных знаний

Слайд 7Интерактивная дидактическая игра «Лото»
Учащиеся группы делятся на две команды, и по

очереди отвечают на вопросы.
(Цена правильного ответа равна 0,5 б.)
Суть упражнения – найти соответствие термина его значению.
Интерактивная дидактическая игра «Лото»Учащиеся группы делятся на две команды, и по очереди отвечают на вопросы.(Цена правильного ответа

Слайд 8
Слова, сходные, близкие по значению

Слова, сходные, близкие по значению

Слайд 9
Слова, противоположные по значению

Слова, противоположные по значению

Слайд 10
Слова, одинаковые по произношению и написанию, но разные по значению

Слова, одинаковые по произношению и написанию, но разные по значению

Слайд 11
Устаревшие слова, обозначающие существующие предметы, явления

Устаревшие слова, обозначающие существующие предметы, явления

Слайд 12
Слова, обозначающие ушедшие в прошлое понятие, явления

Слова, обозначающие ушедшие в прошлое понятие, явления

Слайд 13
Слова, появившиеся недавно, обозначающие новые понятия и явления

Слова, появившиеся недавно, обозначающие новые понятия и явления

Слайд 14
Многозначность слова

Многозначность слова

Слайд 15
Средства выразительности с помощью устойчивых выражений

Средства выразительности с помощью устойчивых выражений

Слайд 16
Слова, употребленные в переносном значении

Слова, употребленные в переносном значении

Слайд 17
Средство выразительности , основанное на сопоставлении

Средство выразительности , основанное на сопоставлении

Слайд 18Работа над темой урока:
Задание № 1 «Следопыт»
Вам было дано задание проанализировать

рассказ М. Шолохова «Судьба человека» и выписать из него фразеологизмы.
Для чего служат изобразительные средства языка?
Работа над темой урока:Задание № 1 «Следопыт»Вам было дано задание проанализировать рассказ М. Шолохова «Судьба человека» и

Слайд 19Изобразительные средства языка дают возможность выразить мысли, чувства, желания, любую информацию

и отношение к действительности, способствуют образному мышлению.

Задание № 2 «Иллюстратор»
(Учащиеся делятся на две группы, каждая команда получает раздаточный иллюстративный материал и литературную версию. Необходимо подобрать соответствие.)

Изобразительные средства языка дают возможность выразить мысли, чувства, желания, любую информацию и отношение к действительности, способствуют образному

Слайд 20Проверь результаты упражнения «Иллюстратор»

Проверь результаты        упражнения «Иллюстратор»

Слайд 21 «Жемчужные утра»

«Жемчужные  утра»

Слайд 22«Глаз цыганские фиалки»

«Глаз цыганские фиалки»

Слайд 23« С жемчужного плеча »

« С жемчужного плеча »

Слайд 24«Очи синие бездонные,
Цветут на
дальнем
берегу»

«Очи синие бездонные,Цветут на дальнем берегу»

Слайд 25 «Серые, карие, синие глазки, смешались как в поле цветы»

«Серые, карие, синие глазки,  смешались как в поле цветы»

Слайд 26« В ее глазах смеялись
васильки»

« В ее глазах смеялись васильки»

Слайд 27 «Глаза швыряются звёздной пургой»

«Глаза швыряются звёздной пургой»

Слайд 28« Вьюга очей »

« Вьюга  очей »

Слайд 29« Лишь однажды взглянула с усмешкой, как метелью лицо обмела»

« Лишь однажды взглянула с усмешкой, как метелью лицо обмела»

Слайд 30« Жемчужный почерк»

« Жемчужный почерк»

Слайд 31« Жемчужные капли»

« Жемчужные капли»

Слайд 32.
Писатель изображает события в развивающемся времени, движении, действии, а художник изображает

только застывший момент

У кого больше изобразительных возможностей у писателя или художника?

.Писатель изображает события в развивающемся времени, движении, действии, а художник изображает только застывший моментУ кого больше изобразительных

Слайд 33Задание № 3 «Слово может…»
Учащимся предлагается исследовать , что значит для

художника «слово» – инструмент или материал ?
(Наблюдение за текстом «Работа художника со словом» Н. Кончаловской, внучки Василия Сурикова .)
Задание № 3 «Слово может…»   Учащимся предлагается исследовать , что значит для художника «слово» –

Слайд 34 Упражнение « Слово может…»

Упражнение « Слово может…»

Слайд 35Глаза задумчиво уставились на отца. Оля слушает сказку

Глаза задумчиво уставились на отца. Оля слушает сказку

Слайд 36Оленька расплывается в довольной улыбке.

Оленька расплывается в довольной улыбке.

Слайд 37Лицо дочери становится серьезным.

Лицо дочери становится серьезным.

Слайд 38Оля испуганно смотрит на отца. Рот открыт, глазки вытращены.

Оля испуганно смотрит на отца. Рот открыт, глазки вытращены.

Слайд 39« А что дальше?» - спрашивает девочка осевшим от страха голосом.

« А что дальше?» - спрашивает девочка осевшим от страха голосом.

Слайд 40« Медве – дь!» – недовольно тянет дочь.

« Медве – дь!» – недовольно тянет дочь.

Слайд 41
«Ой! Боюсь,боюсь!...»
-вдруг кричит Оленька.
Ужас

на лице девочки.
«Ой!	Боюсь,боюсь!...»-вдруг кричит Оленька.Ужас на лице девочки.

Слайд 42Итог кропотливой работы - В.И. Суриков
« Утро стрелецкой казни»

Итог кропотливой работы - В.И. Суриков « Утро стрелецкой казни»

Слайд 43Какой вывод можно сделать из данного текста?
Слово для художника выполняет двоякую

роль - оно и инструмент, и материал творчества.
Какой вывод можно сделать из данного текста?Слово для художника выполняет двоякую роль - оно и инструмент, и

Слайд 44Вторичное осознание темы
(работа
в рабочих тетрадях)

Вторичное осознание темы  (работа в рабочих тетрадях)

Слайд 45Запомни!!!
Чтобы не делать лексических ошибок, надо больше читать, выяснять значение непонятных

слов с помощью толковых словарей.
Запомни!!!Чтобы не делать лексических ошибок, надо больше читать, выяснять значение непонятных слов с помощью толковых словарей.

Слайд 46Рефлексия Много лет тому назад, в одном городе жил один мудрец, который

все знал. Один человек решил доказать, что мудрец знает не всё. Спрятавши в ладони бабочку, он спросил у мудреца: «Какая бабочка у меня в ладонях, живая или мертвая?» А сам думает: «Скажет, что живая – умертвлю, скажет мертвая, то отпущу». Мудрец подумал и ответил: «Все в твоих руках».
Рефлексия  Много лет тому назад, в одном городе жил один мудрец, который все знал. Один человек

Слайд 47Обведите свою руку, каждый палец которой имеет свое определенное значение: Большой –

для меня было интересным и важным… Указательный – больше всего мне понравилось… Средний – мне было трудно(не понравилось)… Безымянный - моя оценка психологической атмосферы… Мизинец – для меня было недостаточно…


Обведите свою руку, каждый палец которой имеет свое определенное значение:   Большой – для меня было

Слайд 48Домашнее задание
Написать сочинение-миниатюру на свободную тему с использованием изобразительных средств языка.

Домашнее заданиеНаписать сочинение-миниатюру на свободную тему с использованием изобразительных средств языка.

Слайд 49Подведение итогов

Подведение итогов

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть