Слайд 1Методическая разработка раздела программы
Предлог
7 класс
Выполнила учитель
русского языка и литературы
Скачкова Татьяна Константиновна
Слайд 2 Методическая разработка раздела программы составлена в соответствии с «Программой по русскому
языку для общеобразовательных учреждений для 5-9 классов» ( Автор – составитель С.И.Львова), Москва, «Мнемозина», 2009 год и разделу учебника «Русский язык. 7 класс» для общеобразовательных учреждений в 3 частях ( авторы С.И.Львова, В.В.Львов), Москва, «Мнемозина», 2012 год.
Слайд 3Актуальность раздела
Выполнение тестовых упражнений при подготовке к ЕГЭ в 11 классе
показывает, что задания А-5 ( грамматические нормы), А-10 (правильная морфологическая характеристика слова), А-18 (правописание предлогов, союзов, частиц), В-2 (определение частей речи) вызывает затруднение у учащихся.
Слайд 4Цели раздела
Формирование умения опознавать, анализировать, классифицировать изученные языковые единицы, оценивать их
с точки зрения нормативности, правильности, точности и выразительности; овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи; совершенствование организационных умений, воспитание гражданственности и патриотизма, бережного отношения к языку и речи.
Слайд 5Задачи раздела
1. Опознавать по совокупности признаков непроизводные и производные предлоги, отличать
их от самостоятельных частей речи.
2. Уметь выполнять морфологический разбор предлога.
3. Употреблять предлоги с нужным падежом в зависимости от главного слова в словосочетании.
4. Правильно строить словосочетания с предлогами.
5. Употреблять предлоги в предложениях с однородными членами.
6. Использовать предлоги – синонимы с учетом их стилистической окраски в разных сферах и ситуациях речи
Слайд 6Ожидаемые результаты освоения раздела программы
В результате изучения раздела программы «Предлог» учащиеся
должны уметь:
Делать морфологический разбор предлога .
Узнавать и находить в тексте непроизводные предлоги .
Определять по совокупности признаков производные предлоги и отличать их от самостоятельных частей речи.
Писать непроизводные и производные предлоги в соответствии с орфографическими правилами.
Употреблять предлоги с нужным падежом в зависимости от главного слова словосочетания (отзыв о книге – рецензия на книгу).
Правильно строить словосочетания с предлогами благодаря, согласно, вопреки.
Пользоваться в деловом и разговорном стилях речи предлогами-синонимами .
Слайд 7
Методы обучения, используемые при изучении раздела «Предлог».
словесные методы
наглядные
методы
практические методы
индуктивные и дедуктивные
проблемно – поисковые
метод исследовательской деятельности.
Слайд 8
Формы и виды контроля знаний, умений и навыков учащихся 7 класса:
1. Тест;
2. Диктант (с грамматическим заданием, объяснительный, предупредительный, выборочный, графический, « Проверь себя», словарный, творческий, свободный);
3. Комплексный анализ текста;
4. Изложение с элементами сочинения-рассуждения, выборочное, сжатое, подробное;
5. Сочинение-описание по картине, на материале жизненного опыта; на морально-этическую тему;
6. Устное высказывание на лингвистическую тему.
Слайд 9Обобщающий урок по теме «Предлог»
Слайд 10Цель:
Систематизация и обобщение знаний по теме «Предлог»
Слайд 11Задачи:
Обучающие: систематизация полученных знаний по теме; совершенствование умения различать производные предлоги
и омонимичные части речи; закрепление орфографического умения правописания предлогов
Развивающие: развитие речи учащихся: формирование навыков употребления предлогов в речи; развитие умения учащихся строить высказывания на лингвистическую тему.
Воспитательные: воспитание интереса к родному языку и речевой культуре; способствование достижению успеха в деятельности каждого ученика.
Слайд 12Презентация «Предлог как часть речи»
Слайд 14
Предлог- служебная часть речи,
которая выражает зависимость
одних слов от других
слов в
словосочетании и предложении.
Предлоги не являются членами
предложения, но входят в состав
членов предложения.
Слайд 15 Связывая самостоятельные слова друг с
другом, предлоги выражают вместе
с
окончаниями самостоятельных слов различные
смысловые значения.
Например : предлоги в сочетаниях глагола с существительными могут передавать различные пространственные значения: положить в портфель, положить на портфель, положить у портфеля, положить под портфель.
Предлоги могут выражать и временные значения: приду после обеда, приду через час, приду перед ужином.
Предлоги передают те или другие значения не
сами по себе, а только вместе с окончаниями
самостоятельных слов.
Слайд 16По значению предлоги делятся на разряды:
Пространственные ( указывают на место): в,
на, из-за, под, около, вокруг, у, к, над…
Временные ( указывают на время): через, к, до, с, перед, в течение…
Причинные ( указывают на причину): по, от, в следствие, из-за, за, ввиду…
Целевые (указывают на цель): для, ради, на…
Образа действия (указывают на образ действия): с, без, в, по…
Дополнительные ( указывают на предмет, на который направлено действие): о, об, про, с, по, насчет…
Один и тот же предлог может выражать разные значения.
Слайд 17По происхождению предлоги делятся на группы:
Непроизводные – это предлоги, не образованные
из самостоятельных частей речи.
Например: без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, об, от, по, под, пред, при, с, у, через.
Многие непроизводные предлоги могут употребляться с разными падежами.
Производные - образуются путем перехода самостоятельных частей речи в служебную, утрачивая при этом своё лексическое значение и морфологические признаки.
Например: вокруг, путём, в продолжение, в течение, благодаря.
Производные предлоги обычно используются с одним каким- либо падежом.
Слайд 18Простые и составные предлоги:
Простые – это предлоги, которые состоят из одного
слова.
Например: к, у, около, вблизи, из-за, на, от, после.
Составные – это предлоги, которые состоят из двух (реже трёх) слов.
Например: в течение, в счет, в связи, несмотря на, вдоль по.
Слайд 20Употребление предлогов:
Предлоги бывают однозначными и многозначными.
Однозначные - это предлоги, которые могут
употребляться только с одним падежом.
Обычно это производные предлоги.
Например: предлоги благодаря, наперекор, вопреки употребляются только с дательным падежом (благодаря мужеству).
Многозначные - это предлоги, которые могут употребляться с несколькими падежами.
Например: предлог под употребляется с винительным падежом, обозначая направление ( ехать под Москву); состояние (взять под контроль); время (прийти под вечер); причину (провисать под тяжестью)…
Слайд 21Правописание предлогов:
Пишутся слитно производные предлоги: вследствие, ввиду, насчёт, вместе, наподобие…
Пишутся раздельно
производные предлоги: в течение, в продолжение, по причине, в целях, со стороны…
В предлогах в течение, в продолжение, вследствие на конце пишется е (в течение урока, вследствие болезни…).
Слайд 22Умей различать: в течении(е), в продолжении(е)?
В именах существительных пишутся падежные окончания.
В
предлогах, образованных от имени существительных, на конце пишется е.
Слайд 23Различение омонимичных частей речи
Слайд 24Задания по культуре речи.
Определите, в каком падеже нужно
поставить существительные. Запишите недостающие окончания у существительных:Успели на поезд вопреки опоздани… самолета, авария предотвращена благодаря бдительност.. водителя; благодаря хорош… уход.., ребенок скоро выздоровел; вопреки решени… суда, согласно план… строительства, вопреки просьб… учителя.
Слайд 25Карта для самопроверки
Успели на поезд вопреки опозданию самолета; авария предотвращена
благодаря бдительности водителя; благодаря хорошему уходу, ребенок скоро выздоровел; вопреки решению суда, согласно плану строительства, вопреки просьбе учителя.
Слайд 26
Найдите ошибки в употреблении предлогов и падежей. Исправьте их:
Оплатить за билет,
уверенность в победу, беспокоиться за младшего брата, отзыв на стихотворение, указать о недостатках, таблетки для головной боли.
Слайд 27Карта для самопроверки.
Заплатить за билет. Уверенность в победе. Беспокоиться о младшем
брате. Отзыв о стихотворении. Указать на недостатки. Таблетки от головной боли.
Слайд 28Используя предлоги на-с и в-из, составьте словосочетание
С глаголами поехать и приехать
и существительными Белоруссия, , Крым, Кавказ, Урал, Сибирь, Дальний Восток, Алтай, Карпаты, Балканы
Слайд 29Карта для самопроверки
Поехать в Белоруссию - приехать из Белоруссии, поехать
в Крым - приехать из Крыма, поехать на Кавказ - приехать с Кавказа, поехать на Урал - приехать с Урала, поехать в Сибирь - приехать из Сибири, поехать на Дальний Восток - приехать с Дальнего Востока, поехать на Алтай - приехать с Алтая, поехать в Карпаты - приехать из Карпат, поехать на Балканы - приехать с Балкан.
Слайд 30Подведение итогов урока
Узнал новое…
Научился…
Самым трудным на уроке
было…
Самым интересным на уроке было…
Цель, которую поставили в начале урока, достигли таким путем…
Слайд 31Результаты контрольной работы по теме «Предлог»
«5» - 16%
«4» - 64%
«3» - 20%