Слайд 1Тема:
«Работа с текстом на уроках
русского языка и литературы»
Своей целью считаю максимальное сближение уроков русского языка и литературы. Существующие учебники предлагают осваивать программный материал преимущественно в опоре на тексты общественно-публицистического характера, на художественные произведения XIX века. Я же стараюсь на уроках русского языка привлекать литературный материал, который ребята изучают параллельно.
Установка на целостное изучение текста как комплексного филологического явления, освоение изобразительно-выразительных возможностей художественного слова позволяет в максимальной степени сблизить уроки русского языка и литературы.
Слайд 2Фрагмент урока в 8 классе
На одном из этапов урока, можно на
этапе рефлексии, даётся работа с текстом. Например, фрагмент из рассказа Максима Горького «Челкаш».
Слайд 3Он вор любил море. Его кипучая нервная натура, жадная на впеч…тления,
никогда не пр…сыщалась соз…рцанием этой тёмной широты бе…крайной свободной и мощной… Сидя на корме он резал рулём воду и смотрел вперёд спокойно полный желания ехать долго по этой барх…тной глади.
На море в нём всегда подн…малось широкое тёплое чувство охватывая всю его душу оно (не)много очищало её от житейской скверны. Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут среди воды и воздуха где думы о жизни и сама жизнь теряют – первые – остроту, вторые – цену. По ночам над морем плавно носится мягкий шум его сонного дыхания этот необ…ятный звук вливает в душу человека спокойствие и, ласково укрощая её злые порывы родит в ней могучие мечты...
Слайд 4Вопросы и задания
Какие черты характера героя проявляются в эпизоде?
Охарактеризуйте текст с
точки зрения метафорического наполнения, образности, стилистических особенностей.
Объясните расстановку знаков препинания.
Вставьте пропущенные буквы.
Определите стиль и тип речи.
Сделать указанные виды разбора.
Слайд 5«Легко ли быть писателем?»
Найди словечко!
-Голубчик!.. Спаси Христос тебя! Ведь это теперь
у меня что?.. я теперь богач!.. - _______ Гаврила в восторге, ______ и пряча деньги за пазуху. – Эх ты, милый!.. Вовек тебя _______!.. Никогда!.. И жене, и детям закажу – молитесь!
Челкаш слушал его радостные _______, смотрел на сиявшее, _________ восторгом жадности лицо и чувствовал, что он – вор, ________, оторванный от всего родного, - никогда не будет таким жадным, _________, не помнящим себя. И эта мысль и ощущение наполняя его сознанием своей _________, удерживали его около Гаврилы на _________ морском берегу.
Слайд 6-Голубчик!.. Спаси Христос тебя! Ведь это теперь у меня что?.. я
теперь богач!.. - визжал Гаврила в восторге, вздрагивая и пряча деньги за пазуху. – Эх ты, милый!.. Вовек тебя не забуду!.. Никогда!.. И жене, и детям закажу – молитесь!
Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее, искажённое восторгом жадности лицо и чувствовал, что он – вор, гуляка, оторванный от всего родного, - никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя. И эта мысль и ощущение наполняя его сознанием своей свободой, удерживали его около Гаврилы на пустынном морском берегу.
Слайд 7Вопросы и задания
На чьей стороне, по вашему мнению, симпатия автора?
Как в
этой связи характеризуют героев выделенные слова?
Нарисуйте схемы предложений с прямой речью, разорванной словам автора.
Слайд 8Французская мастерская письма. Технология «Демарш».
Основное назначение мастерской письма – обогатить образование,
дать возможность проявиться творческим способностям учащихся.
Главное в технологии – работа над словом. «Демарш» – составление текстов на основе ассоциаций.
Слайд 9Индуктор
Я люблю замирание эха
После бешеной тройки в лесу,
За сверканьем задорного смеха
Я
истомы люблю полосу.
И. Анненский.
Какие слова-ассоциации возникают в вашем сознании? (3 – 4 минуты).
Я люблю…
Слайд 11Технология развивает:
Образное мышление;
Навыки в организации своих мыслей;
Чувство стиля;
Креативность;
Достигать более высоких
показателей в основной учёбе.