Презентация, доклад на тему Методическая разработка по теме : Способы сжатия текста.Подготовка к написанию сжатого изложения.

Содержание

Виды изложенийподробноесжатоеМаксимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением его композиционной и языковой особенностейКраткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности

Слайд 1СЖАТИЕ ТЕКСТА
Урок русского языка в 9 классе

СЖАТИЕ ТЕКСТАУрок русского языка в 9 классе

Слайд 2Виды изложений
подробное
сжатое
Максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением его композиционной и

языковой особенностей

Краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности

Виды изложенийподробноесжатоеМаксимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением его композиционной и языковой особенностейКраткое изложение исходного текста с

Слайд 3
исключение
обобщение
замена







Приёмы сжатия текста

исключениеобобщениезамена

Слайд 4Исключение
При исключении необходимо:
Выделить главное (существенное) и детали (подробности);
Объединить существенное;
Составить новый текст.
Примеры

исключения при языковом сжатии текста:

ИсключениеПри исключении необходимо:Выделить главное (существенное) и детали (подробности);Объединить существенное;Составить новый текст.Примеры исключения при языковом сжатии текста:

Слайд 5Исключение

Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре,

в земле, в кресле, в доме, в марте, тебе самом.
(22 слова)


ИсключениеСказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме,

Слайд 6Исключение


Сказка живет везде, во всем.
(5 слов)

ИсключениеСказка живет везде, во всем. (5 слов)

Слайд 7Исключение
Исключаем:
однородные члены предложения;
повторы;
однотипные примеры;
риторические вопросы, восклицания;
цитаты;
различные детали (не влияющие на ход

мысли);
вводные слова;
пояснения;
рассуждения;
описания.

ИсключениеИсключаем:однородные члены предложения;повторы;однотипные примеры;риторические вопросы, восклицания;цитаты;различные детали (не влияющие на ход мысли);вводные слова;пояснения;рассуждения;описания.

Слайд 8Исключение
Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто

не мог распознать в нём русского.
ИсключениеОн знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.

Слайд 9Исключение


Он знал разные языки, и никто не мог распознать в

нём русского.
Исключение Он знал разные языки, и никто не мог распознать в нём русского.

Слайд 10Обобщение или объединение
Необходимо:
найти мелкие, единичные факты;
найти в них общее;
объединить факты (на

основе общего);
записать текст.
Примеры
Обобщение или объединениеНеобходимо:найти мелкие, единичные факты;найти в них общее;объединить факты (на основе общего);записать текст.Примеры

Слайд 11Обобщение или объединение
Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они

смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого.
(30 слов)
Обобщение или объединениеСказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в

Слайд 12Обобщение или объединение


Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды
(7 слов).

Обобщение или объединениеСказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды (7 слов).

Слайд 13Обобщение или объединение
Обобщаем:
ряд предложений, объединенный одной мыслью;
частей предложений;
конкретных единичных фактов, событий,

явлений;
неполных предложений
Обобщение или объединениеОбобщаем:ряд предложений, объединенный одной мыслью;частей предложений;конкретных единичных фактов, событий, явлений;неполных предложений

Слайд 14Обобщение или объединение
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то предпочитает перечитывать

любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. А основное занятие подростков – спортивные игры и соревнования.
Обобщение или объединениеЖители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то предпочитает перечитывать любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то

Слайд 15Обобщение или объединение


Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости

от вкусов и привычек.
Обобщение или объединение Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.

Слайд 16Замена
Необходимо:
Найти слова, части предложения, которые можно заменить обобщающим словом, простым предложением.
Записать

текст.
Примеры
ЗаменаНеобходимо:Найти слова, части предложения, которые можно заменить обобщающим словом, простым предложением.Записать текст.Примеры

Слайд 17Замена

Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не

очень.
(12 слов)
ЗаменаСказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень. (12 слов)

Слайд 18Замена

Сказки любят все.
(3 слова)

Замена Сказки любят все.(3 слова)

Слайд 19Замена
Заменяем:
однородные члены обобщающим словом;
сложное предложение – простым;
части предложений или ряда предложений

общим понятием или выражением;
прямой речи – косвенной;
части текста одним предложением и т.д.
ЗаменаЗаменяем:однородные члены обобщающим словом;сложное предложение – простым;части предложений или ряда предложений общим понятием или выражением;прямой речи –

Слайд 20Замена

Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим

клиентам туры по всем континентам и странам.
Замена Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и

Слайд 21Замена

Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.

ЗаменаНебольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.

Слайд 22Рекомендации
1) Необходимо сначала осмыслить (прочитанный/услышанный вами исходный текст).
2) Обязательно прочтите то,

что у вас получилось после сжатия.
Не исказили ли вы текст? Все ли в порядке?
Рекомендации1) Необходимо сначала осмыслить (прочитанный/услышанный вами исходный текст).2) Обязательно прочтите то, что у вас получилось после сжатия.

Слайд 23Нельзя удалять!

Авторский тезис
Аргументы автора, используемые для доказательств
Вывод автора

Нельзя удалять! Авторский тезис Аргументы автора, используемые для доказательств Вывод автора

Слайд 24Косцы
1 .Мы шли по большой дороге, а они косили в молодом

берёзовом лесу поблизости от неё — и пели.
2.Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой мы все жили в то время, не вернётся уже  вовеки.
З.Они косили и пели, и весь берёзовый лес, ещё не утративший густоты и свежести, ещё полный цветов и запахов, звучно откликался им.
4.Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. 5.Было предвечернее время июньского дня. 6.Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль. 7. Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые лёгкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах. 8.Стадо овец серело впереди, старик-пастух с подпаском сидел на меже, навивая кнут... 9. Казалось, что нет, да никогда и не было, ни времени, ни деления его на века, на годы в этой забытой — или благословенной — богом стране.  10.И они шли и пели среди её вечной полевой тишины, простоты и первобытности с какой-то былинной свободой и беззаветностью.  11.И берёзовый лес принимал и подхватывал их песню так же свободно и вольно, как они пели.
( По И.А. Бунину)
 (199 слова)

Косцы1 .Мы шли по большой дороге, а они косили в молодом берёзовом лесу поблизости от неё —

Слайд 251.Мы шли по [большой] дороге, а они косили в [молодом] берёзовом

лесу [поблизости от неё] — и пели.


1 .Мы шли по большой дороге, а они косили в молодом берёзовом лесу поблизости от неё — и пели.

1.Мы шли по [большой] дороге, а они косили в [молодом] берёзовом лесу [поблизости от неё] — и

Слайд 262.Это было давно, [это было бесконечно давно, потому что та жизнь,

которой мы все жили в то время, не вернётся уже вовеки.]

2.Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой мы все жили в то время, не вернётся уже  вовеки.

2.Это было давно, [это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой мы все жили в то

Слайд 273.Они косили и пели, и [весь] берёзовый лес, [ещё не утративший

густоты и свежести, ещё полный цветов и запахов, звучно] откликался им.

cЗ.Они косили и пели, и весь берёзовый лес, ещё не утративший густоты и свежести, ещё полный цветов и запахов, звучно откликался им.

3.Они косили и пели, и [весь] берёзовый лес, [ещё не утративший густоты и свежести, ещё полный цветов

Слайд 284.Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России.
4.Кругом нас были

поля, [глушь серединной, исконной России.]
4.Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. 4.Кругом нас были поля, [глушь серединной, исконной России.]

Слайд 295. Было предвечернее время июньского дня.

[5. Было предвечернее время июньского

дня.]
5. Было предвечернее время июньского дня. [5. Было предвечернее время июньского дня.]

Слайд 30 6.Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами

давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль.

6.Старая большая дорога, [заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов], уходила перед нами в бесконечную русскую даль.

6.Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов,

Слайд 317. Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые лёгкие облака,

смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату,где небо уже золотилось, великие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах.

7. Солнце склонялось на запад, [стало заходить в красивые лёгкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату,] где небо уже золотилось, [великие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах.]

7. Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые лёгкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей

Слайд 32 [8.Стадо овец серело впереди, старик-пастух с подпаском сидел на меже,

навивая кнут...]

8.Стадо овец серело впереди, старик-пастух с подпаском сидел на меже, навивая кнут...

[8.Стадо овец серело впереди, старик-пастух с подпаском сидел на меже, навивая кнут...] 8.Стадо овец серело впереди,

Слайд 33 9. Казалось, что нет, [да никогда и не

было, ни] времени, [ни деления его на века, на годы] в этой забытой — или благословенной — богом стране.

9. Казалось, что нет, да никогда и не было, ни времени, ни деления его на века, на годы в этой забытой — или благословенной — богом стране.

9. Казалось, что нет, [да никогда и не было, ни] времени, [ни деления его

Слайд 3410.И они шли и пели среди её вечной полевой тишины, [простоты

и первобытности] с какой-то былинной свободой [и беззаветностью.]

10.И они шли и пели среди её вечной полевой тишины, простоты и первобытности с какой-то былинной свободой и беззаветностью.

10.И они шли и пели среди её вечной полевой тишины, [простоты и первобытности] с какой-то былинной свободой

Слайд 35 11. И берёзовый лес [принимал и] подхватывал их песню так

же [свободно и] вольно, [как они пели.]

11. И берёзовый лес принимал и подхватывал их песню так же свободно и вольно, как они пели.

11. И берёзовый лес [принимал и] подхватывал их песню так же [свободно и] вольно, [как они

Слайд 36Образец сжатого изложения:
Мы шли по большой дороге, а они косили в

берёзовом лесу — и пели.
Это было давно.
Они косили и пели, и весь берёзовый лес откликался им.
Кругом нас были поля. Старая большая дорога уходила перед нами в бесконечную русскую даль. Солнце склонялось на запад, где небо уже золотилось. Казалось, что нет времени в этой забытой — или благословенной — богом стране. И они шли и пели среди её вечной полевой тишины с какой-то былинной свободой. И берёзовый лес подхватывал их песню так же вольно.
(По И.А. Бунину) (82 слова)


Образец сжатого изложения:Мы шли по большой дороге, а они косили в берёзовом лесу — и пели.Это было

Слайд 37Домашнее задание.

Произвести сжатие текста №2.

Домашнее задание. Произвести сжатие текста №2.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть