Презентация, доклад на тему Местоимение как часть речи.

Содержание

Местоимение как часть речи.

Слайд 1Известный ученый лингвист Александр Реформатский писал:
«По совокупности признаков своего грамматического

и общеязыкового поведения эти слова выделяются в особый класс слов-заместителей, которые, как «запасные игроки» на футболе или дублеры в театре, выходят на поле или сцену, когда нужно «освободить от игры» знаменательное слово».

Известный ученый лингвист Александр Реформатский писал: «По совокупности признаков своего грамматического и общеязыкового поведения эти слова выделяются

Слайд 2Местоимение как часть речи.

Местоимение как часть речи.

Слайд 4На заре ты ее не буди...
На заре ты ее не буди,
На

заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.
И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.
А вчера у окна ввечеру
Долго-долго сидела она

И следила по тучам игру,
Что, скользя, затевала луна.
И чем ярче играла луна,
И чем громче свистал соловей,
Все бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней.
Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты ее, не буди...
На заре она сладко так спит!

Какие местоимения употребляет поэт?

На заре ты ее не буди...На заре ты ее не буди,На заре она сладко так спит;Утро дышит

Слайд 5На заре ты ее не буди...
На заре ты ее не буди,
На

заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.
И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.
А вчера у окна ввечеру
Долго-долго сидела она

И следила по тучам игру,
Что, скользя, затевала луна.
И чем ярче играла луна,
И чем громче свистал соловей,
Все бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней.
Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты ее, не буди...
На заре она сладко так спит!

На заре ты ее не буди...На заре ты ее не буди,На заре она сладко так спит;Утро дышит

Слайд 10ЗАДАНИЕ. Работа в паре. Запишите номера пословиц, ориентируясь на количество местоимений

в каждой из них. Принцип записи: от большего количества местоимений в предложении к меньшему.
1.Чем богаты, тем и рады.
2.Сам не научишься, никто не научит.
3.Тот не ошибается, кто ничего не делает.
4.Сын у меня мой, а ум у него свой.
5.Худо тому, кто добра не делает никому.
6.Храни себя от бед, пока их нет.
7.На каждый роток не накинешь платок.
8.Скажи мне, кто твой друг, а я скажу, кто ты.
9.От иной похвалы хоть в землю уйти.
10.Моя хата с краю, ничего не знаю.
11.Все хорошо, что хорошо кончается.
12.Всякому овощу свое время.
Местоимения каких разрядов в этих пословицах отсутствуют?


ЗАДАНИЕ. Работа в паре. Запишите номера пословиц, ориентируясь на количество местоимений в каждой из них. Принцип записи:

Слайд 11КЛЮЧ:
1. В 8-ом предложении шесть местоимений; в 4-ом – четыре; в

3-ем и в 5-ом по три; в 1-ом, 2-ом, 6-ом, 10-ом, 11-ом, 12-ом; в 7-ом, 9-ом.
Ответ должен выглядеть следующим образом:
8, 4, 3, 5, 1, 2, 6, 10, 11, 12, 7, 9
2. Местоимения каких разрядов в этих пословицах отсутствовали?
В этих пословицах не встретилось ни одного неопределенного местоимения.
Работа по карточке
КЛЮЧ:1. В 8-ом предложении шесть местоимений; в 4-ом – четыре; в 3-ем и в 5-ом по три;

Слайд 12Упр.232(устно)
Супплетивные формы — это формы одного слова, образованные от разных корней.

 
Местоимение богато на супплетивные формы, что характерно многим языкам индоевропейской группы.
Понаблюдаем за парадигмой личных местоимений «я», «он», «она»: 
и.п. кто? я, он, она
р.п. зову кого? меня, его, её
д.п. радуюсь кому? мне, ему, ей
в.п. вижу кого? меня, его, её
т.п. восхищен кем? мной, им, ею
п.п. расскажу о ком? обо мне, о нём, о ней 
Упр.232(устно)Супплетивные формы — это формы одного слова, образованные от разных корней.  Местоимение богато на супплетивные формы, что

Слайд 13ЗАДАНИЕ 2. Выписать из отрывков стихотворений А.Фета и Ф.Тютчева все личные местоимения

и определить грамматические признаки каждого из них.

1вариант.
Я тебе ничего не скажу, Я тебя не встревожу ничуть, И о том, что я молча твержу, Не решусь ни за что намекнуть. А. Фет

Почему в строфе из стихотворения А. Фета, состоящей всего из четырех строк, три раза встречается личное местоимение «я»?

2 вариант.
Весь день она лежала в забытьи, И всю ее уж тени покрывали. Шел теплый дождь – его струи По листьям весело стучали. Ф. Тютчев

Почему, выполняя задание, вы не выписали местоимение «его»?

ЗАДАНИЕ 2. Выписать из отрывков стихотворений А.Фета и Ф.Тютчева все личные местоимения и определить грамматические признаки каждого из

Слайд 14ЗАДАНИЕ(устно) Укажите предложения, в которых есть ошибки в образовании форм местоимений или

неправильно употреблены местоимения
У их отличная квартира в новом доме.
Нужно: у них.
Я поздравил друга с успешной защитой своей дипломной работы.
Нужно: его дипломной работы.
Я скучаю по Вам.
Нужно: по Вас.
Мы ничего не знали о этой истории.
Нужно: об этой истории
ЗАДАНИЕ(устно) Укажите предложения, в которых есть ошибки в образовании форм местоимений или неправильно употреблены местоименияУ их отличная квартира

Слайд 15Ихний ребенок плохо воспитан.
Нужно: Их ребенок.
Во сколько метров от школы

находится стадион?
Нужно: В скольких метрах от школы.
Мы решили зайти к ему в гости.
Нужно: к нему.
Своя будущая профессия мне очень нравится.
Нужно: Моя будущая профессия.
Вокруг них разгорелся спор.
Здесь форма местоимения «них» употреблена правильно.

Ихний ребенок плохо воспитан. Нужно: Их ребенок.Во сколько метров от школы находится стадион? Нужно: В скольких метрах

Слайд 16Запомните:
После некоторых глаголов, обозначающих чувства и переживания (тосковать, горевать, скучать, плакать,

тужить и др.), личные местоимения 1-ого и 2-ого лица с предлогом «по» употребляются в предложном падеже: тоскуют по Вас; скучают по нас.
Притяжательного местоимения ихний в литературном языке нет!

Запомните:После некоторых глаголов, обозначающих чувства и переживания (тосковать, горевать, скучать, плакать, тужить и др.), личные местоимения 1-ого

Слайд 17Из рассыпанных предложений составьте текст.
Определите тему и сформулируйте проблему

текста.
Из рассыпанных предложений составьте текст. Определите  тему и сформулируйте проблему текста.

Слайд 18Ранней весной я уехал за границу и провел там месяца четыре.
 

Вспомнил Натали - и подумал: да, та любовь "до гроба", которую насмешливо предрекала мне Соня, существует; только я уже привык к ней, как привыкает кто-нибудь с годами к тому, что у него отрезали, например, руку или ногу...
  Она встретила меня на крыльце, - сзади нее светила лампой горничная, - и с полуулыбкой протянула мне обе руки:
 - Я страшно рада!
  Возвращаясь в конце июня через Москву домой, думал так: проживу осень в деревне, а на зиму опять куда-нибудь уеду.
  И, сидя на вокзале в Туле в ожидании пересадки, вдруг послал телеграмму: "Еду из Москвы мимо вас, буду на вашей станции в девять вечера, позвольте заехать, узнать, как вы поживаете".
  По дороге из Москвы в Тулу спокойно грустил: вот опять я дома, а зачем?

Ранней весной я уехал за границу и провел там месяца четыре.  Вспомнил Натали - и подумал: да,

Слайд 191Ранней весной я уехал за границу и провел там месяца четыре.

2Возвращаясь в конце июня через Москву домой, думал так: проживу осень в деревне, а на зиму опять куда-нибудь уеду.
3 По дороге из Москвы в Тулу спокойно грустил: вот опять я дома, а зачем? 4 Вспомнил Натали - и подумал: да, та любовь "до гроба", которую насмешливо предрекала мне Соня, существует; только я уже привык к ней, как привыкает кто-нибудь с годами к тому, что у него отрезали, например, руку или ногу...
5 И, сидя на вокзале в Туле в ожидании пересадки, вдруг послал телеграмму: "Еду из Москвы мимо вас, буду на вашей станции в девять вечера, позвольте заехать, узнать, как вы поживаете".  6 Она встретила меня на крыльце, - сзади нее светила лампой горничная, - и с полуулыбкой протянула мне обе руки:
 - Я страшно рада!
 Тема ?
как найти свой путь в жизни, чтобы быть счастливым
Проблема текста?
В центре внимания автора проблема правильности выбора жизненного пути


1Ранней весной я уехал за границу и провел там месяца четыре. 2Возвращаясь в конце июня через Москву

Слайд 20Стр.155-156 изучите
1.На месте какой цифры пишется НИ?
Она (1) перед кем (2)

когда (3) открывает сокровенных движений сердца, (4) кому(5)поверяет душу.
1) 2, 3, 4, 5
2) 3, 4, 5
3) 2, 3, 5
4) 1, 2, 4
4) 1, 2, 4
Предложение запишите, объясните.

Стр.155-156 изучите1.На месте какой цифры пишется НИ?Она (1) перед кем (2) когда (3) открывает сокровенных движений сердца,

Слайд 211.      В каком варианте пишется буква Е?
1)      н... кто не знает
2)     

н.. за что на свете
3)      н... чего раздумывать
4)      н.. до чего нет дела
3
2.      В каком варианте пишется буква И?
1)      н... кому остаться дома
2)      н... за что не скажу
3)      н... у кого попросить денег
4)      н...которые люди
2


1.      В каком варианте пишется буква Е?1)      н... кто не знает2)      н.. за что на свете3)      н...

Слайд 23ВСУЕ - нареч. вскую церк. напрасно, без причины, надобности, пользы, попусту,

от стар. суй, пустой, глумный, глупый

Домашнее задание
Упр238 морфолог.разбор,239
233(устно)Гафаров
ВСУЕ - нареч. вскую церк. напрасно, без причины, надобности, пользы, попусту, от стар. суй, пустой, глумный, глупыйДомашнее

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть