Презентация, доклад на тему Мечта разыскивает путь (По феерии А.С.Грина Алые паруса). Вопросы любви, добра, человечности в повести.

Содержание

«В ожидании чуда…» (По феерии А.С.Грина «Алые паруса»). Тренируйте воображение И лелейте мечты.

Слайд 1
Урок литературы в 8 классе

Учитель Малькова Елена Владимировна



г. Дмитров
2014 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЧЕРНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Урок литературы в 8 классе       Учитель Малькова Елена Владимировна					г. Дмитров					 2014

Слайд 2«В ожидании чуда…» (По феерии А.С.Грина «Алые паруса»).








Тренируйте воображение
И лелейте мечты. А.Грин




ТЕМА УРОКА:

«В ожидании чуда…» (По феерии А.С.Грина «Алые паруса»).

Слайд 3Образовательная:
способствовать формированию интереса к чтению произведений А.С.Грина, формировать

умение анализировать прочитанное произведение, обучать анализу текста, отрабатывать умение выделять в тексте главное, формулировать ответы на поставленные вопросы .

Развивающая:
совершенствовать навык выразительного и художественного чтения прозаического текста; развивать умение составлять монологическое высказывание.

Воспитывающая:
воспитывать интерес к художественному слову, нравственные качества: любовь к ближнему, добру и красоте, веру в мечту

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательная:  способствовать формированию интереса к чтению произведений А.С.Грина, формировать умение анализировать прочитанное произведение, обучать анализу текста,

Слайд 4Технологии: дифференцированное обучение, ИКТ, технология развития критического мышления, игровые технологии.

Материалы и

оборудование:
тексты повести А.С.Грина«Алые паруса»;
тетради по литературе;
аудиозапись песни «Алые паруса»;
ТСО: персональный компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку; раздаточный материал: кроссворд; портрет А.С. Грина; плакат с изображением корабля;
выставка иллюстраций к произведению.
Технологии: дифференцированное обучение, ИКТ, технология развития критического мышления, игровые технологии.Материалы и оборудование:тексты повести А.С.Грина«Алые паруса»;тетради по литературе;аудиозапись

Слайд 5Нет сказок, причудливее жизни.

Г.Х. Андерсен
Нет сказок, причудливее жизни.

Слайд 6Методы работы: метод творческого чтения, эвристический.
Опережающее индивидуальное задание:
задание по группам:

1 группа - составить литературный портрет Ассоль (девочки);
2 группа - составить литературный портрет Артура Грея (мальчики).
Как сделать чудо своими руками?
Проблемные вопросы
- Зачем человеку мечта?
- Как достичь своей мечты?
- Почему не все мечты сбываются ?
Учебные вопросы
Методы работы: метод творческого чтения, эвристический.Опережающее индивидуальное задание:задание по группам:      1 группа

Слайд 7 I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (0,5 МИН.) ЦЕЛЬ: ВКЛЮЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ЛИЧНОСТНО

- ЗНАЧИМОМ УРОВНЕ.

Деятельность учителя


Доброжелательное приветственное слово учителя.

Проверка учителем готовности обучающихся к уроку, наличия учебных принадлежностей, текста повести «Алые паруса», рабочей тетради и раздаточного материала.


Деятельность учеников


У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

Включение учащихся в деятельность.
Проверка готовности рабочего места

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (0,5 МИН.)  ЦЕЛЬ: ВКЛЮЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ЛИЧНОСТНО - ЗНАЧИМОМ

Слайд 8II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ (3,5 МИН.) ЦЕЛЬ: АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА, НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ

УСВОЕНИЯ НОВОГО.

Деятельность учителя


-Ребята, на прошлом уроке мы с вами
познакомились с повестью А.С. Грина «Алые
паруса» и начали анализировать это
произведения. А сейчас мы с вами проверим
знание текста, над которым будем работать на
уроке, разгадав кроссворд.(Кроссворд,
приложение 1)








Деятельность учеников

Весь класс работает самостоятельно. Запись в
рабочих листах.













Учащиеся обмениваются работами для
взаимопроверки, сверяют ответы с решением на
слайде. Оценивают работы друг друга.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ (3,5 МИН.) ЦЕЛЬ: АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА, НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ УСВОЕНИЯ НОВОГО. Деятельность учителя-Ребята, на

Слайд 9III. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА (1 МИН.) ЦЕЛЬ: ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.
Деятельность

учителя

Сегодня на уроке мы продолжим работу над повестью А.Грина «Алые паруса», обратимся к образу Ассоль и Грея и подумаем над вопросом: способен ли человек совершать чудеса своими руками?
Ребята, внимательно посмотрите на тему урока и попробуйте сформулировать задачи, которые вам придётся решать в течение урока.

-А эпиграфом к уроку являются слова А.Грина Тренируйте воображение и лелейте мечты
Постарайтесь не забыть об этих словах в течение нашего урока, мы обязательно к ним вернёмся в конце урока.

Деятельность учеников

Учащиеся записывают дату и тему урока в тетрадь.



-Определить, почему повесть называется «Алые паруса», что такое чудо, надо ли верить в чудеса.


Учащиеся записывают эпиграф.


III. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА (1 МИН.)  ЦЕЛЬ: ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.Деятельность учителяСегодня на уроке мы

Слайд 10IV. ВВОДНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ (1,5 МИН.) ЦЕЛЬ: ПОМОЧЬ ВЫЯВЛЕНИЮ ЧУВСТВА, КОТОРОЕ ВОЗНИКЛО

ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ

Деятельность учителя


Александра Грина называли «последним
романтиком». Его романтизм - это способность
творить чудеса своими руками, это вера в мечту,
в свои алые паруса, это умение любить. «Алые
паруса» - любимая книга множества юных
мечтателей.
-Какие ваши впечатления от прочтения книги?
-Да, эта повесть о мечте, о людях красивых и
необычных, отличающихся особой душевной
организацией. Повесть эта напоминает сказку,
герои которой живут, творя добро.

Деятельность учеников





Учащиеся делятся своими впечатлениями

IV. ВВОДНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ (1,5 МИН.)  ЦЕЛЬ: ПОМОЧЬ ВЫЯВЛЕНИЮ ЧУВСТВА, КОТОРОЕ ВОЗНИКЛО ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯДеятельность учителя

Слайд 11VI. АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА (3,5МИН.) ЦЕЛЬ: ПОМОЧЬ УЧАЩИМСЯ ОПРЕДЕЛИТЬ ТЕМУ, ИДЕЮ И

СПЕЦИФИКУ ЖАНРА ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

Деятельность учителя


-О чём эта повесть?
-Какова тема, идея произведения?(См. эпиграф).
-Сам автор определил жанр своего произведения
как феерия. Что же такое феерия? (приложение 2)
-Как через кластер отразить содержание текста?

Деятельность учеников


Ответы учащихся.( О том, что надо уметь
мечтать и стремиться к мечте).
Тема: секрет человеческого счастья. Идея: в порыве к счастью человек способен своими руками совершать чудеса.)

Учащиеся читают толкование слова «феерия» на листах, помещенных на доске.
Учащиеся отмечают, что по отношению к феерии подходит толкование : феерия –волшебное сказочное зрелище.
Учащиеся составляют кластер

VI. АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА (3,5МИН.)  ЦЕЛЬ: ПОМОЧЬ УЧАЩИМСЯ ОПРЕДЕЛИТЬ ТЕМУ, ИДЕЮ И СПЕЦИФИКУ ЖАНРА ПРОИЗВЕДЕНИЯ.Деятельность учителя-О чём

Слайд 12




феерия

КЛАСТЕР «АЛЫЕ ПАРУСА»

феерия

сказочная

добрая

помогает

открывает

учит

чудо

сказка

надо верить в мечту


Слайд 13Деятельность учителя
Ребята, что такое мечта?
-Найдите синонимы к слову мечта.
Что такое чудо?Что

такое сказка?
Давайте посмотрим как значение этих объясняется в толковом словаре С. И.Ожегова.( приложение 2)-Давайте составим словосочетания со словом мечта. Какие художественно-выразительные средства вы можете отметить? - Что называется эпитетом? -Какую роль играют эпитеты в художественном произведении? -Представьте, что в нашем языке нет эпитета. Мы не имеем возможности описать словесно какой-то предмет или явление. Представили? И сразу станет понятно, зачем нужны эпитеты. Скучным, серым и однообразным был бы наш язык без эпитетов.

Деятельность учеников

Ответы учащихся (Мечта-это то, о чём человек мечтает).
(Чудо- это что –то волшебное).(Сказка-это повествование с элементами волшебства).
-Ответы учащихся(Заоблачная мечта, призрачная
мечта, далёкая мечта, сказочная мечта , мечта всей
жизни, уснувшая мечта, предаваться мечтам).
-Эпитеты.-Дают определение.(Эпитет –образное определение)
-Ответы учащихся( придают художественную яркость речи; обогащают содержание высказывания, выделяют характерную черту предмета или явления; оценивают предмет или явление; помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.

V. Словарная работа (2 мин.) Цель: развитие умения применять теоретические сведения на примере художественной литературы.

Деятельность учителяРебята, что такое мечта?-Найдите синонимы к слову мечта.Что такое чудо?Что такое сказка?Давайте посмотрим как значение этих

Слайд 14VI.АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА. ВЫСТУПЛЕНИЕ ПОДГОТОВЛЕННЫХ ГРУПП (7МИН.) ЦЕЛЬ: ВЫЯВИТЬ ОБЩЕЕ В СУДЬБАХ АССОЛЬ

И ГРЕЯ. РЕЗУЛЬТАТОМ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ СТАНОВИТСЯ.

Деятельность учителя

-Облик Ассоль удивителен. Работая в группах, вы
собрали материал об Ассоль. Выберите
выступающего от вашей группы, расскажите о
главной героине. А остальные ребята заполняют таблицу, включая в нее собранную информацию о героях.
-Похожа ли жизнь героини на сказку?
-Почему в Каперне не любили Ассоль и Лонгрена?
-Какую роль сыграла встреча с Эглем?
-Итак, Ассоль росла среди чудесных игрушек, искусно
сделанных отцом. Слушала его рассказы, в которых
переплетались действительность и фантазия,
предсказание Эгля подготовило рождение мечты
девочки, мечты, которой она была верна всю свою
жизнь. В том, что Ассоль и Грей встретились, есть
немалая заслуга самой героини: она поверила в чудо,
сберегла свою мечту и осталась верной своей мечте.

Деятельность учеников

Учащаяся представляет работу своей группы (презентация «Образ Ассоль»). Запись собранной
информации в таблицу.
-Ответы учащихся ( Ассоль до встречи с Греем вряд ли похожа на сказочную. Безрадостное
полуголодное существование, неприятие
окружающих, единственный лучик счастья для
Ассоль – это добрый отец, с которым она любила
проводить долгие вечера, слушая рассказы о море. Жители Каперны не любили Ассоль и её отца потому, что они были не похожи на всех.Эгль предсказал будущее Ассоль,она поверила в то, что он ей сказал)

VI.АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА. ВЫСТУПЛЕНИЕ ПОДГОТОВЛЕННЫХ ГРУПП (7МИН.) ЦЕЛЬ: ВЫЯВИТЬ ОБЩЕЕ В СУДЬБАХ АССОЛЬ И ГРЕЯ. РЕЗУЛЬТАТОМ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

Слайд 15«Дельфины»

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА(3 МИН.) ЦЕЛЬ: СНЯТЬ НАПРЯЖЕНИЕ,

СМЕНИТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«Дельфины»    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА(3 МИН.)    ЦЕЛЬ: СНЯТЬ НАПРЯЖЕНИЕ, СМЕНИТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Слайд 17VI. АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ГРУППАМИ СВОИХ ГЕРОЕВ ПОВЕСТИ ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА( 10

МИН.) ЦЕЛЬ: ВЫЯВИТЬ ОБЩЕЕ В СУДЬБАХ АССОЛЬ И ГРЕЯ. РЕЗУЛЬТАТОМ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ СТАНОВИТСЯ СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА

Деятельность учителя

-А теперь обратимся к образу Артура Грея. Каким его увидела вторая группа?
-Как воспринял историю Ассоль Грей? Почему он поверил в мечту, а не злобной сплетне жителей посёлка?
-Не забудьте, ребята, что самое главное мы записываем в таблицу.
-Итак, Грей. «Он родился капитаном, хотел быть им и стал им». Шел к цели со «стиснутыми зубами и побледневшим лицом». Понял одну «нехитрую истину»: она в том, «чтобы делать так называемые
чудеса своими руками» Опираясь на таблицу ,определите общие и отличительные черты Грея и Ассоль.
-Итак. Мы рассмотрели образы главных героев Ассоль и Грея. Составьте синквейн.


Деятельность учеников

Ответ учащегося второй группы (презентация «Образ Грея»)
Ответы второй группы (Он необычный человек, живёт для того, чтобы осуществить мечту).Учащиеся заполняют таблицу.Ответы учащихся. (Ассоль-дочь бывшего матроса, а теперь ремесленника, мастерившего игрушки; главная черта в характере - ожидание прекрасного; она живёт в ожидании чуда. Грей-богатый наследник старинного рода, обречённый жить по заранее известному плану; главное в характере - способность к решительным действиям, нежелание терпеть чужую боль и страдания; своими руками сотворил чудо. -Общие черты: доброта, романтизм, мечта, умение любить)
-Учащиеся составляют синквейн.

VI. АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ГРУППАМИ СВОИХ ГЕРОЕВ ПОВЕСТИ ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА( 10 МИН.) ЦЕЛЬ: ВЫЯВИТЬ ОБЩЕЕ В СУДЬБАХ

Слайд 22СИНКВЕЙН 1.СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ 2.ДВА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ 3.ТРИ ГЛАГОЛА 4.ФРАЗА( ИЗ 3-4 СЛОВ), ХАРАКТЕРИЗУЮЩАЯ ГЛАВНОЕ 4.ФИЛОСФСКИЙ СИНОНИМ К СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМУ

Ассоль



Добрая, романтичная.
Верить, ждать, любить.
Жила в ожидании чуда.
Мечта.

Грей



Романтичный, добрый.
Мечтать, плыть, любить.
Своими руками сотворил чудо.
Романтик.

СИНКВЕЙН 1.СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ 2.ДВА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ 3.ТРИ ГЛАГОЛА 4.ФРАЗА( ИЗ 3-4 СЛОВ), ХАРАКТЕРИЗУЮЩАЯ ГЛАВНОЕ 4.ФИЛОСФСКИЙ СИНОНИМ К СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМУ

Слайд 23VII. ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ(7 МИН.) ЦЕЛЬ: РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ, УМЕНИЯ ВЫДЕЛЯТЬ В ТЕКСТЕ

ФРАЗЫ, ПОМОГАЮЩИЕ РАСКРЫТЬ ИДЕЮ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

Деятельность учителя

-Зачитайте эпизод встречи Грея с Ассоль.
-Была ли встреча Ассоль с Греем случайной?
-Да, встреча не была случайной: Грей сделал всё, чтобы
эта встреча состоялась и была именно такой, о какой
мечтала Ассоль (девушка, «которая не может, не должна
иначе выйти замуж, как только таким способом»). А стала
ли встреча счастливой для Ассоль и Грея можно понять из
слов самого Грея: «Что до меня, то наше начало - моё и
Ассоль - останется нам навсегда в алом отблеске парусов,
созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь.
-Выразительное чтение финальной сцены повести (со слов
«некоторое время «Секрет» шёл пустым морем» до слов
«Теперь мы отойдём от них, зная, что им нужно быть
вместе одним».
-Как вы думаете, почему А.Грин паруса окрасил в алый
цвет?
-Как эпиграф урока связан с образом алых парусов?
-Что хотел сказать своим произведением А.Грин?
-Молодцы. Нужно быть верным своей мечте, нужно делать
чудеса своими руками, приносить счастье людям, а это
сделает счастливыми нас самих.

Деятельность учеников


-Учащиеся зачитывают эпизод встречи Грея и Ассоль.
-Ответ учащихся (Встреча не была случайной, их судьбы в
детстве очень похожи, они понимают, любят всё живое на
земле, добры, бескорыстны, оба верят в любовь).

-Ответы учащихся (Алый цвет парусов-это воплощение
мечты в жизнь, это символ любви, отражения духовного
мира Ассоль и Грея. Ассоль всегда верила в свою мечту,
поэтому и сбылась её мечта, а Грей помог ей в этом ).
+ презентация о мечте
-А.Грин хотел сказать, что в порыве к счастью человек
способен своими руками совершать чудеса.)

VII. ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ(7 МИН.) ЦЕЛЬ: РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ, УМЕНИЯ ВЫДЕЛЯТЬ В ТЕКСТЕ ФРАЗЫ, ПОМОГАЮЩИЕ РАСКРЫТЬ ИДЕЮ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

Слайд 24VIII. РЕФЛЕКСИЯ. ИТОГ УРОКА.(4МИН.)
Деятельность учителя
-А теперь вернёмся к эпиграфу нашего урока:


Верьте в чудеса
И лелейте свою мечту.
-Как вы считаете, можно ли эти слова отнести к каждому из нас? Почему? Что должен сделать человек, чтобы стать счастливым?
-Романтиками называют мечтателей, искателей приключений, склонных идеализировать людей, приукрашивать действительность, не терпящих однообразия и скуки, идущих против общепринятых представлений о жизни. Пусть не было Каперны, Грея и Ассоль, не было корабля с алыми парусами - всё это было и будет, пока на земле живут замечательные люди-романтики, умеющие так любить, так мечтать. Так верить в исполнение мечты!
- Ответьте на проблемный вопрос, который прозвучал в начале урока: способен ли человек совершать чудеса своими руками?
Грин уверял, что корабль рано или поздно приходит к каждому, кто умеет мечтать, кто всем сердцем, всем своим существом верит, что мечты не могут не сбыться. Видите ли вы этот корабль? Если да, то вполне возможно этот корабль идёт к вам, несёт на своих алых парусах исполнение вашей мечты.
-У вас на столах лежат кусочки парусов, сейчас каждый из вас на обратной стороне напишет своё самое заветное желание. Эти паруса мы прикрепим к нашему кораблю. Верьте в чудеса, и они обязательно исполнятся!

Деятельность учеников




Ответы учащихся.(Конечно, можно. Если человек
умеет мечтать, то его мечта осуществится. Человек
должен воплотить свою мечту в жизнь ,и тогда он будет
самый счастливый).

-Ответы учеников.

Учащиеся прикрепляют паруса к нарисованному на
плакате кораблю под аудиозапись песни «Алые
паруса».

VIII. РЕФЛЕКСИЯ. ИТОГ УРОКА.(4МИН.)Деятельность учителя-А теперь вернёмся к эпиграфу нашего урока: 			Верьте в чудеса 			И лелейте свою

Слайд 27IX. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК ЗА УРОК (1 МИН.) УЧАЩИЕСЯ ОЦЕНИВАЮТ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОДНОКЛАССНИКОВ. X.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (1 МИН.) – ПО ВЫБОРУ. -НАПИСАТЬ ПИСЬМО ОДНОМУ ИЗ ГЕРОЕВ ФЕЕРИИ. - ПИСЬМЕННЫЙ ОТВЕТ НА ВОПРОС: «О ЧЁМ ЗАСТАВЛЯЕТ ЗАДУМАТЬСЯ ФЕЕРИЯ «АЛЫЕ ПАРУСА» А.ГРИНА?
IX. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК ЗА УРОК (1 МИН.) УЧАЩИЕСЯ ОЦЕНИВАЮТ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОДНОКЛАССНИКОВ.  X. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (1

Слайд 28
Ребята, надо верить в чудеса!
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном

алые взметнутся паруса,
И скрипка пропоет над океаном.
Не три глаза, ведь это же не сон.
И алый парус, правда, гордо реет
В той бухте, где отважный Грей нашел свою Ассоль,
В той бухте, где Ассоль дождалась Грея.
С друзьями легче море переплыть
И есть морскую соль, что нам досталась.
А без друзей на свете было б очень трудно жить
И серым стал бы даже алый парус.
Ребята, надо верить в чудеса!
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса,
И скрипка пропоет над океаном.
Ребята, надо верить в чудеса! Когда-нибудь весенним утром ранним Над океаном алые взметнутся паруса, И скрипка пропоет

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть