Презентация, доклад на тему Материалы к уроку по темеКультура речи

Содержание

Орфоэпическая разминка:1. В каком слове ударение на 2 слоге?1) свекла 2) жалюзи 3) оптовый 4) мельком 2. В каком слове ударение на 1 слоге?1) танцовщица 2) эксперт 3) дремота 4)знамение3. В каком слове ударение на 3

Слайд 1Культура речи и языковая норма

Культура речи и языковая норма

Слайд 2Орфоэпическая разминка:
1. В каком слове ударение на 2 слоге?
1) свекла 2)

жалюзи 3) оптовый 4) мельком
2. В каком слове ударение на 1 слоге?
1) танцовщица 2) эксперт 3) дремота 4)знамение
3. В каком слове ударение на 3 слоге?
1) инструмент 2) зевота 3) вчистую 4) издавна
4. В каком слове ударение на 2 слоге?
1) балансировать 2) красивее 3) договор 4) издавна

Орфоэпическая разминка:1. В каком слове ударение на 2 слоге?1) свекла 2) жалюзи 3) оптовый 4) мельком 2.

Слайд 3Культура речи-
Умение пишущего или говорящего излагать свои мысли в соответствии с

содержанием, правильно и выразительно.
Культура речи-Умение пишущего или говорящего излагать свои мысли в соответствии с содержанием, правильно и выразительно.

Слайд 4Языковая норма -
одно из ключевых понятий в учении о правильности

речи.
Языковая норма - одно из ключевых понятий в учении о правильности речи.

Слайд 5Норма-
это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических

конструкций, закрепленное в словарях и справочниках и рекомендованное ими.
Норма-это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закрепленное в словарях и справочниках

Слайд 6Основные признаки нормы:
Относительная устойчивость
Общеупотребительность
Обязательность

Основные признаки нормы:Относительная устойчивостьОбщеупотребительностьОбязательность

Слайд 7Существуют нормы:
Лексические
Фразеологические
Словообразовательные
Грамматические (морфологические и синтаксические)
Орфографические
Пунктуационные
Стилистические
Орфоэпические (произносительные)

Существуют нормы:ЛексическиеФразеологическиеСловообразовательныеГрамматические (морфологические и синтаксические)ОрфографическиеПунктуационныеСтилистическиеОрфоэпические (произносительные)

Слайд 8Морфологические нормы-
Нормы образования различных частей речи (образование форм родительного падежа числительных,

и.п. и р.п. множественного числа существительных, сравнительная и превосходная степень прилагательного)
Морфологические нормы-Нормы образования различных частей речи (образование форм родительного падежа числительных, и.п. и р.п. множественного числа существительных,

Слайд 9Образование и склонение порядковых и количественных числительных:
Больше шестьдесят рублей;
Образование различных глагольных

форм (повелительного наклонения, прошедшего времени):
Едь быстрее, разожгет костер, началися каникулы.
Образование и склонение порядковых и количественных числительных:Больше шестьдесят рублей;Образование различных глагольных форм (повелительного наклонения, прошедшего времени):Едь быстрее,

Слайд 10ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ:
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ (обозначают количество или число и отвечают на вопрос сколько?);
ПОРЯДКОВЫЕ

(обозначают порядок предметов при счете и отвечают на вопрос какой?);
Числительные изменяются по падежам;
У составных и сложных числительных склоняются все составляющие их части (больше шестидесяти рублей), у порядковых склоняется только последняя цифра (две тысячи одиннадцатого года, тысяча девятьсот девяносто восьмого года).
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ:КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ (обозначают количество или число и отвечают на вопрос сколько?);ПОРЯДКОВЫЕ (обозначают порядок предметов при счете и

Слайд 11Собирательные числительные (двое, трое) могут употребляться:
1. В сочетании с существительными мужского

и общего рода (двое друзей);
2. с существительными, имеющими только форму множественного числа или обозначающими парные предметы (двое ножниц);
3.с существительными, обозначающими
детенышей (семеро козлят, трое котят).
Собирательные числительные (двое, трое) могут употребляться:1. В сочетании с существительными мужского и общего рода (двое друзей); 2.

Слайд 12Образование сравнительной и превосходной степени прилагательных:
Простая сравнительная степень образуется при помощи

суффиксов –е, -ее, -ей, -ше: быстрее, решительнее;
Простая превосходная степень образуется при помощи суффиксов -ейш, - айш: быстрейший, серьезнейший, глубочайший;
Сложная сравнительная степень образуется при помощи слов более, менее: более решительный, менее решительный;
Сложная превосходная степень образуется при помощи слов наиболее, наименее, самый: наиболее решительный, наименее решительный, самый решительный.
Образование сравнительной и превосходной степени прилагательных:Простая сравнительная степень образуется при помощи суффиксов –е, -ее, -ей, -ше: быстрее,

Слайд 13Именительный падеж множественного числа существительных мужского и женского рода образуется:
С помощью

окончаний – ы (-и): опытные аптекари; клапаны;
Некоторые существительные мужского и среднего рода имеют окончания – а (-я): города, дома, профессора;
Окончания – ов (-ев) при образовании родительного падежа у существительных 2 склонения : пять домов, много помидоров;
Окончание –ей у некоторых существительных трех склонений : морей, степей;
С помощью нулевого окончания в р.п. образуются большинство существительных 1склонения и некоторые 2 склонения: корзин, дорог, сапог, грузин, чулок, партизан, простынь, просьб, солдат.
Ошибки: несколько помидор
несколько грамм
немного апельсин
Именительный падеж множественного числа существительных мужского и женского рода образуется:С помощью окончаний – ы (-и): опытные аптекари;

Слайд 14Основные трудности в образовании глагольных форм:
Недостаточные глаголы. Они обозначают действия, не

относящиеся к конкретному говорящему лицу (колоситься, ржаветь, горчить, выздороветь, отняться). Эти глаголы не имеют формы 1 лица. Чтобы употребить эти глаголы в форме 1 лица, используется описательная форма: сумею победить, могу ощутить.
Изобилующие глаголы. Имеют двоякие личные формы: полоскаю – полощу; колыхать, махать, плескать, рыскать, глохнуть. Нормой считается форма колышет, плещет, рыщет, глохнет.
Безличные глаголы, обозначающие действие или состояние (брезжит, смеркается), совершающееся само по себе. Такие глаголы не образуют форму повелительного наклонения.
Форма повелительного наклонения образуется с помощью суффикса – И и нулевого окончания (в единственном числе) и окончания – ТЕ (во множественном числе)
От глаголов несовершенного вида (что делать?) образуется будущее сложное время (буду ехать), а от глаголов совершенного вида (что сделать?) – будущее простое (поеду).
Основные трудности в образовании глагольных форм:Недостаточные глаголы. Они обозначают действия, не относящиеся к конкретному говорящему лицу (колоситься,

Слайд 15ПОМНИТЕ!
Глагол ЧТИТЬ имеет две формы 3 лица множественного числа: ЧТЯТ, ЧТУТ;
У

некоторых глаголов при образовании различных форм происходит чередование в корне: лечь – ляг (не ляжь!); стереть – сотрем (не стерем!);
Различные формы, образующиеся от глаголов ЖЕЧЬ, имеют ЖЖ: ЖЖЕШЬ, РАЗОЖЖЕТ.
ПОМНИТЕ!Глагол ЧТИТЬ имеет две формы 3 лица множественного числа: ЧТЯТ, ЧТУТ;У некоторых глаголов при образовании различных форм

Слайд 16Глаголы бывают ПЕРЕХОДНЫМИ, т.е. могут иметь при себе дополнение в В.п.

без предлога, и НЕПЕРЕХОДНЫМИ
Глаголы бывают ПЕРЕХОДНЫМИ, т.е. могут иметь при себе дополнение в В.п. без предлога,  и НЕПЕРЕХОДНЫМИ

Слайд 17Источники:
Е.А.Влодавская Единый Государственный Экзамен ( поурочное планирование) – М.: Экзамен, 2007

Источники:Е.А.Влодавская Единый Государственный Экзамен ( поурочное планирование) – М.: Экзамен, 2007

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть