Слайд 1Дидактический материал по развитию речи в средних классах
СИНОНИМЫ. АНТОНИМЫ.
Автор:
Алеева Елена Владимировна
учитель русского языка и литературы
Самарская область
с.Кинель-Черкассы
XVII Международная Ярмарка
социально-педагогических инноваций
Слайд 2
Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а
тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения
Слайд 3 Проблемы развития речи сегодня являются одними из самых актуальных. Это
связано с тем, что дети не могут подобрать синонимы ,антонимы , плохо знают значения слов.
Актуальность темы обусловлена необходимостью разработки и поиска средств, технологий, способствующих развитию речи и формированию универсальных учебных действий.
Совершенствование речи детей – развитие связной речи, речевого творчества, выразительности речи – главные направления в работе по развитию речи. Формирование связной речи – это важный этап не только дошкольного, но и школьного образования.
Слайд 4 Цель: разработать систему разнообразных методов и приемов работы по развитию
речи с детьми.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- пополнение словарного запаса;
- расширить представления обучающегося о мире в целом;
- усилить положительное отношение к учебной деятельности.
-коррекция и развитие связной устной речи: пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогической и монологической речи, через описание природы на основе произведения живописи.
-коррекция и развитие связной письменной речи.
Слайд 5
Результатом является:
Работа по формированию коммуникативных знаний, критического мышления, развитию креативности,
осведомленности.
Умение строить предложения - описания, используя специальную терминологию.
Повышение активности учащихся на уроках.
Использование учащимися приобретённых УУД в практической деятельности
обогащение словарного запаса.
Слайд 6Многие слова в русском языке связаны между собой по смыслу. Одни
находят общий язык, а другие спорят друг с другом.
Слайд 7Поговорим о словах, которые очень дружны между собой. Называются они синонимами.
Прочитай
стихотворение и подумай, что привело к ссоре двух персонажей? Был ли смысл им ссориться и почему?
Слайд 8Бегемот и гиппопотам – это два названия одного и того же
животного. Это слова-синонимы.
СИНОНИМЫ — это слова одинаковые или близкие по лексическому значению, но различные по звучанию.
Слайд 9Синонимы делают нашу речь более яркой, образной и выразительной.
Они могут
передавать тонкие оттенки значений (СИЛАЧ – ГЕРКУЛЕС),
позволяют нам говорить возвышенно или грубо-пренебрежительно (ОЧИ – ЗЕНКИ),
доброжелательно или иронично (ПАРНИШКА – ПАЦАН),
официально или неофициально (ОТБЫТЬ – УЕХАТЬ).
Синонимы передают небольшие различия в значении одного и того же слова, а это значит, что они помогают избегать повторов в нашей речи.
Слайд 10Слова могут не только дружить, сближаться по смыслу, но и спорить,
ссориться, или, другими словами, противопоставляться друг другу.
Прочитай пословицу и подумай: какие понятия здесь противипостав-ляются?
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Слайд 11В пословице противопоставляются пары слов:
ученье
неученье
свет
тьма
Антонимы — это слова, противоположные по лексическому
значению.
Слайд 141 Задание. Подбери к данным существительным синонимы, используя слова для справок.
Запиши по образцу.Образец. Актер – артист Танцовщица.-____________________________
Доктор-____________________________
Метель-____________________________
Школьник-____________________________
Беда-____________________________
Преподаватель-____________________________
Режим-____________________________
Боец-____________________________
Подбери к данным существительным синонимы с шипящей на конце слова
Друг-____________________________
Доктор-____________________________
Сила-____________________________
Неправда-____________________________
Поддержка-____________________________
Родник-____________________________
Слайд 152 .Соедини синонимы - существительные парами.
1 Армия 2
Ливень 3 Буря 4Аромат 5 Правда 6 Еда 7 Войско 8 Жара 9 Ураган 10 Огонь 11 Запах 12 Зной 13 Корабль 14 Пламя 15 Судно 16 Пища 17 Истина 18 Дождь
Слайд 16 3.Замени одним словом, близким по значению. Запиши по образцу. Образец: очень сильный
(мороз) – трескучий (мороз)
Очень известный (писатель), -____________________________
очень маленькая (туфелька), -____________________________
очень жаркое (лето), -____________________________
очень неаккуратный (вид), -____________________________
очень худой (человек), -____________________________
очень густой (лес), -____________________________
очень холодная (вода), -____________________________
очень большой (завод). -____________________________
Слова для справок: неряшливый, тощий, крохотный, знойный, дремучий, студеный, гигантский, знаменитый
Слайд 174.Спиши предложения парами. Найди и подпиши в предложениях каждой пары существительные
– синонимы.
1. Только рассвело, а хозяйка уже отправилась на базар. В городе построили новый рынок. 2. Из-за рощи показался всадник. Навстречу нам стремительно мчался наездник. 3. На малютку сына нежно мать глядела. Спи, младенец мой прекрасный, баюшки-баю
5. Спиши и подчеркни синонимы к слову дорога.
Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом,
И шлях, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне
Слайд 18
6.Замени имена существительные в данных словосочетаниях синонимами, согласуя прилагательные с существительными.
Запиши по образцу, используя слова для справок. Образец: Радостная весть – радостное известие.
Радостная весть, мощная крепость, летний зной, страшный ураган, темная туча, сильное беспокойство.
Слова для справок: жара, буря, облако, укрепление, известие, тревога
7. К каждому существительному подбери синоним, напиши его.
Пилот – л___________ лентяй – б____________ метель – в_____________ приятель – т__________ воин – с_____________ ученик – ш____________
флаг – з__________________ роща –_____________
Слайд 19
В предложениях 6—8 найдите антоним к слову «простодушный» и выпишите его.
(1)Под
навесами рыбного рынка лежали вываленные напоказ живые богатства Чёрного моря. (2)Хотя Гаврик ежедневно видел рыбу, но, проходя по рынку, каждый раз он неизменно восхищался её хитростью.
(3)Как же умеет природа позаботиться о себе! (4)Она постаралась сделать рыб как можно более незаметными для человеческого глаза.
(5)Например, рыба скумбрия, царица Чёрного моря. (6)Её тугое тело окрашено нежнейшими тонами, от светло-голубого до тёмно-синего. (7)Гаврик знал, что именно такого цвета бывает море далеко от берега, там, где ходят косяки скумбрии. (8)Ишь какая хитрая скумбрия!
Слайд 20В предложениях 19—22 найдите антоним к слову «громко» и выпишите его.
(18)Медведь
наклонил голову и слушает. (19)Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка! (20)Закинул старик ружьё за спину да пошёл домой.
(21)Вечером старик опять сидел на завалинке со скрипкой. (22)Он пальцем дёргал одну струну, а струна тихонечко пела: «Дзенн!..»
(23)Давешний прохожий спросил старика:
— Ну что, убил медведя?
(24)— Нет, — ответил старик.
(25)— Что ж так?
(26)— Да как же в него стрелять, когда он в душе такой же музыкант, как и я?
Слайд 21
В предложениях 6—10 найдите антоним к слову
«трусость» и выпишите его.
(1)Мы
не знали. как поймать этого кота. (2)Он воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб. (3)Наконец нам повезло. (4)Он на наших глазах, глядя на нас, украл со стола кусок колбасы и полез с добычей на березу. (5)Мы начали трясти берёзу. (6)Кот решился на отчаянный поступок. (7)С воем он сорвался с берёзы и залез в единственный узкий лаз под домом. (8)Выхода оттуда не было.
(9)На помощь был вызван Лёнька. (10)Лёнька славился бесстрашием и ловкостью. (11)Ему поручили вытащить кота из-под дома. (12)Вскоре Лёнька схватил кота за шиворот и поднял над землёй.
Слайд 22В предложениях 2—5 найдите антоним к слову «старый» и выпишите его.
(1)Я
возвращался с охоты и шёл по аллее сада. (2)Собака бежала впереди меня. (3)Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. (4)Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья. (5)Он упал из гнезда и сидел неподвижно, беспомощно растопырив крылышки.
Слайд 23В предложениях 4—7 найдите антоним к слову «весело» и выпишите его.
(1)Валя
не пришла в класс, и подруги послали к ней Мусю.
—(2)Может, она больна, может, ей нужно помочь?
(3)Муся застала Валю в постели, Валя лежала с завязанной щекой.
—(4)Ох‚ Валечка, у тебя, наверно, флюс! — сказала Муся, присаживаясь на стул. —(5)Ах‚ какой флюс был у меня летом, и мама была на работе...
—(6)Моя мама тоже на работе, — грустно сказала Валя, держась за щёку. — (7)А мне надо бы полосканье...
—(8)Мне тоже давали полосканье, и мне стало лучше! (9)А ещё мне помогала грелка, горячая-горячая...
Слайд 24В предложениях 17—18 найдите антоним к слову «реальность» и выпишите его.
(12)Гордое
чувство одиночества Робинзона на необитаемом острове с новой силой охватило мальчика. (13)Петя стал внимательно присматриваться к следам. (14)Серые уголья костра говорили о том, что ночью к берегу приставали на лодке туземцы. (15)Здесь они варили пищу. (16)Винная пробка с французским клеймом и побелевший в воде ломтик лимона, выброшенный волной на песок, свидетельствовали о том, что недавно в открытом море прошёл пиратский корабль.
(17)Полный волнующих впечатлений, Петя стал всматриваться в линию горизонта в поисках пиратов. (18)И так силён оказался мир его мечты, что за бликами мелких черноморских волн Робинзон снова увидел бескрайнюю даль тропического океана.
Слайд 25
В предложениях 1—4 найдите антоним к слову «забыть» и выпишите его.
(1)Раздался
звонок в дверь, и в коридор к нам зашёл дядя Миша. (2)Прямо с порога он бросился обнимать меня. (3)А я вспомнила, как дядя Миша укладывал меня спать. (4)Когда я была маленькая, я часто не могла уснуть. (5)Дядя Миша брал меня на руки и носил по комнате. (6)Он рассказывал мне сказки, а я слушала. (7)Самой любимой моей сказкой была «Сказка о рыбаке и рыбке». (8)На слова Пушкина дядя Миша сам сочинил мотив. (9)И вот он пел мне о том, как старик в первый раз закинул невод, как «в другой раз закинул он невод»
(10)Я знала, что сейчас старик в третий раз закинет невод и поймает золотую рыбку. (11)И всё равно я слушала сказку Пушкина с замиранием сердца. (12)Я боялась: а вдруг сегодня старик не поймает рыбку? (13)Ведь тогда старик и старуха будут и дальше жить «в землянке», как жили до этого «тридцать лет и три года...»
Слайд 291 Раунд
Назовите одним словом
1.Создатель
2.Писатель
3.Сочинитель
Автор
Слайд 301 Раунд
Назовите одним словом
1.Сходство
2.Сравнение
3.Уподобление
4.Параллель
5. Подобие
Аналогичный
Слайд 311 Раунд
Назовите одним словом
1.Изысканный
2. Знать
3.Знатные роды
4.Родовитая знать
Аристократия
Слайд 321 Раунд
Назовите одним словом
1.Артачиться
2.Упорствовать
3.Хорохориться
Упрямиться
Слайд 33
2 Раунд
Назовите слова, противоположные по лексическому значению, изображенные на фотографиях
2 Раунд
Назовите слова, противоположные по лексическому значению, изображенные на фотографиях
Слайд 352 Раунд
Назовите слова, противоположные по лексическому значению, изображенные на фотографиях
2 Раунд
Назовите слова, противоположные по лексическому значению, изображенные на фотографиях
Слайд 372 Раунд
Назовите слова, противоположные по лексическому значению, изображенные на фотографиях
Слайд 38
Наглядный словарь синонимов
и антонимов
Слайд 40Абориген, коренной житель, туземец
Слайд 41 Абракадабра, бессмыслица, заумь, бред, абсурд, нонсенс
Слайд 42
Антонимы:
Агрессивный - миролюбивый
Слайд 43 Аккуратный - неаккуратный, неопрятный, неряшливый
Слайд 44
Активный - пассивный, бездеятельный, инертный
Слайд 46
Автор, создатель, писатель, сочинитель
Слайд 50Ароматный – вонючий , зловонный, смрадный
Слайд 51 Авторитет, влияние, вес, престиж
Слайд 53
Аналогичный, сходство, подобие;
сравнение, уподобление, параллель
Слайд 56Бездарный - одаренный, талантливый, способный, даровитый
Слайд 58
Анархия, безвластие, беспорядок
Слайд 59
Ангельский, добрый, безобидный, кроткий
Слайд 60Бездельничать, безделье – работать, работа, дело
Слайд 61
Бездушный – чуткий, отзывчивый, участливый, внимательный
Слайд 64
Античный, классический, древний
Слайд 65
Аппетитный, вкусный; привлекательный
Слайд 70Аристократичный, изысканный Аристократия, знать, знатные роды, родовитая знать
Слайд 71
Артачиться, упрямиться, упорствовать, хорохориться
Слайд 73
Бессовестный - честный, совестливый
Слайд 74
Благосклонный - неблагосклонный, недоброжелательный
Слайд 75 Аномальный, ненормальный, странный, неправильный
Слайд 76
Аудитория, помещение, лекционный зал;
слушатели, зрители
Слайд 78Вежливый - невежливый, неучтивый, некорректный, резкий, грубый, некультурный
Слайд 79
Гармония-дисгармония, неблагозвучие;
беспорядок, хаос
Слайд 80Действительность- вымысел, фантазия