Презентация, доклад на тему Материал на тему Подготовка к ОГЭ. Изобразительно-выразительные средства русского языка

Содержание

Изобразительно-выразительные средства русского языка.Следует отличать лексические и синтаксические средства выразительности. Лексические средства – это тропы, синтаксические средства – фигуры речи.Тропы – слова и выражения, которые используются автором текста в переносном значении для более точной и яркой

Слайд 1Задание 3. Изобразительно-выразительные средства русского языка.
Формулировка задания: укажите предложение, в котором

средством выразительности является (...)
Задание 3. Изобразительно-выразительные средства русского языка.Формулировка задания: укажите предложение, в котором средством выразительности является (...)

Слайд 2Изобразительно-выразительные средства русского языка.
Следует отличать лексические и синтаксические средства
выразительности. Лексические

средства – это тропы,
синтаксические средства – фигуры речи.

Тропы – слова и выражения, которые используются автором
текста в переносном значении для более точной и яркой
передачи своих мыслей и чувств.
Изобразительно-выразительные средства русского языка.Следует отличать лексические и синтаксические средства выразительности. Лексические средства – это тропы, синтаксические средства

Слайд 3Эпитет – это образное определение, отвечающее на вопрос
какой? какая? какое?

какие? и обычно выраженное именем
прилагательным.
Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные
поляны льет печально свет она.

Олицетворение – одушевление неживых предметов,
уподобление их человеку; наделение неодушевленных
предметов действиями, свойственными человеку.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя:
То как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.

Эпитет – это образное определение, отвечающее на вопрос какой? какая? какое? какие? и обычно выраженное именем прилагательным.Сквозь

Слайд 4Сравнение- сопоставление в тексте двух предметов или
явлений, для того чтобы

пояснить один из них при помощи
другого.
Чаще всего сравнения вводятся в предложение с помощью
союзов КАК, КАК БУДТО, ТОЧНО, БУДТО, СЛОВНО.

Лед неокрепший на речке студёной,
Словно как тающий сахар лежит.

Сравнение- сопоставление в тексте двух предметов или явлений, для того чтобы пояснить один из них при помощи

Слайд 5Метафора – перенос свойств с одного предмета на другой на
основании

их сходства.

В основе метафоры лежит сравнение, но оно не оформлено с
помощью сравнительных союзов, поэтому метафору называют
скрытым сравнением. Метафору легко переделать в сравнение с
помощью слов КАК, ВРОДЕ, ПОДОБНО.
Пустых небес прозрачное стекло. (Небеса прозрачны как
стекло)
Багровый костер заката. (Закат подобно костру багрового цвета)
Метафора – перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства. В основе метафоры лежит

Слайд 6Метонимия – иносказательное обозначение предмета речи,
«переименование», замена одного понятия другим,

имеющим
с ним причинную связь:
1) название сосуда используется в значении того, что
содержится в этом сосуде. Я три тарелки съел.
2) имя автора заменяет название его произведения. Я
прочитал всего Тургенева.
3) название места действия заменяет название людей,
находящихся в этом месте. Ликует буйный Рим.
4) деталь внешности или одежды употребляется вместо
наименования человека. Серые шлемы с красной звездою
белой ораве крикнули: «Стой!»

Метонимия – иносказательное обозначение предмета речи, «переименование», замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь:1) название

Слайд 7Синекдоха – разновидность метонимии, когда название части
употребляется вместо названия целого

или наоборот:

1) единственное число употребляется вместо множественного
– И слышно было до рассвета, как ликовал француз.
2) множественное число употребляется вместо единственного
– Мы все глядим в Наполеоны.
3) родовое понятие вместо видового – Ну что ж, садись,
светило (т.е. солнце).
4) видовое понятие вместо родового – Пуще всего береги
копейку (т.е. деньги)



Синекдоха – разновидность метонимии, когда название части употребляется вместо названия целого или наоборот:1) единственное число употребляется вместо

Слайд 8Гипербола – излишнее преувеличение тех или иных свойств
изображаемого предмета.

В

сто тысяч солнц закат пылал.
Литота – чрезмерное преуменьшение свойств
изображаемого предмета или явления.
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка.

Ирония – скрытая насмешка; употребление слова или
выражения в смысле, обратном буквальному.
Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (Обращение к ослу в
басне И.А.Крылова)


Гипербола – излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета. В сто тысяч солнц закат пылал. Литота

Слайд 9 Фигуры речи – особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность.
Антитеза – резкое

противопоставление понятий, мыслей,
образов. Антитеза часто создается с помощью антонимов.
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка Русь!
Фигуры речи – особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность.Антитеза – резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. Антитеза

Слайд 10Инверсия – обратный порядок слов в предложении.
Досадно было, боя ждали.

Градация

– расположение слов или выражений по нарастанию
или убыванию их значения (смыслового или эмоционального).
1) восходящая – цепь понятий или определений с постепенным
возрастанием значимости. – Все разнообразие, вся прелесть, вся
красота жизни слагаются из света в тени.

2) нисходящая – цепь понятий или определений с постепенным
убыванием значимости. – Все грани чувств, все грани правды
Стерты в мирах, в годах, в часах...



Инверсия – обратный порядок слов в предложении. Досадно было, боя ждали.Градация – расположение слов или выражений по

Слайд 11Оксюморон – контрастное сочетание слов, противоположных
по смыслу.
Мертвые души, живой труп,

грустная радость.
Люблю я пышное природы увяданье.

Парцелляция – намеренное нарушение границ предложения;
разделение одного предложения с помощью точек на
несколько частей – две и более.
Случилось это давно. Очень давно. У Анны беда стряслась.
Большая беда.
Оксюморон – контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу.Мертвые души, живой труп, грустная радость.Люблю я пышное природы увяданье.Парцелляция

Слайд 12Анафора – единоначатие, повторение сходных слов в начале
строф или близко

расположенных фраз.


Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди.
Эпифора – повторение одних и тех же слов или фраз в конце
нескольких рядом стоящих конструкций.
Я не знаю, где граница
Между Севером и Югом,
Я не знаю, где граница
Меж товарищем и другом.

Анафора – единоначатие, повторение сходных слов в начале строф или близко расположенных фраз.Жди меня, и я вернусь,Только

Слайд 13Риторический вопрос – вопрос, который ставится не с целью
получения ответа,

а для того, чтобы привлечь внимание к тому
или иному явлению. Вопрос, на который не ожидается ответа.
Что день грядущий нам готовит?

Риторическое обращение – эмоциональное обращение к
людям, которые непосредственно в общении не участвуют, или
к неодушевленным объектам.
Люди мира, бережно относитесь к природе!
Звездочки ясные, звезды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете!

Риторический вопрос – вопрос, который ставится не с целью получения ответа, а для того, чтобы привлечь внимание

Слайд 14Лексический повтор – намеренное повторение одного и того
же слова или

словосочетания для усиления эмоциональности,
выразительности высказывания.
Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья,
спали облака!

Вопросно-ответная форма изложения – форма изложения,
при которой чередуются вопросы и ответы.
Что делать? Не знаю. У кого спросить совета? Неизвестно.
Лексический повтор – намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности, выразительности высказывания.Казалось,

Слайд 15Однородные члены предложения – перечисляемые действия,
предметы, признаки.


Были это весёлые, смелые

и сильные люди!

Синтаксический параллелизм – одинаковое синтаксическое
построение соседних предложений, одинаковое расположение в
них сходных членов предложения.
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны плещут.



Однородные члены предложения – перечисляемые действия, предметы, признаки.Были это весёлые, смелые и сильные люди!Синтаксический параллелизм – одинаковое

Слайд 16Примечание.
В широком смысле к средствам выразительности также относятся:


Синонимы – близкие по

значению слова. Мой ласковый и
нежный зверь.
Антонимы – слова с противоположным значением. Они сошлись:
вода и камень, стихи и проза, лед и пламень.
Диалектизмы – слова, употребляемые только жителями той или
иной местности. Рушник – полотенце, векша – белка, бирюк –
волк.
Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, понимаемые не
буквально, а в переносном значении. За тридевять земель, работать
спустя рукава, зарубить на носу.

Примечание.В широком смысле к средствам выразительности также относятся:Синонимы – близкие по значению слова. Мой ласковый инежный зверь.

Слайд 17Тренировочные упражнения.
В каком предложении средством выразительности
речи является олицетворение?

1)Пластинки слушали, играли

моей  железной дорогой, болтали о
том о сём, но ни о чём серьёзном.
2)И ещё ребята любили, когда я пускал с балкона бумажных
голубей.
3)Я пустил голубка с балкона, и ветер схватил и унёс его за
тополя.
4)И я подумал: вот найдёт кто-нибудь, догадается, придёт ко
мне…
Тренировочные упражнения.В каком предложении средством выразительности речи является олицетворение?1)Пластинки слушали, играли моей  железной дорогой, болтали о том

Слайд 18Укажите предложение, в котором средством выразительности речи
является метафора.

1) – Трус несчастный,

– вдруг отчётливо, с невероятным
презрением сказала большая девочка.
2) Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их
вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и
её душа…
3) Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий,
полный непонятной для неё претензии.
4) Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий
разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речиявляется метафора.1) – Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением

Слайд 19Укажите предложение, в котором средством
выразительности речи является эпитет.
1) Я неплохо

знал немецкий, домашних заданий никогда по
этому предмету не готовил, но однажды настал и мой черёд,
когда Елена Францевна ни с того ни с сего вызвала меня к
доске, будто самого рядового ученика, и велела читать
стихотворение.
2) У дворовых и у школьных ребят навсегда засело в памяти,
что в нашей паре я был ведущим, а Павлик – ведомым.
3) Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него
были холодные, пустые глаза.
4) Она стала листать классный журнал.
Укажите предложение, в котором средствомвыразительности речи является эпитет. 1) Я неплохо знал немецкий, домашних заданий никогда по

Слайд 20Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) Дикий,

торжествующий крик огласил пустынные берега.
2) До самого утра вокруг пылало небо, красные языки
пламени видны были далеко в степи.
3) В море плавал ковш луны, в луче маяка дремали на рейде,
со стороны мола доносился грохот экскаваторов и лебёдок.
4) Точно лапы погибших гигантских пауков, там и тут
изгибаются высохшие распластанные корни и сучья.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение. 1) Дикий, торжествующий крик огласил пустынные берега. 2)

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть