Слайд 1Употребление однородных членов предложения
МАТЕРИАЛ К УРОКУ
Слайд 2При употреблении однородных членов предложения вне экспрессивной функции следует строго соблюдать
логические требования, предъявляемые ко всякому выделению родовых и видовых понятий.
Слайд 31. Главное правило построения предложения с однородными членами заключается в том, что
сочинительной связью объединяются компоненты, обозначающие логически сопоставимые понятия.
Нельзя употреблять как однородные члены слова, указывающие на несопоставимые понятия.
Например: Комиссия отметила антисанитарное состояние магазина и продавца Пелевиной.
Употребление в качестве однородных членов слов разного семантического плана порождает неуместный комизм.
Например: Поздравляю вас от всей души и лично от себя.
В состав однородных членов не должны входить видовые и родовые наименования.
Например: Наш сквер – любимое место отдыха жителей деревни, молодежи и детей; В хозяйстве увеличено поголовье крупного рогатого скота, коров, птицы. В последнем примере, кроме смешения родовых и видовых понятий, наблюдается и нарушение лексической сочетаемости: поголовье птицы.
Слайд 42. Если однородные члены имеют общий главный член, необходимо учитывать, что каждый
из однородных членов должен быть лексически и грамматически соотнесён с этим общим главным членом. В речи наиболее распространено два типа недочётов.
Во-первых, нарушаются нормы лексической сочетаемости: Надо больше прислушиваться к мнению ребят и их запросам. В данном случае главное слово – глагол прислушиваться может сочетаться только с первым из однородных членов (прислушиваться к мнению ребят). Со вторым однородным членом глагол сочетаться не может (прислушиваться к запросам), поскольку мнение услышать можно, а запросы услышать нельзя!
Во-вторых, в речи часто нарушаются нормы синтаксической сочетаемости. Достаточно частотной в речи является ошибка, связанная с использованием одной управляемой формы при однородных членах. Это возможно, если оба однородных члена имеют одинаковое управление (Он прекрасно знал и ценил творчество этого драматурга).
Слайд 5Несочетаемость одного из однородных членов (или нескольких) с тем словом в
предложении, с которым связаны все остальные однородные члены, – весьма распространенная ошибка.
Для устранения ее можно применить различные виды стилистической правки:
1) Чтение фантастических романов воспитывало в юноше любовь к путешествиям, мечты о покорении космоса. – Чтение фантастических романов воспитывало в юноше любовь к путешествиям, рождало мечты о покорении космоса.
2) Особенную помощь и личное участие в проведении Спартакиады оказали начальник депо и председатель профкома. – Большую помощь в проведении Спартакиады оказали начальник депо и председатель профкома, которые сами участвовали в соревнованиях.
3) Полиция обрушила на молодежь дубинки, гранаты со слезоточивым газом, огнестрельное оружие. – Полиция обрушила на молодежь дубинки, гранаты со слезоточивым газом, применила огнестрельное оружие.
Слайд 6Как видим, в данных примерах приходится вводить в текст новые слова,
исправляя лексическую сочетаемость и устраняя одновременно речевую недостаточность (первый и последний пример); в иных случаях требуется коренная переработка предложения, отказ от употребления однородных членов (как во втором примере).
Слайд 73. Однородные члены могут быть выражены одинаковыми и разнотипными морфологическими формами.
Например: Красные и белые
розы цвели в саду. – Высокая, со стройной фигурой девушка.
Однако предпочтительным в речевой практике является употребление однородных членов с однотипными морфологическими формами. В ряде случаев использование одинакового морфологического выражения считается обязательным с точки зрения норм литературного языка. Так, не допускается объединение в ряду однородных членов полной и краткой формы прилагательных или причастий.
Например: Он умён и великодушный; Он ранен и контуженный.
Не рекомендуется объединение в одном ряду инфинитива и существительного: Я люблю чистоту и читать книги.
Слайд 84. Достаточно часто в речи нарушается порядок слов при использовании двойных сопоставительных союзов (не
только..., но и; не столько..., сколько; как..., так и и др.), повторяющихся союзов (то... то; не то... не то и др.).
Части таких союзов должны стоять непосредственно рядом с однородными членами!
Например, нежелательным с точки зрения порядка слов будет такое предложение: Мы осмотрели не только древнюю часть города, но и побывали в новых районах. Однородными в этом предложении являются сказуемые – осмотрели и побывали. Поэтому части двойного союза должны находиться непосредственно перед каждым из них: Мы не только осмотрели древнюю часть города, но и побывали в новых районах.
Нарушен порядок расположения повторяющегося союза то... то в предложении:
То проедет трактор, то машина. Однородными здесь являются подлежащие. Поэтому союз должен стоять непосредственно перед ними: Проедет то трактор, то машина.
Слайд 9Обратите внимание на то, что в речи часто неправильно используется сам двойной
союз. Наиболее регулярно искажается или усекается вторая часть двойного союза.
Например: Не только мы, но наши дети обрадовались (опущено и); Не только мы, а и наши дети обрадовались (вместо но и используется а).
Такое изменение формы двойного союза является нежелательным с точки зрения норм литературного языка.
Слайд 105. При употреблении однородных членов предложения встречаются ошибки на управление, если объединенные
в сочиненном ряду слова управляют разными формами.
Например: Преподаватели научат ребят разбираться и привьют им любовь к живописи, литературе, музыке (следовало: разбираться в живописи, литературе, музыке и привьют любовь к этим видам искусства). Анис культивируют на больших площадях на Украине, Поволжье, на Северном Кавказе и Средней Азии (следовало употребить предлог в с теми географическими наименованиями, которые не управляются предлогом на – в Украине, Поволжье, в Средней Азии и на Северном Кавказе).
Слайд 11Можно избежать многих ошибок при употреблении однородных членов, если строже относиться
к выбору падежных форм сопоставляемых в сочиненном ряду слов.
Так, нуждается в стилистической правке предложение: В соответствии с программой учащиеся должны научиться выполнять такие операции, как выпиливание лобзиком изделий из фанеры, разметку, строгание (зачистку) полуфабрикатов из древесины, сверление, сборку и отделку деталей. Все однородные существительные должны стоять в форме именительного падежа(такие, как... разметка, зачистка, сборка, отделка).
Слайд 12Недопустимо употребление в разных падежных формах обобщающих слов и однородных членов.
Например: Режиссер
сказал: «Мы работаем сейчас над двумя постановками: «Вишневый сад» Чехова и пьесой Володина «С любимыми не расставайтесь»(название первого спектакля следовало употребить также в творительном падеже).
Слайд 13Грубой ошибкой является грамматически разнотипное выражение однородных членов предложения.
Например, при рубрикации
недопустимы такие формулировки:
Помощник руководителя группы обязан помогать руководителю в обучении и воспитании слушателей:
- точно знать количество слушателей в группе;
- помощь руководителю группы в работе со слабоуспевающими слушателями;
- своевременно докладывать руководителю группы о запросах и пожеланиях слушателей.
В предпоследней рубрике следовало написать: организовать помощь... в работе со слабоуспевающими слушателями.
Слайд 14Нельзя в одном предложении соединять при помощи союза и причастный оборот
и придаточное определительное, начинающееся со слов который, которая, которое, которые.
Например: Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.
Не могут выступать в качестве однородных причастный оборот и придаточное предложение. Союз и должен соединять одинаковые грамматические конструкции: либо два причастных оборота, либо два придаточных определительных. Следовательно, правильными будут следующие варианты построения этого предложения:
Девушка, сидевшая у окна и хорошо певшая, запомнилась всем.
Или
Девушка, которая сидела у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.
Слайд 15Помните: только однотипные синтаксические конструкции могут быть однородными и сочетаться с союзом и.
Неправильными
с грамматической точки зрения будут такие предложения, как: Новый роман, опубликованный в журнале «Новый мир» и который рассказывает о войне, мне понравился.
Слайд 16В книжной речи нарушается норма при сочетании члена предложения и придаточной
части.
Например: Свое обязательство получить от каждой коровы не менее 4000 кг молока и чтобы ферма дала колхозу более 600 тысяч рублей дохода, мы выполнили (следовало: ...получить от каждой коровы и увеличить доход фермы...).
Слайд 176. Следует избегать конструкций, в которых управляемое слово может быть отнесено
к разным рядам однородных членов.
Например: Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта. В данном случае предложение содержит три существительных в родительном падеже (ликвидации, неполадок, ремонта). Поэтому союз и может объединять как формы ликвидации и ремонта, так и формы неполадок и ремонта. Поскольку в непосредственной близости находятся формы неполадок и ремонта, то можно решить, будто жильцы требовали ликвидации ремонта.
Таким образом, при оценке употребления однородных членов предложения важно учитывать и логическую, и лексическую стороны речи (проблемы лексической сочетаемости, речевой недостаточности) и грамматический строй предложения.
Слайд 18Найдите ошибки и недочёты в употреблении однородных членов. Исправьте предложения. Обоснуйте
ответ.
1. Родители заботятся и переживают даже за взрослых детей.
2. Я понимаю и сочувствую стремлению автора всесторонне осветить эту сложную проблему.
3. Везде: на улицах, площадях, парках и садах – ощущается близость весны.
4. Режиссёр опирался и развивал в своей работе систему Станиславского.
5. Сборные панели из кирпича не уступают железобетонным ни по прочности, ни морозостойкости, ни другим показателям.
Слайд 196. А.С. Грибоедов не только был выдающимся драматургом, но и блестящим
дипломатом.
7. В семье Раевских опальный поэт встретил дружеское расположение и тепло домашнего очага.
8. Атмосферу эпохи в комедии создают как действующие лица, а также внесценические персонажи.
9. Маяковский всю жизнь не любил и брезговал мещанством.
10. По этому роману созданы не только кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли.
Слайд 2011. Москва – город, который был родиной Пушкина и подробно описанный
им.
12. Эта пьеса современна и злободневная.
13. Я не столько против дождя, сколько грязи.
14. Алексея удивляли её глаза, скромность и доверчивость.
15. Для полного счастья мне не хватает хорошей учёбы, дисциплины и дедушки.
16. У Марины стройная фигура и бодрое настроение.
Слайд 2117. Добрыня прекрасно играет на гуслях и в шахматы.
18. Когда
хозяин был пьян, он бил посуду и мальчика.
19. Чехов высмеивал тех, кто были хамелеонами и тщеславными.
20. Не было слышно весёлых ребячьих голосов и ярких стенгазет.
21. Меня разбирали любопытство и радость.
22. Софья, чтобы досадить и оскорбить Чацкого, распускает о нём сплетни.
Слайд 2223. В стихах Пушкина звучит уверенность и любовь к будущему России.
24. Автор говорит не только о её внешней красоте, а о внутренней. 25. Я хотел бы завести собаку для интереса и чтобы было весело. 26. Я не люблю болеть и горчичники. 27. Я не люблю скуки и когда ругают. 28. В повести «Капитанская дочка» Пушкин показал людей с разными характерами, но которые знают, что такое честь. 29. Теперь Пугачёв был царь, а не тот бродяга, встретившийся Петру во время бурана и которого Пётр отблагодарил стаканом вина.
Слайд 2330. Гуляя с утра до вечера и если не заниматься, экзамена
не сдашь. 31. Лишь в шестидесятые годы мы смогли прочитать и насладиться романом Булгакова «Мастер и Маргарита». 32. Слова Чехова звучат не с усмешкой, а с гордо поднятой головой. 33. Пушкин – национальный поэт, и мы не можем не любить и не восхищаться им.