Слайд 1История создания
А. С. Пушкиным
романа
«Капитанская дочка»
Некоузская средняя общеобразовательная школа
Слайд 2 Цели проекта
Я хотела узнать
Что послужило основой для создания произведения?
Каким был первоначальный замысел произведения?
На какие исторические факты опирался А.С.Пушкин?
Чем заинтересовал Пушкина XVIII век? И как это связано с его произведением?
Чем отличается первоначальный замысел произведения от итоговой редакции?
Как он создавал героев будущего романа?
Как оценили произведение современники Пушкина и литераторы будущих поколений?
Слайд 3 Никто более его не был способен
к созданию такого романа: его ровный, невозмутимо спокойный рассказ, в котором без всякого усилия являются на сцену лица и происшествия, вполне живые и законченные; твердые стопы, какими ведет он происшествие – все это упрочивало за Пушкиным возможность полного достижения им цели.
П. В. Анненков
Я думал уж о
форме плана…
А. С. Пушкин
План работы Пушкина
над романом
Слайд 5 Замысел произведения
Замысел «Капитанской дочки»
возник тогда, когда Пушкин стал работать над «Историей Пугачёва». Оказалось, что нечего выдумывать небывалые сюжеты, наделять бумажных героев роковыми страстями, когда реальная русская история – это живой кладезь сюжетов и героев. Пушкин открывал события шестидесятилетней давности, как Колумб открывал Америку. Перед ним представали события и люди, о которых не прочитаешь и которых из головы не выдумаешь.
Слайд 6 Интерес Пушкина к ХVIII веку
Интерес
Пушкина именно к этому веку был постоянным и неугасимым. Именно в этом веке выковывалось русское дворянство, а с ним и всё русское общество. Всё, что дорого и ненавистно, страшно и смешно было поэту в России, корнями уходило в дедовский век. Поэтому он обращался к новому для себя жанру исторического романа.
Слайд 7 Сбор материала для произведения
В 1833
году Пушкин отправляется на Волгу и в Оренбургские степи собирать материалы для задуманного им исторического труда – «История Пугачёва». Одновременно зреет замысел будущего романа.
Слайд 8 Герои будущего романа
Сначала Пушкин хотел сделать
главным героем офицера, перешедшего на сторону Пугачева. Но то, что он узнал, прочитал в архивах и услышал от очевидцев, укрепило его в мысли, что такой поступок для дворянина был совершенно нетипичным. Дубровских в пугачёвском войске не было. Пугачёвский бунт как раз обозначил пропасть между двумя Россиями – дворянской и крестьянской.
Слайд 9 Прототипы героев романа
В ходе исследовательской работы Пушкин выявил,
что не только низшие слои населения поддерживали «хорошего» царя-самозванца, но на сторону Пугачева переходили дворяне, и не худшие. Он нашёл историю родовитого дворянина Шванвича и захотел сделать его героем уже не научного труда, а художественного произведения.
Сначала героем был Шванвич, потом были другие имена: Валуев, Гринёв. От главного героя,пришедшего на сторону восставших, Пушкин пришёл к Гринёву, который остался верен долгу и присяге, а имя Шванвича осталось в романе и трансформировалось в Швабрина – персонажа, сохранившего первоначальную идею.
В биографии рода Гриневых много схожего с биографией рода Пушкиных, как она изложена в стихотворении «Моя родословная». Поэтому понятна важность образа старика Гринева в идейной концепции «Капитанской дочки».
Слайд 10Начало рождения русского романа
Произведение «Капитанская дочка» было опубликовано в 1836г. Его
появление означало рождение русского романа, т.е. целой главы в книге мировой литературы. И начал эту главу Пушкин. «Капитанская дочка»- роман, а не историческое исследование. История этого произведения – это маленькие человеческие судьбы, переплетённые с историей народа, страны. «Капитанская дочка» стала для русской прозы тем же, чем были для греков поэмы Гомера. «Сравнительно с «Капитанской дочкой» все наши романы и повести,- писал Н.В.Гоголь,- кажутся приторной размазнёй. В первый раз выступили истинно-русские характеры:простой комендант крепости, капитанша, поручик;сама крепость с единственной пушкой, бестолковщина времени и простое величие людей, всё-не только сама правда, но ещё как бы лучше её».
Слайд 11 доброта и благородство…
А. С. Пушкин
Работа над романом "Капитанская дочка" была начата в 1832 году и закончена в 1836. Между двумя этими деталями напряженный труд по изучению архивных материалов и всевозможных источников на русском и европейских языках, поездка по "пугачевским местам", многочисленные встречи. Образованная Россия ждала исторический труд Пушкина с нетерпением. На столе в центре лежит первое издание "Истории Пугачева" 1834 года, переименованное по повелению Николая I в "Историю пугачевского бунта". Работа над ней шла параллельно с работой над "Капитанской дочкой". Последняя была впервые напечатана в журнале "Современник« декабре 1836 года.
Слайд 12 Критики о романе
Швабрин
набросан прекрасно, но только набросан: для зубов читателя трудно пережевать его переход из гвардии офицеров в сообщники Пугачева... - В. Ф. Одоевский
Пушкин выводит на сцену реального исторического деятеля эпизодически, на периферии романа. считал это законом исторического романа, обеспечивающим глубокое и правдивое раскрытие жизни данной эпохи. - Белинский В. Г.
Читая «Капитанскую дочку» в первый раз, каждый из нас испытывал захватывающее любопытство. Предугадать ход ее событий по нескольким начальным главам нет никакой возможности.
В Пушкине было верное понимание истории; свойство, которым одарены не все историки. Принадлежностями ума его были: ясность, проницательность и трезвость. Он был чужд всех систематических, искусственно составленных руководств; не только был он им чужд, он был им враждебен…- Вяземского П. А.
см. также
Слайд 13 Великое искусство исторического романа Пушкина
и состоит как раз в его крайней безыскусственности и, так сказать, в невмешательстве авторской воли в течение событий.
Сравнительно с «Капитанской дочкою», все наши романы и повести кажутся приторною размазнею. Чистота и безыскусственность взошли в ней на такую высокую степень, что сама действительность кажется перед нею искусственною и карикатурною – Гоголь Н. В.
Никто более его не был способен к созданию такого романа:
его ровный, невозмутимо спокойный рассказ, в котором без всякого усилия являются на сцену лица и происшествия, вполне живые и законченные; твердые стопы, какими ведет он происшествие, не замазывая пустых мест, не изукрашая и не пестря подробностей, что уже стало ныне необходимым условием успеха, — все это упрочивало за Пушкиным возможность полного достижения задуманной им цели. Даже теперь, после мощных произведений Гоголя, рассказ Пушкина, светлый и мерно льющийся, как
прозрачная струя, имеет обаятельную прелесть для чувства эстетически развитого...» П. В. Анненков
Зрительный образ цепок.
Книжная иллюстрация поселяется в
памяти надолго и случается, что образ,
созданный художником, вступает в
борьбу с замыслом писателя.
Кузьмин Н. В.
Изобразительная пушкиниана
Слайд 15Иллюстраторы произведения
Сысков В. Д.
Нестеров В. М.
Герасимов С. В.
Слайд 16 Владимир Данилович Сысков
Родился в 1943г. в г. Свердловске. В 1962г.
закончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в Ленинграде. Член Союза художников СССР с 1974г. Участник городских, областных, зональных, республиканских, всесоюзных и международных выставок. Представлен работами во многих художественных музеях страны, а также в частных собраниях в России и за рубежом. До 1989г. работал преимущественно как художник книги и живописец. С 1989г. и по сей день основное занятие - иконопись. Работает в традициях русской иконописи 14-17 в.в.
Слайд 17Вывод
Работая над проектом, я сделала для себя вывод о том, что
«Капитанская дочка» - это долгий и трудоёмкий труд А.С.Пушкина, который сам собирал материал для произведения, путешествовал по местам где происходило пугачёвское восстание, даже в письмах брату он просил, чтобы ему прислали какую–либо биографию Пугачёва. Также А. С. Пушкин разговаривал с людьми, которым было что-то известно про восстание, и записывал всё то, что они ему говорили. «Капитанская дочка» была создана из произведения «История Пугачёва», где речь шла о том же самом восстании.
Я много узнала и о первоначальном замысле произведения, и о том какие изменения он претерпел; о героях и их прототипах; узнала больше и о восстании под предводительством Пугачева.
А.С. Пушкин создал новый жанр литературы – исторический роман, что сделало русскую литературу ещё разнообразнее и интереснее.
В процессе изучении данного материала я просмотрела очень много литературы, усвоила правила использования программы PowerPoint, Publisher, ознакомилась с Интернетом. Также мною на данную тему были созданы тест В процессе изучении данного материала я просмотрела очень много литературы, усвоила правила использования программы PowerPoint, Publisher, ознакомилась с Интернетом. Также мною на данную тему были созданы тест и в программе буклет.
Слайд 18Библиография
1. Пушкин в школе (Изд. М., «Просвещение», 1978).
2. С. М. Петров.
А. С. Пушкин. Очерк жизни и творчества.(Изд. М., «Просвещение»1980)
3. Полное собрание сочинений
А. С. Пушкина (Изд. М., «Правда»,1954).
4. Б. С.Мейлах.Творчество А. С. Пушкина. Развитие художественной системы.(Изд. М., «Просвещение»,1984)
5. Живые страницы. Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Белинский.(Изд. М., «Детская литература», 1972).
6. Последний год жизни Пушкина(Изд. М., «Правда», 1990)
7. http://images.google.ru
8. http://pushkinmuseum.ru
9. http://kapitandochka.ru