Презентация, доклад на тему Мастер класс Учимся писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему 15.1. Подготовка к ГИА выпускников 9 класса. ОГЭ по русскому языку.

Содержание

Построение текста сочинения-рассуждения 15.1.1. Вступление – тезис.2. Основная часть – аргументы + примеры.3. Заключение – вывод.Итак, определим задачу, которая стоит перед нами: прокомментировать слова лингвиста, расшифровать смысл высказывания,  поделиться своими мыслями и  подтвердить свой ответ двумя примерами из прочитанного текста (один

Слайд 1«Учимся писать
сочинение-рассуждение на лингвистическую тему 15.1.»

Подготовка к ГИА выпускников 9

класса в форме ОГЭ по русскому языку.

Мастер-класс.

Работа учителя русского языка и литературы
Слободчиковой Екатерины Семеновны,
МОУ «Эдиганская ООШ»
Села Эдигана, Чемальского района,
Республики Алтай.

«Учимся писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему 15.1.»Подготовка к ГИА выпускников 9 класса в форме ОГЭ по русскому

Слайд 2Построение текста сочинения-рассуждения 15.1.
1. Вступление – тезис.
2. Основная часть – аргументы

+ примеры.
3. Заключение – вывод.



Итак, определим задачу, которая стоит перед нами: прокомментировать слова лингвиста, 
расшифровать смысл высказывания,  
поделиться своими мыслями и  подтвердить свой ответ двумя примерами из прочитанного текста (один пример должен иллюстрировать лексические явления, а другой - грамматические).

Построение текста  сочинения-рассуждения 15.1.1. Вступление – тезис.2. Основная часть – аргументы + примеры.3. Заключение – вывод.Итак,

Слайд 3Попытаемся пошагово рассмотреть построение сочинения-рассуждения на лингвистическую тему 15.1.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая

смысл высказывания известного лингвиста Б.Н. Головина: «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?» Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Б.Н. Головина.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) , не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Попытаемся пошагово рассмотреть построение сочинения-рассуждения на лингвистическую тему 15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Б.Н.

Слайд 4Текст.
(1)Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки Нюра и

Рая Ивановы. (2)Впервые после долгой блокадной зимы oни отправились пешком с Петроградской стороны на Невский проспект, ко Дворцу пионеров. (3)Они обходили перевёрнутые трамваи, прятались от взрывов в подворотнях, пробирались по грудам развалин на тротуарах. (4)3имой девочки похоронили мать, умершую от голода, и остались одни в закопчённой квартире с обледеневшими стенами. (5)Чтобы согреться, сжигали мебель, одежду, книги. (6)Ослабевшую Нюру, до войны солистку знаменитого ансамбля, которым руководил Исаак Осипович Дунаевский, на санках отвезли в детский дом девушки бойцы отряда противовоздушной обороны. (7)Рая Иванова поступила в ремесленное училище. (8)На исходе первой блокадной зимы их разыскала руководитель студии Р.А. Варшавская. (9)Как и другие работники Дворца пионеров, она, только недавно выписанная из госпиталя, шла по сохранившимся адресам, чтобы найти своих питомцев. (10)До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.
(11)Из уст в уста передавалась казавшаяся невероятной весть: «Дворец пионеров ждёт нас!» (12)Об этой новости нельзя было узнать ни из газет, ни из сообщений по радио. (13)Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект. (14)Как были помечены и Эрмитаж, и Русский музей.
(15)Из района в район, из дома в дом передавали как пароль: «Собраться в назначенный час...», и по улицам осаждённого города двигались дети так начался подвиг педагогов и воспитанников ленинградского Дворца пионеров.
(16)Дети, конечно, были глубоко потрясены войной. (17)Они видели, как рушатся дома от взрывов, как падают в голодном беспамятстве люди. (18)Вера Бородулина потеряла отца, Витя Панфилов пережил смерть семерых родных... (19)В каждом доме было горе. (20)Впереди было ещё почти два года блокады...
(21)А в мае 1942 года во Дворце пионеров работали многочисленные кружки: танцевальные, вокальные, фортепьянные, рукоделия, рисования, художественного слова. (22)Искусство помогало детям выжить, но они ещё не знали о его подлинной силе.
(23)Летом 1942 года ребят впервые пригласили на военный крейсер. (24)Они поехали на грузовой машине, захватив музыкальные инструменты и танцевальные костюмы. (25)На палубе корабля играл мелодии Чайковского Витя Панфилов, танцевала Рая Иванова, читала стихи Вера Бородулина. (26)По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы. (27)3навшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников. (28)Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда. (29)Прощаясь с детьми, команда построилась. (30)Ребята стали вручать подарки, которые привезли с собой. (31)Взяв матерчатый кисет из рук девочки, старшина, на груди которого было два боевых ордена, сказал: «Принимаю третью награду Родины». (32)Моряки знали цену мужеству.
 (По Л. Овчинниковой)
* Л. Овчинникова современная российская писательница.

Текст.(1)Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки Нюра и Рая Ивановы. (2)Впервые после долгой блокадной

Слайд 51. Вступление. Тезис – это мысль, которую надо доказать.
Можно использовать речевые

клише:
Известный лингвист ... Утверждал «…» (высказывание лингвиста).
Я согласна с высказыванием известного лингвиста «…» (высказывание лингвиста).
«…» (высказывание лингвиста),- писал ученый … . Известный лингвист прав, потому что…
«…» (высказывание лингвиста),- писал лингвист… . Высказывание языковеда, безусловно, справедливо, потому что…
1. Вступление.  Тезис – это мысль, которую надо доказать.Можно использовать речевые клише:Известный лингвист ... Утверждал «…»

Слайд 61. Вступление. Работа с цитатой лингвиста, ее смысл.
Записав цитату лингвиста, необходимо

подчеркнуть ключевые слова, чтобы выявить языковые явления, кажущиеся нам наиболее важными.
«К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?»
Необходимо понять смысл цитаты:
Достоинство речи (т.е. красота, целостность, выразительность) – это удачно отобранные и использованные для выражения мыслей и чувств языковые единицы.
Из массы слов языка автор отбирает наиболее важные, на его взгляд фонемы, морфемы, слова, словосочетания, предложения, чтобы выразить мысли и чувства (языковые единицы).
1. Вступление.  Работа с цитатой лингвиста, ее смысл.Записав цитату лингвиста, необходимо подчеркнуть ключевые слова, чтобы выявить

Слайд 71. Вступление. Пишем вступление, используя речевые клише, объясняем смысл цитаты.
«К оценке

достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?»,- писал лингвист Б.Н.Головин. Высказывание языковеда, безусловно, справедливо, так как языковые единицы – это фонема, морфема, слово, словосочетание, предложение, удачно отобранные автором, они позволяют ему выразить в тексте свои мысли и чувства.

1. Вступление.  Пишем вступление, используя речевые клише, объясняем смысл цитаты.«К оценке достоинств речи мы должны подходить

Слайд 82. Основная часть.
Читаем текст, отмечаем номера предложений, нужные нам для примеров-аргументов,

выписываем их. Кратко записываем, какую роль играют они в тексте:
1 пример. Его роль.
2 пример. Его роль.

СОВЕТ: Чтобы твои примеры были убедительными, работай с текстом внимательно.
Перечитай его, анализируя ЛЕКСИКУ.
Постарайся «увидеть» наиболее характерные приёмы автора помогающие ему создать определённые образы, настроение (это могут быть синонимы, антонимы, слова, употреблённые в переносном значении, устаревшие или новые слова, разговорная лексика и прочие явления лексики).

Проанализируй ГРАММАТИКУ. Помни, что в неё входят СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, МОРФОЛОГИЯ, СИНТАКСИС. Может быть, твоё внимание привлекут уменьшительно-ласкательные суффиксы, обилие сложных слов. Возможно, что-то интересное есть с точки зрения употребления частей речи. Самым выигрышным будет наблюдение за особенностями синтаксиса: здесь автор может часто пользоваться ДИАЛОГОМ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ, ОДНОРДНЫМИ ЧЛЕНАМИ, СЛОЖНЫМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ и т. д.

2. Основная часть.Читаем текст, отмечаем номера предложений, нужные нам для примеров-аргументов, выписываем их. Кратко записываем, какую роль

Слайд 9Для написания основной части сочинения-рассуждения необходимо знать:
Лексические явления.

Морфемы.
Универсальные лексические категории.
Лексика активного

и пассивного запаса.
Тропы.
Стилистические фигуры.

Грамматические явления.

Морфология – части речи и их признаки.
Синтаксис – синтаксические понятия, синтаксические средства художественной изобразительности

Для написания основной части сочинения-рассуждения необходимо знать:Лексические явления.Морфемы.Универсальные лексические категории.Лексика активного и пассивного запаса.Тропы.Стилистические фигуры.Грамматические явления.Морфология –

Слайд 102. Основная часть. Использование речевых клише:
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к …

предложению текста.
Пример лексического (грамматического) явления можно найти в предложении …
Справедливость этого вывода можно доказать на примере… предложения, в котором автор использует такое лексическое (грамматическое ) явление, как …
В подтверждение собственных выводов приведу пример, демонстрирующий лексическое (грамматическое) явление, из … предложения прочитанного мною текста.
Рассмотрим … предложение. В нем использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как… . Это подтверждает наш вывод о том, что…
2. Основная часть.  Использование речевых клише:Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.Пример лексического (грамматического) явления

Слайд 112. Основная часть. Приводим 1-й пример, доказывая слова лингвиста, используем речевое клише.
Чтобы

подтвердить сказанное, обратимся к тексту. В предложениях 9, 11 автор использует метафору «дворец готовился встречать детей» и эпитет «невероятная весть», для того, чтобы передать чувство и настроение воспитанников, насколько неожиданной, но радостной была эта новость. Ведь город был осажден, реально ли было организовать концерт.
2. Основная часть. Приводим 1-й пример, доказывая слова лингвиста, используем речевое клише. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к

Слайд 122. Основная часть. Приводим 2-й пример.
Дети тайно собираются для организации концерта, в

то время, когда город был окружен врагом, гибли люди, рушились дома, именно поэтому в предложении 20 использовано многоточие, которое показывает недосказанность мысли о продолжении блокады еще почти на два года.
2. Основная часть. Приводим 2-й пример. Дети тайно собираются для организации концерта, в то время, когда город

Слайд 133. Заключение (вывод).
Не должно превышать по объему основную часть сочинения. Заключение

должно представлять собой вывод из всего сказанного выше. Как правило, в заключении говорится о том же, о чем во вступлении, но другими словами.

Используем речевые клише:
Итак,
Следовательно,
Значит,
Таким образом,
Обобщая вышеизложенные доводы, мы пришли к выводу о том, что … и т.д.


3. Заключение (вывод). Не должно превышать по объему основную часть сочинения. Заключение должно представлять собой вывод из

Слайд 143. Заключение (кратко записываем вывод).
Вариант 1. Таким образом, смысл афоризма я

вижу в том, что достоинство речи – это удачно отобранные из языка и использованные для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы.
Вариант 2. Итак, справедливым является утверждение лингвиста Б.Н. Головина: «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?»
3. Заключение  (кратко записываем вывод).Вариант 1. Таким образом, смысл афоризма я вижу в том, что достоинство

Слайд 15Сколько абзацев должно быть в сочинении?
1 абзац – тезис.
2 абзац –

толкование первой части высказывания + пример иллюстрирующий лексические явления.
3 абзац - толкование первой части высказывания + пример иллюстрирующий грамматические явления.
4 абзац – вывод.

Сколько абзацев должно быть в сочинении?1 абзац – тезис.2 абзац – толкование первой части высказывания + пример

Слайд 16Каким должен быть объем сочинения?
Развивайте мысль так, чтобы объем сочинения был

не менее 70 слов.
При подсчете слов не забывайте о том, что союзы, предлоги и частицы – это служебные слова, которые отдельно не считаются
Слова, которые пишутся через дефис, считаются как одно слово.
Каким должен быть объем сочинения?Развивайте мысль так, чтобы объем сочинения был не менее 70 слов.При подсчете слов

Слайд 17Получившееся сочинение-рассуждение 15.1.
«К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом:

насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?»,- писал лингвист Б.Н.Головин. Высказывание языковеда, безусловно, справедливо, так как языковые единицы – это фонема, морфема, слово, словосочетание, предложение, удачно отобранные автором, они позволяют ему выразить в тексте свои мысли и чувства.
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту. В предложениях 9, 11 автор использует метафору «дворец готовился встречать детей» и эпитет «невероятная весть», для того, чтобы передать чувство и настроение воспитанников, насколько неожиданной, но радостной была эта новость. Ведь город был осажден, реально ли было организовать концерт.
Дети тайно собираются для организации концерта, в то время, когда город был окружен врагом, гибли люди, рушились дома, именно поэтому в предложении 20 использовано многоточие, которое показывает недосказанность мысли о продолжении блокады еще почти на два года.
Таким образом, смысл афоризма я вижу в том, что достоинство речи – это удачно отобранные из языка и использованные для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы.

Получившееся сочинение-рассуждение 15.1.	«К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка

Слайд 18Действуй по той же схеме!

Сформулируй в качестве тезиса слова известного лингвиста,

учёного, писателя.
Дай понятие тем лингвистическим явлениям, о которых идёт речь в формулировке задания.
Напиши, что ты думаешь о функциях данного языкового явления.
Приведи два примера из анализируемого текста, указывая номера нужных предложений или применяя цитирование.
Сделай вывод.

А если тема будет сформулирована иначе?

Действуй по той же схеме!Сформулируй в качестве тезиса слова известного лингвиста, учёного, писателя. Дай понятие тем лингвистическим

Слайд 20Спасибо за внимание и удачи в сдаче ОГЭ!

Спасибо за внимание и удачи в сдаче ОГЭ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть