Слайд 1Монастырская Валентина Николаевна, учитель русского языка и литературы, руководитель ШМО учителей
русского языка и литературы МБОУ Старополтавская средняя общеобразовательная школа с. Старая Полтавка Старополтавского района Волгоградской области
Слайд 2Мастер-класс
«Организация работы с текстом в процессе изучения русского языка в 5-11
классах как средство развития коммуникативной компетенции учащихся»
Слайд 3Актуальность темы
Комплексный анализ текста-это не только интересный, но и чрезвычайно полезный
вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутьё, способствует устранению грамматических, стилистических,речевых ошибок,углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений. Анализ текста-обязательный вид работы при подготовке к изложению, так как он помогает до конца понять особенности текста и грамотно пересказать, письменно, сохраняя его своеобразие. Изучение языка писателей должно быть связано с замыслом художественного произведения, его литературными образами. Ведь только тогда можно почувствовать истинное богатство и выразительные возможности русского языка.
Слайд 7 Обучение написанию сжатого изложения
Слайд 8Цели: научить пользоваться приёмами сжатия текста, уметь использовать лексические и лексико-грамматические
средства соединения частей текста.
Задачи: 1) формирование знаний способов и приёмов сжатия текста; 2) формирование навыков работы с текстом.
Слайд 9
СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
(приёмы компрессии)
Слайд 10СЖАТИЕ ТЕКСТА
Это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объёму
изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений
Исключение
Вводных конструкций
Однородных членов предложения
Повторов
Цитат
Однотипных примеров
Деталей, не влияющих на ход авторской мысли
Пояснений, рассуждений, описаний
Слайд 12При исключении необходимо
Выделить главное, убрать ненужные подробности и детали
Объединить полученное, используя
основные средства связи между предложениями
Слайд 13Возможность сокращения чаще всего основана на явлении избыточности
Сказка живёт везде, во
всём: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в доме, в кресле, в тебе самом. (20 слов)
(избыточными являются однородные обстоятельства)
Сказка живёт везде, во всём.(5 слов)
Слайд 14Обобщение или объединение
Парцеллированных предложений
Ряда предложений, связанных одной мыслью
Частей предложений
Конкретных фактов, событий,
явлений
Слайд 15При объединении необходимо
Найти в тексте единичные факты
Объединить их на основе общего
Сформулировать
получившееся предложение
Слайд 16Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить
из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут, как весёлый, но слабый может победить сильного, но хмурого.(30 слов)
Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов)
Слайд 17ЗАМЕНА
Однородных членов предложения обобщающим словом
Сложного предложения простым
Прямую речь косвенной
Части текста одним
предложением
Слайд 18При замене необходимо
Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить
с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т. д.
Сформулировать получившееся предложение
Слайд 19Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не
очень.(12 слов)
Сказки любят все. (3слова)
Слайд 20Сочетание исключения и обобщения
Сказки… как прекрасен и увлекателен ваш
мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший – плохого, и в финале, как правило, все счастливы.
Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слёзы. Они очищают. (50 слов)
Слайд 21Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они
вызывают святые грусть и слёзы, помогающие нам стать лучше. (20 слов)
Слайд 22Сочетание исключения и замены
Бывают, правда, и злые сказки, в которых всё
наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел её, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди. (64 слова)
Слайд 23Бывают и злые сказки, как и люди, которые их создали. Но
хороших людей, как и сказок, значительно больше. (18 слов)
Слайд 24Сочетание замены, исключения и объединения
Вы, люди, специально, а чаще случайно,
забыв о той поре, когда вы еще верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и веселые сказки.(61 слово)
Слайд 25
Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга, не находят
выхода из жизненных ситуаций. А выход прост: надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки. (29 слов)
Слайд 26 Что нельзя удалять из текста?
Основные детали, помогающие понять авторскую идею
Аргументы
автора, используемые им для доказательства основной мысли
Слайд 27Памятка «Как работать над сжатым изложением»
При первом чтении:
Внимательно прослушайте текст,
чтобы понять его содержание.
Определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?).
Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуждение, повествование), а затем сохраняйте особенности этого типа речи при написании изложения.
Запомните последовательность событий, рассуждений.
Определите количество абзацев, ключевые слова.
Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.
Слайд 28Как составить план.
1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите
назывной план.
2. Поставив вопрос к каждому абзацу, получите вопросный план.
3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план.
Слайд 29Памятка «Как работать над сжатым изложением» (продолжение)
После второго чтения
Разделите текст на
смысловые части.
Начинайте работу по компрессии текста. Помните: сжимая текст, необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом, а для этого исключите второстепенную информацию, обобщите единичные факты, замените конкретное обобщающим. Сохраняйте особенности языка данного текста в изложении, используйте авторские ключевые слова и словосочетания.
Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами.
Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.
Следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений.
Напишите черновик изложения, внимательно проверьте его.
Слайд 30Правильно организованная работа по комплексному анализу текста способствует более глубокому проникновению
в содержание текста, а также развивает лингвистические, коммуникативные и творческие способности учащихся.