Слайд 1От диалогического обучения к речевой культуре
Чертовикова Марина анатольевна, учитель русского языка
и литературы
МАОУ ПГО «СОШ №13 с УИОП».
Слайд 3ФОРМУЛА ПЕДТЕХНОЛОГИИ
ЦЕЛИ
ЗАДАЧИ
ФОРМЫ
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДЫ
О Б У Ч Е Н И Я
Педагогическая технология
представляет собой процесс,
при котором происходит
качественное изменение
воздействия на обучаемого.
Слайд 4Назначение диалога в образовании – научить критически мыслить
решать проблемы на
основе анализа обстоятельств и соответствующей информации,
взвешивать альтернативные мнения,
принимать продуманные решения,
участвовать в дискуссиях,
общаться с другими людьми.
Слайд 5РКМЧП
умение работать с информацией, применять разные способы ее интеграции;
задавать вопросы, самостоятельно
формулировать гипотезу;
решать проблемы;
вырабатывать собственное;
аргументировано выражать свое мнение;
Заниматься самообразованием;
брать на себя ответственность;
Работать в группе, выстраивая конструктивные
взаимоотношения;
Слайд 6ДИАЛОГ В ОБУЧЕНИИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ
Технология учебного исследования
Слайд 7Педагогические методы по внешним признакам деятельности учителя и
учащихся
лекция;
беседа;
рассказ;
инструктаж;
демонстрация;
упражнения;
решение задач;
работа с книгой;
Слайд 8Дидактические методы по источнику получения знаний
СЛОВЕСНЫЕ
НАГЛЯДНЫЕ
ПРАКТИЧЕСКИЕ
демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей;
использование технических средств;
просмотр кино- и телепрограмм;
практические задания;
тренинги;
деловые игры;
анализ и решение проблемных ситуаций и т.д.;
Слайд 9«Non scholae vitae discimus»
(«Не для школы, для жизни учимся»)
Если мы
будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра.
Джон Дьюи
Концепция современного образования
Слайд 10Проектирование урока – исследования русского языка
Функциональное значение этапов урока-исследования.
Возможности урока-исследования для
формирования УУД.
Слайд 12Пример целеполагания на уроке русского языка
ТЕМА УРОКА: Правописание НЕ с
существительными. 5 класс.
Цели урока (планируемые результаты обучения):
Личностные:
развитие у учащихся самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений.
Метапредметные: развитие универсальный учебных действий :
формулировать гипотезы и оценивать их верность с точки зрения полученной в ходе исследования информации;
проводить экспериментальное исследование по предложенному плану;
на основании результатов эксперимента формулировать вывод;
развивать коммуникативные навыки при организации работы в группах.
Предметные:
формирование у обучающихся представления об условиях слитного и раздельного написания НЕ с существительными.
Слайд 13МЕТОДИКА
Дедуктивный способ подачи информаци:
Усвоение знаний, имеющих общий и абстрактный характер, предшествует
знакомству с более частными и конкретными знаниями.
ОТ ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ
(Шерлок Холмс)
Слайд 14МЕТОДИКА
Индуктивный способ подачи информации
Умение установить логические
связи между частностями для выведения общего положения, правила, теории.
ОТ ЧАСТНОГО К ОБЩЕМУ
(«антишерлокхолмс»)
Слайд 151 этап. Мотивация.
ИНДУКТИВНЫЙ СПОСОБ (в слабом или неподготовленном классе)
Назначение этапа:
создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса и формулирование проблемы, вызывающей необходимость поиска.
Слайд 16Планируемые результаты на этапе мотивации.
Метапредметные: развитие у обучающихся универсальных учебных действий:
формулировать
собственное мнение и позицию;
самостоятельно определять цель своей работы.
Слайд 17Мотивация. Индуктивный.
5 класс. Слитное и раздельное написание НЕ с
существительными
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Вы знаете это правило? Сформулируйте проблемный вопрос.
Детские варианты: Как пишется НЕ с существительными.
Проблемный вопрос: при каких условиях НЕ с существительными пишется слитно, а при каких – раздельно?
Слайд 182 этап. Исследование.
Назначение: поиск решения проблемы
Деятельность: работа с частными примерами, благодаря
чему выдвигается гипотеза.
Поработайте с примерами, сделайте морфемный и/или лексический разбор, выскажите предположение…
1 группа: Ненастье, неряха, невзгоды.
2 группа: Неправда - это ложь. Недруг – это враг.
3 группа: Не правда, а ложь; не друг, а
враг.
Слайд 19Планируемые результаты на этапе «Исследование»
Личностные:
развитие самостоятельности в приобретении новых знаний
и практических умений;
Метапредметные: развитие у обучащюихся универсальных учебных действий:
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
самостоятельно оценивать и анализировать собственную деятельность с позиции полученных результатов.
Ученики получат возможность научиться:
при планировании достижения цели самостоятельно учитывать условия и средства их достижения
самостоятельно проводить исследование на основе применения эксперимента.
Предметные:
формирование умения планировать и проводить анализ фактов, на основании результатов анализа формулировать вывод;
Слайд 203 этап. Обмен информацией.
ИНДУКТИВНЫЙ
Назначение: изложение результатов исследования
Деятельность:
Внутри группы учащиеся высказывают свое
мнение, у доски докладывают, что они сделали, к
каким вывода пришли.
Слайд 213 этап. Обмен информацией.
Деятельность у доски
Не правда, а ложь
Не друг, а
враг РАЗДЕЛЬНО: есть противоп. с А
Групп с однотипными заданиями
может быть несколько!
Слайд 22Планируемые результаты на этапе обмена информацией
Метапредметные: развитие у обучащюихся универсальных учебных
действий:
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
Предметные:
формирование представления об условиях слитного и раздельного написания НЕ с существительными; повторение сведений о синонимах и антонимах.
Слайд 234 этап. Организация информации
Назначение этапа: сортировка или классификация полученных в ходе
исследования материалов для обеспечения условий для связывания однородных данных и открытия новых знаний.
Деятельность: Сгруппируйте похожие условия для написания НЕ с существительными? Сколько условий мы получили?
Слайд 24Планируемые результаты на этапе организации и связывания информации
Личностные:
развитие самостоятельности в
приобретении новых знаний.
Метапредметные: развитие у обучающихся универсальный учебных действий:
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения, анализировать данные учебной задачи.
Предметные:
формирование представления об условиях слитного и раздельного написания НЕ с существительными, повторение сведений о синонимах и антонимах.
Слайд 255 этап. Связывание информации
Назначение этапа. Открытие и формулирование нового знания: принципа,
идеи, обобщения
Деятельность: сформулируйте правило, составьте опорную схему, подкрепите примерами.
Слайд 26НЕ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ
Результат 5 этапа
«Связывание информации»
Слайд 276 этап. Рефлексия.
Назначение этапа: оценивание того, в какой мере достигнуто решение
проблемы, обсуждение перспективы дальнейшей работы по проблеме. Рефлексия процесса мышления.
Деятельность: проверяем, ответили ли на проблемный вопрос, сколько условий, проговариваем условия. Оцениваем работу: интересно…, сложно… , понятно… непонятно…
Слайд 28Планируемые результаты
на этапе рефлексии.
Метапредметные: развитие у обучающихся универсальный учебных действий:
оценивать
верность гипотез с точки зрения полученной информации в ходе исследования;
самостоятельно оценивать и анализировать собственную деятельность с позиции полученных результатов.
Слайд 297 этап. Применение.
Назначение этапа: использование открытого принципа, нового знания, решения, идеи
в новых условиях, обеспечивающее подлинное понимание нового знания. Обязательно назвать задания, где эти знания применяются на ИА в 9 и 11 классах.
Деятельность: выполнение упражнений, промежуточный и итоговый контроль.
Слайд 30Планируемые результаты на этапе применения.
Метапредметные: развитие у обучающихся универсальный учебных действий:
формулировать
собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения.
Предметные
Формирование умения применять знания об условиях слитного и раздельного написания НЕ с существительными, закрепление навыка определения синонимов и антонимов, расширение словарного запаса.
Слайд 311 этап. Дедуктивный способ.
Более эффективен в сильном классе или классе с
достаточной мотивацией.
Назначение этапа: создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса и формулирование проблемы, вызывающей необходимость поиска.
Слайд 321 этап. Дедуктивный способ.
Пример задания:
Однажды в ненастье неряха упал в лужу.
Он обвинил недругов в том, что они устроили ему эту неприятность. Но его остановили, сказав: «Это не правда, а ложь. Такое обвинение может предъявить не друг, а враг… »
Проблемная ситуация: как пишется НЕ с именами существительными?
Слайд 332 этап. Исследование.
Назначение этапа: поиск фактов для обоснования или опровержения гипотезы-обобщения.
Деятельность:
работа с текстом и выдвижение гипотезы-обобщения (пишется слитно, если… ; пишется раздельно, если…)
Слайд 343. Этап. Обмен информацией
Назначение этапа: изложение результатов исследования.
Деятельность: внутри группы
учащиеся высказывают свое мнение, докладывают, что они сделали, выбирают вывод, к которому пришли. Один представитель группы выходит к доске, чтобы изложить итоги работы группы.
Слайд 353 этап. Обмен информацией.
СЛИТНО:
Без НЕ не употр
РАЗДЕЛЬНО:
Есть союз
А
СЛИТНО
Без НЕ не употр
Если можно найти синоним с ЭТО
СЛИТНО:
1)НЕ – часть корня
2) Есть синоним без НЕ
РАЗДЕЛЬНО:
1) Есть антоним с А
Результаты работы групп на доске
Слайд 364 этап. Организация информации
Назначение этапа: сортировка или классификация полученных материалов
для их оценки по отношению к гипотезе-обобщению и осознания обоснованности рассматриваемой гипотезы.
Деятельность: выясняем, насколько исчерпывающи выводы групп, все ли условия заметили, проанализированы. При необходимости дополняем примерами на те условия, которые вызвали затруднения.
Слайд 375 этап. Связывание информации (оценивание)
Назначение этапа: формулирование заключения о доказанности или
недоказанности гипотезы на основании оцененных и систематизированных ранее данных (определение границ обоснованности гипотезы-обобщения).
Деятельность: Составление опорной схемы, таблицы.
Слайд 386 этап. Рефлексия
(подведение итогов)
Назначение этапа: оценивание малых гипотез, вытекающих из
основной гипотезы-обобщения, осмысление ее значения, уточнение, развитие. Рефлексия процесса мышления.
Деятельность: проверяем, ответили ли на проблемный вопрос, сколько условий, проговариваем условия. Оцениваем работу: интересно…, сложно… , понятно… непонятно…
Слайд 397 этап. Применение
Назначение этапа:
использование обоснованной в ходе исследования гипотезы-обобщения в новых условиях для понимания новых частных случаев.
Обязательно назвать номера заданий на ИА в 9 и 11 классах.
Деятельность: выполнение упражнений, промежуточный и итоговый контроль.
Слайд 40Роль уроков в технологии учебного исследования
Слайд 41Приемы и техники РКМЧП на учебном исследовании
Этап «Мотивация»
«Лови ошибку»
«Верно-неверно»
«Знаю – хочу узнать - узнал»
Слайд 42Приемы и техники РКМЧП на учебном исследовании
Связывание информации
«Толстые и тонкие вопросы»
«Письмо
по кругу»
Слайд 43Приемы и техники РКМЧП на учебном исследовании
Этап «Применение»
Кластер
Синквейн
Лови ошибку
Знаю – хочу
узнать - узнал
Слайд 44Идеологическая основа формирования УУД -
НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ
Слайд 45Приемы формирования личностных УУД
участие в проектах;
подведение итогов урока;
творческие задания;
зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки, текста;
словесное рисование;
самооценка события, происшествия;
портфолио: формулировка целей;
Слайд 46Приемы формирования познавательных УУД
«найди отличия» (можно задать их количество) – требуется
при выполнении тестовых заданий;
«на что похоже?»;
поиск лишнего (все задания части А ОГЭ по русскому языку);
Упорядочивание (выстраивание предложений в текст).
Слайд 47Приемы формирования познавательных УУД
«цепочки»
«хитроумные решения»;
составление схем-опор;
работа с разного вида таблицами;
составление и распознавание схем;
работа со словарями;
Слайд 48Коммуникативные УУД
Планирование сотрудничества, определение его цели и распределение ролей.
Постановка вопросов при
сборе информации.
Разрешение конфликтов.
Четкое формулирование мыслей, владение всеми формами речи.
Аргументация выбора.
Владение вербальными и невербальными способами поддержки общения.
Работа в группах.
Слайд 49Приемы формирования коммуникативных УУД
составь задание партнеру;
отзыв на работу товарища;
групповая работа по
составлению кроссворда;
«отгадай, о ком говорим;
диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
«подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.
Слайд 50Приемы формирования регулятивных УУД
«преднамеренные ошибки»;
поиск информации в предложенных источниках;
взаимоконтроль;
«ищу ошибки»
самооценка
КОНОП (контрольный
опрос на определенную проблему).
Слайд 52Приходите: Коммунистическая 3,
кабинет 35
Звоните: 3-37-10; 5-98-19
Чертовикова Марина Анатольевна
МАОУ ПГО «СОШ№13 с УИОП»