Презентация, доклад на тему Мастер-класс От диалога к речевой культуре

Содержание

ФОРМУЛА ПЕДТЕХНОЛОГИИЦЕЛИЗАДАЧИФОРМЫСОДЕРЖАНИЕМЕТОДЫО Б У Ч Е Н И ЯПедагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.

Слайд 1От диалогического обучения к речевой культуре
Чертовикова Марина анатольевна, учитель русского языка

и литературы
МАОУ ПГО «СОШ №13 с УИОП».
От диалогического обучения к речевой культуреЧертовикова Марина анатольевна, учитель русского языка и литературыМАОУ ПГО «СОШ №13 с

Слайд 3ФОРМУЛА ПЕДТЕХНОЛОГИИ
ЦЕЛИ
ЗАДАЧИ
ФОРМЫ
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДЫ
О Б У Ч Е Н И Я
Педагогическая технология


представляет собой процесс,
при котором происходит
качественное изменение
воздействия на обучаемого.

ФОРМУЛА  ПЕДТЕХНОЛОГИИЦЕЛИЗАДАЧИФОРМЫСОДЕРЖАНИЕМЕТОДЫО Б У Ч Е Н И ЯПедагогическая технология представляет собой процесс,

Слайд 4Назначение диалога в образовании – научить критически мыслить
решать проблемы на

основе анализа обстоятельств и соответствующей информации,
взвешивать альтернативные мнения,
принимать продуманные решения,
участвовать в дискуссиях,
общаться с другими людьми.

Назначение диалога в образовании – научить критически мыслить решать проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации,

Слайд 5РКМЧП
умение работать с информацией, применять разные способы ее интеграции;
задавать вопросы, самостоятельно

формулировать гипотезу;
решать проблемы;
вырабатывать собственное;
аргументировано выражать свое мнение;
Заниматься самообразованием;
брать на себя ответственность;
Работать в группе, выстраивая конструктивные
взаимоотношения;
РКМЧПумение работать с информацией, применять разные способы ее интеграции;задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;решать проблемы;вырабатывать собственное;аргументировано выражать свое

Слайд 6ДИАЛОГ В ОБУЧЕНИИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ
Технология учебного исследования

ДИАЛОГ В ОБУЧЕНИИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫТехнология учебного исследования

Слайд 7Педагогические методы по внешним признакам деятельности учителя и

учащихся

лекция;
беседа;
рассказ;
инструктаж;
демонстрация;
упражнения;
решение задач;
работа с книгой;

Педагогические методы по внешним признакам деятельности учителя и

Слайд 8Дидактические методы по источнику получения знаний
СЛОВЕСНЫЕ
НАГЛЯДНЫЕ
ПРАКТИЧЕСКИЕ

демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей;


использование технических средств;
просмотр кино- и телепрограмм;

практические задания;
тренинги;
деловые игры;
анализ и решение проблемных ситуаций и т.д.;

Дидактические методы по источнику получения знанийСЛОВЕСНЫЕНАГЛЯДНЫЕПРАКТИЧЕСКИЕдемонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей; использование технических средств; просмотр кино- и

Слайд 9«Non scholae vitae discimus» («Не для школы, для жизни учимся»)
Если мы

будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра.
Джон Дьюи

Концепция современного образования

«Non scholae vitae discimus»  («Не для школы, для жизни учимся»)Если мы будем учить сегодня так, как

Слайд 10Проектирование урока – исследования русского языка
Функциональное значение этапов урока-исследования.
Возможности урока-исследования для

формирования УУД.
Проектирование урока – исследования русского языкаФункциональное значение этапов урока-исследования.Возможности урока-исследования для формирования УУД.

Слайд 12Пример целеполагания на уроке русского языка
ТЕМА УРОКА: Правописание НЕ с

существительными. 5 класс.
Цели урока (планируемые результаты обучения):
Личностные:
развитие у учащихся самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений.
Метапредметные: развитие универсальный учебных действий :
формулировать гипотезы и оценивать их верность с точки зрения полученной в ходе исследования информации;
проводить экспериментальное исследование по предложенному плану;
на основании результатов эксперимента формулировать вывод;
развивать коммуникативные навыки при организации работы в группах.
Предметные:
формирование у обучающихся представления об условиях слитного и раздельного написания НЕ с существительными.

Пример целеполагания на уроке русского языкаТЕМА УРОКА:  Правописание НЕ с существительными. 5 класс.Цели урока (планируемые результаты

Слайд 13МЕТОДИКА
Дедуктивный способ подачи информаци:
Усвоение знаний, имеющих общий и абстрактный характер, предшествует

знакомству с более частными и конкретными знаниями.
ОТ ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ
(Шерлок Холмс)
МЕТОДИКАДедуктивный способ подачи информаци:Усвоение знаний, имеющих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству с более частными и конкретными

Слайд 14МЕТОДИКА
Индуктивный способ подачи информации
Умение установить логические

связи между частностями для выведения общего положения, правила, теории.
ОТ ЧАСТНОГО К ОБЩЕМУ
(«антишерлокхолмс»)

МЕТОДИКАИндуктивный способ      подачи информацииУмение установить логические связи между частностями для выведения общего

Слайд 151 этап. Мотивация.
ИНДУКТИВНЫЙ СПОСОБ (в слабом или неподготовленном классе)
Назначение этапа:

создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса и формулирование проблемы, вызывающей необходимость поиска.

1 этап. Мотивация.ИНДУКТИВНЫЙ СПОСОБ  (в слабом или неподготовленном классе)Назначение этапа: создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса

Слайд 16Планируемые результаты на этапе мотивации.
Метапредметные: развитие у обучающихся универсальных учебных действий:
формулировать

собственное мнение и позицию;
самостоятельно определять цель своей работы.

Планируемые результаты на этапе мотивации.Метапредметные: развитие у обучающихся универсальных учебных действий:формулировать собственное мнение и позицию;самостоятельно определять цель

Слайд 17Мотивация. Индуктивный.
5 класс. Слитное и раздельное написание НЕ с

существительными
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Вы знаете это правило? Сформулируйте проблемный вопрос.
Детские варианты: Как пишется НЕ с существительными.
Проблемный вопрос: при каких условиях НЕ с существительными пишется слитно, а при каких – раздельно?
Мотивация. Индуктивный.5 класс. Слитное и раздельное написание   НЕ с существительными  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:Вы знаете это правило?

Слайд 182 этап. Исследование.
Назначение: поиск решения проблемы
Деятельность: работа с частными примерами, благодаря

чему выдвигается гипотеза.
Поработайте с примерами, сделайте морфемный и/или лексический разбор, выскажите предположение…

1 группа: Ненастье, неряха, невзгоды.
2 группа: Неправда - это ложь. Недруг – это враг.
3 группа: Не правда, а ложь; не друг, а
враг.

2 этап. Исследование.Назначение: поиск решения проблемыДеятельность: работа с частными примерами, благодаря чему выдвигается гипотеза.Поработайте с примерами, сделайте

Слайд 19Планируемые результаты на этапе «Исследование»
Личностные:
развитие самостоятельности в приобретении новых знаний

и практических умений;
Метапредметные: развитие у обучащюихся универсальных учебных действий:
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
самостоятельно оценивать и анализировать собственную деятельность с позиции полученных результатов.
Ученики получат возможность научиться:
при планировании достижения цели самостоятельно учитывать условия и средства их достижения
самостоятельно проводить исследование на основе применения эксперимента.
Предметные:
формирование умения планировать и проводить анализ фактов, на основании результатов анализа формулировать вывод;

Планируемые результаты на этапе «Исследование»Личностные: развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;Метапредметные: развитие у обучащюихся

Слайд 203 этап. Обмен информацией.
ИНДУКТИВНЫЙ
Назначение: изложение результатов исследования
Деятельность:
Внутри группы учащиеся высказывают свое

мнение, у доски докладывают, что они сделали, к
каким вывода пришли.

3 этап. Обмен информацией.ИНДУКТИВНЫЙНазначение: изложение результатов исследованияДеятельность:Внутри группы учащиеся высказывают свое мнение, у доски докладывают, что они

Слайд 213 этап. Обмен информацией.
Деятельность у доски

Не правда, а ложь
Не друг, а

враг РАЗДЕЛЬНО: есть противоп. с А

Групп с однотипными заданиями
может быть несколько!

3 этап. Обмен информацией.Деятельность у доскиНе правда, а ложьНе друг, а враг РАЗДЕЛЬНО: есть противоп. с АГрупп

Слайд 22Планируемые результаты на этапе обмена информацией
Метапредметные: развитие у обучащюихся универсальных учебных

действий:
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
Предметные:
формирование представления об условиях слитного и раздельного написания НЕ с существительными; повторение сведений о синонимах и антонимах.

Планируемые результаты на этапе обмена информациейМетапредметные: развитие у обучащюихся универсальных учебных действий:формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать

Слайд 234 этап. Организация информации
Назначение этапа: сортировка или классификация полученных в ходе

исследования материалов для обеспечения условий для связывания однородных данных и открытия новых знаний.
Деятельность: Сгруппируйте похожие условия для написания НЕ с существительными? Сколько условий мы получили?
4 этап. Организация информацииНазначение этапа: сортировка или классификация полученных в ходе исследования материалов для обеспечения условий для

Слайд 24Планируемые результаты на этапе организации и связывания информации
Личностные:
развитие самостоятельности в

приобретении новых знаний.
Метапредметные: развитие у обучающихся универсальный учебных действий:
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения, анализировать данные учебной задачи.
Предметные:
формирование представления об условиях слитного и раздельного написания НЕ с существительными, повторение сведений о синонимах и антонимах.
Планируемые результаты на этапе организации и связывания информацииЛичностные: развитие самостоятельности в приобретении новых знаний.Метапредметные: развитие у обучающихся

Слайд 255 этап. Связывание информации
Назначение этапа. Открытие и формулирование нового знания: принципа,

идеи, обобщения
Деятельность: сформулируйте правило, составьте опорную схему, подкрепите примерами.
5 этап. Связывание информацииНазначение этапа. Открытие и формулирование нового знания: принципа, идеи, обобщения Деятельность: сформулируйте правило, составьте

Слайд 26НЕ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ
Результат 5 этапа
«Связывание информации»

НЕ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИРезультат 5 этапа «Связывание информации»

Слайд 276 этап. Рефлексия.
Назначение этапа: оценивание того, в какой мере достигнуто решение

проблемы, обсуждение перспективы дальнейшей работы по проблеме. Рефлексия процесса мышления.
Деятельность: проверяем, ответили ли на проблемный вопрос, сколько условий, проговариваем условия. Оцениваем работу: интересно…, сложно… , понятно… непонятно…
6 этап. Рефлексия.Назначение этапа: оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы, обсуждение перспективы дальнейшей работы по

Слайд 28Планируемые результаты на этапе рефлексии.
Метапредметные: развитие у обучающихся универсальный учебных действий:
оценивать

верность гипотез с точки зрения полученной информации в ходе исследования;
самостоятельно оценивать и анализировать собственную деятельность с позиции полученных результатов.
Планируемые результаты  на этапе рефлексии.Метапредметные: развитие у обучающихся универсальный учебных действий:оценивать верность гипотез с точки зрения

Слайд 297 этап. Применение.
Назначение этапа: использование открытого принципа, нового знания, решения, идеи

в новых условиях, обеспечивающее подлинное понимание нового знания. Обязательно назвать задания, где эти знания применяются на ИА в 9 и 11 классах.
Деятельность: выполнение упражнений, промежуточный и итоговый контроль.

7 этап. Применение.Назначение этапа: использование открытого принципа, нового знания, решения, идеи в новых условиях, обеспечивающее подлинное понимание

Слайд 30Планируемые результаты на этапе применения.
Метапредметные: развитие у обучающихся универсальный учебных действий:
формулировать

собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения.
Предметные
Формирование умения применять знания об условиях слитного и раздельного написания НЕ с существительными, закрепление навыка определения синонимов и антонимов, расширение словарного запаса.

Планируемые результаты на этапе применения.Метапредметные: развитие у обучающихся универсальный учебных действий:формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и

Слайд 311 этап. Дедуктивный способ.
Более эффективен в сильном классе или классе с

достаточной мотивацией.

Назначение этапа: создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса и формулирование проблемы, вызывающей необходимость поиска.

1 этап. Дедуктивный способ.Более эффективен в сильном классе или классе с достаточной мотивацией.Назначение этапа: создание проблемной ситуации,

Слайд 321 этап. Дедуктивный способ.
Пример задания:
Однажды в ненастье неряха упал в лужу.

Он обвинил недругов в том, что они устроили ему эту неприятность. Но его остановили, сказав: «Это не правда, а ложь. Такое обвинение может предъявить не друг, а враг… »
Проблемная ситуация: как пишется НЕ с именами существительными?
1 этап. Дедуктивный способ.Пример задания:Однажды в ненастье неряха упал в лужу. Он обвинил недругов в том, что

Слайд 332 этап. Исследование.
Назначение этапа: поиск фактов для обоснования или опровержения гипотезы-обобщения.
Деятельность:

работа с текстом и выдвижение гипотезы-обобщения (пишется слитно, если… ; пишется раздельно, если…)

2 этап. Исследование.Назначение этапа: поиск фактов для обоснования или опровержения гипотезы-обобщения.Деятельность: работа с текстом и выдвижение гипотезы-обобщения

Слайд 343. Этап. Обмен информацией
Назначение этапа: изложение результатов исследования.
Деятельность: внутри группы

учащиеся высказывают свое мнение, докладывают, что они сделали, выбирают вывод, к которому пришли. Один представитель группы выходит к доске, чтобы изложить итоги работы группы.

3. Этап. Обмен информацией Назначение этапа: изложение результатов исследования.Деятельность: внутри группы учащиеся высказывают свое мнение, докладывают, что

Слайд 353 этап. Обмен информацией.
СЛИТНО:
Без НЕ не употр
РАЗДЕЛЬНО:
Есть союз

А

СЛИТНО
Без НЕ не употр
Если можно найти синоним с ЭТО

СЛИТНО:
1)НЕ – часть корня
2) Есть синоним без НЕ
РАЗДЕЛЬНО:
1) Есть антоним с А

Результаты работы групп на доске

3 этап. Обмен информацией.СЛИТНО:Без НЕ    не употрРАЗДЕЛЬНО:Есть союз АСЛИТНОБез НЕ   не употрЕсли

Слайд 364 этап. Организация информации
Назначение этапа: сортировка или классификация полученных материалов

для их оценки по отношению к гипотезе-обобщению и осознания обоснованности рассматриваемой гипотезы.
Деятельность: выясняем, насколько исчерпывающи выводы групп, все ли условия заметили, проанализированы. При необходимости дополняем примерами на те условия, которые вызвали затруднения.
4 этап. Организация информации Назначение этапа: сортировка или классификация полученных материалов для их оценки по отношению к

Слайд 375 этап. Связывание информации (оценивание)
Назначение этапа: формулирование заключения о доказанности или

недоказанности гипотезы на основании оцененных и систематизированных ранее данных (определение границ обоснованности гипотезы-обобщения).
Деятельность: Составление опорной схемы, таблицы.
5 этап. Связывание информации (оценивание)Назначение этапа: формулирование заключения о доказанности или недоказанности гипотезы на основании оцененных и

Слайд 386 этап. Рефлексия (подведение итогов)
Назначение этапа: оценивание малых гипотез, вытекающих из

основной гипотезы-обобщения, осмысление ее значения, уточнение, развитие. Рефлексия процесса мышления.
Деятельность: проверяем, ответили ли на проблемный вопрос, сколько условий, проговариваем условия. Оцениваем работу: интересно…, сложно… , понятно… непонятно…

6 этап. Рефлексия  (подведение итогов)Назначение этапа: оценивание малых гипотез, вытекающих из основной гипотезы-обобщения, осмысление ее значения,

Слайд 397 этап. Применение
Назначение этапа:

использование обоснованной в ходе исследования гипотезы-обобщения в новых условиях для понимания новых частных случаев.
Обязательно назвать номера заданий на ИА в 9 и 11 классах.
Деятельность: выполнение упражнений, промежуточный и итоговый контроль.
7 этап. ПрименениеНазначение этапа:        использование обоснованной в ходе исследования гипотезы-обобщения

Слайд 40Роль уроков в технологии учебного исследования

Роль уроков в технологии учебного исследования

Слайд 41Приемы и техники РКМЧП на учебном исследовании

Этап «Мотивация»
«Лови ошибку»
«Верно-неверно»
«Знаю – хочу узнать - узнал»
Приемы и техники РКМЧП на учебном исследовании       Этап «Мотивация»«Лови ошибку»«Верно-неверно»«Знаю –

Слайд 42Приемы и техники РКМЧП на учебном исследовании
Связывание информации
«Толстые и тонкие вопросы»
«Письмо

по кругу»
Приемы и техники РКМЧП на учебном исследованииСвязывание информации«Толстые и тонкие вопросы»«Письмо по кругу»

Слайд 43Приемы и техники РКМЧП на учебном исследовании
Этап «Применение»
Кластер
Синквейн
Лови ошибку
Знаю – хочу

узнать - узнал
Приемы и техники РКМЧП на учебном исследованииЭтап «Применение»КластерСинквейнЛови ошибкуЗнаю – хочу узнать - узнал

Слайд 44Идеологическая основа формирования УУД -
НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ

Идеологическая основа формирования УУД -НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ

Слайд 45Приемы формирования личностных УУД
участие в проектах;
подведение итогов урока;
творческие задания;


зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки, текста;
словесное рисование;
самооценка события, происшествия;
портфолио: формулировка целей;

Приемы формирования личностных УУДучастие в проектах;подведение итогов урока;творческие задания;   зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки, текста;словесное

Слайд 46Приемы формирования познавательных УУД
«найди отличия» (можно задать их количество) – требуется

при выполнении тестовых заданий;
«на что похоже?»;
поиск лишнего (все задания части А ОГЭ по русскому языку);
Упорядочивание (выстраивание предложений в текст).

Приемы формирования познавательных УУД«найди отличия» (можно задать их количество) – требуется при выполнении тестовых заданий;«на что похоже?»;поиск

Слайд 47Приемы формирования познавательных УУД
«цепочки»
«хитроумные решения»;
составление схем-опор;

работа с разного вида таблицами;
составление и распознавание схем;
работа со словарями;

Приемы формирования познавательных УУД «цепочки» «хитроумные решения»;  составление схем-опор;  работа с разного вида таблицами;

Слайд 48Коммуникативные УУД
Планирование сотрудничества, определение его цели и распределение ролей.
Постановка вопросов при

сборе информации.
Разрешение конфликтов.
Четкое формулирование мыслей, владение всеми формами речи.
Аргументация выбора.
Владение вербальными и невербальными способами поддержки общения.
Работа в группах.



Коммуникативные УУДПланирование сотрудничества, определение его цели и распределение ролей.Постановка вопросов при сборе информации.Разрешение конфликтов.Четкое формулирование мыслей, владение

Слайд 49Приемы формирования коммуникативных УУД
составь задание партнеру;
отзыв на работу товарища;
групповая работа по

составлению кроссворда;
«отгадай, о ком говорим;
диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
«подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.

Приемы формирования коммуникативных УУДсоставь задание партнеру;отзыв на работу товарища;групповая работа по составлению кроссворда;«отгадай, о ком говорим;диалоговое слушание

Слайд 50Приемы формирования регулятивных УУД
«преднамеренные ошибки»;
поиск информации в предложенных источниках;
взаимоконтроль;
«ищу ошибки»
самооценка
КОНОП (контрольный

опрос на определенную проблему).
 

Приемы формирования регулятивных УУД«преднамеренные ошибки»;поиск информации в предложенных источниках;взаимоконтроль;«ищу ошибки»самооценкаКОНОП (контрольный опрос на определенную проблему). 

Слайд 51УДАЧИ В РАБОТЕ

УДАЧИ В РАБОТЕ

Слайд 52Приходите: Коммунистическая 3,

кабинет 35
Звоните: 3-37-10; 5-98-19

Чертовикова Марина Анатольевна
МАОУ ПГО «СОШ№13 с УИОП»

Приходите: Коммунистическая 3,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть