Презентация, доклад на тему Мастер - класс на тему Проблемно-диалогический урок (презентация)

Содержание

Немного теории Из каких этапов состоит проблемно-диалогический урок?2) Выдвижение версий.1) Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками.3) Актуализация имеющихся знаний.5) Поиск решения проблемы – открытие нового знания.6) Выражение решения проблемы и применение

Слайд 1Что нужно знать при подготовке проблемно-диалогического урока по любому предмету

Что нужно знать  при подготовке  проблемно-диалогического урока по любому предмету

Слайд 2Немного теории Из каких этапов состоит проблемно-диалогический урок?
2) Выдвижение версий.
1)

Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками.

3) Актуализация имеющихся знаний.

5) Поиск решения проблемы – открытие нового знания.

6) Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.

4) Составление плана решения проблемы.

Немного теории   Из каких этапов состоит проблемно-диалогический урок?2) Выдвижение версий.1) Создание проблемной ситуации учителем и

Слайд 3Немного теории: проблемная ситуация
понятия
Типы нового знания, которые дети могут

открыть сами

Приемы создания проблемной ситуации

закономерности

правила, алгоритмы

Предъявить ученикам два противоречащих друг друга факта, мнения, две теории и т.д.!
(Приемы 1– 3 по Мельниковой)

Дать задание, порождающее затруднение (несходное с предыдущим, на новый материал и др.)
(Приемы 4 – 6 по Мельниковой)

чаще История, Биология, География

чаще Русский язык. Математика

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА: МЕТОДЫ, ФОРМЫ, СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Е.Л.Мельникова

Немного теории: проблемная ситуация понятия Типы нового знания, которые дети могут открыть сами Приемы создания проблемной ситуации

Слайд 4В классе было дано задание: вставить окончания у глаголов смотр…т и

хлопоч…т. С каким из приведенных ниже рассуждений ты согласен? Выскажи своё мнение.

1-й ученик
1)Поставлю глагол в инфинитив и посмотрю, на что оканчивается слово: смотр…т – смотреть хлопоч..т – хлопотать
2) Я знаю, что ко 2-му спряжению относятся все глаголы на –ить, кроме брить, стелить, а данные глаголы на - еть и – ать, значит, эти глаголы 1-го спряжения.
3) Итак, инфинитивы смотреть, хлопотать 1-го спряжения, значит, ставлю Е: смотрет, хлопочет

2-ой ученик:
1)Ставлю глагол в инфинитив и смотрю, на что оканчивается слово:
смотр…т – смотреть хлопоч..т – хлопотать
2) Я знаю, что ко 2-му спряжению относятся все глаголы на –ить, кроме брить, стелить и 11 глаголов - исключения из 1-го спряжения (7-на еть и 4 на ать)
3)Глагол смотреть оканчивается на еть, значит смотрю , входит ли он в глаголы – исключения. Да, входит. Значит, это гл. 2спр.
4) Вставляю букву в окончание:
смотрит – второе спряжение,
пишу и
хлопочет – первое спряжение, пишу е

Пример проблемной ситуации (задание с затруднением)

В классе было дано задание: вставить окончания у глаголов  смотр…т и хлопоч…т.  С каким из

Слайд 6Определите спряжение глаголов, вставьте пропущенные буквы.
Ход…м - ходить (II)
Обид…м


Пол…м –
Се…м -
Лет…м –
Ответ…шь -
Высп…тся –
Выль…шь -

Возникает затруднение. Налицо проблемная ситуация.

Определяем проблему урока

Определите спряжение глаголов, вставьте пропущенные буквы.Ход…м   - ходить (II)Обид…м – Пол…м  –Се…м

Слайд 7Методы постановки учебной проблемы

Побуждающий диалог
Вопросы учителя, побужда-
ющие

детей высказывать различные версии решения проблемы

Подводящий диалог
Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правилно-
му ответу, запланирован=
ному учителем




Сообщение темы с мотивирующим приёмом
«Яркое пятно»
«Актуальность»


Немного теории

Методы постановки учебной проблемы  Побуждающий диалог Вопросы учителя, побужда-ющие детей высказывать различные версии решения проблемыПодводящий диалогЦепочка

Слайд 8 Приёмы создания проблемной ситуации 1.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или заданием

Тема: «Сложносокращенные слова»
Побуждающий диалог:
У:Что у вас получилось?
- «ТЮЗ показал новый спектакль.»
- «ТЮЗ показала новый спектакль.» »
- «ТЮЗ показало новый спектакль »
У: Сколько было заданий?
- Одно.
- Сколько же в нашем классе мнений?
- Три.
Школьники удивлены - получилось
несколько вариантов ответа. Возникла
проблемная ситуация.
У: Сформулируйте учебную проблему урока


Согласуй слова?
ТЮЗ показал…
новый спектакль

Приёмы создания проблемной ситуации 1.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или заданием

Слайд 9Приёмы создания проблемной ситуации Урок по теме «Разносклоняемые имена существительные».


Снегопад, зима,

имя, звезда, ель, племя, окно, снеговик, сосулька.



- Это сущ. 2 скл.,они среднего рода.
- Нет, это существительные 1 склонения, у них окончание – я- .
Возникает противоречие. Налицо проблемная ситуация.
У: Сформулируйте учебную проблему урока

Учитель ведет побуждающий диалог
- Прочитайте имена сущ. Запишите их группами.

У: - Что вызвало затруднение?
- Слова имя и племя.

Приёмы создания проблемной ситуации  Урок по теме «Разносклоняемые имена существительные».Снегопад, зима, имя, звезда, ель, племя, окно,

Слайд 10Озвучьте модели и сравните их.
Слова каких частей речи можно отнести к

1-ой модели? А ко 2-ой?

Как вы думаете, о какой части речи сегодня мы будем говорить? Почему?
Сформулируйте тему урока и запишите её в тетради.

Озвучьте модели и сравните их.Слова каких частей речи можно отнести к 1-ой модели?   А ко

Слайд 11Дополните текст необходимой информацией.
Наречия не имеют … , …, …, не

…, не … .
Поэтому у наречия нет и не может быть окончания.

Наречия не имеют рода, числа, падежа, не склоняются, не спрягаются. Поэтому у наречия нет и не может быть окончания.

Проверьте себя

Дополните текст необходимой информацией.Наречия не имеют … , …, …, не …, не … .Поэтому у наречия

Слайд 12 Формулируем основной вопрос урока

Из данных примеров выпишите слова, которые

не имеют окончания.

Завтра, море, лисий, мягкий, налево, пять, говорил, рисуя, такси, выше.


Взаимопроверка.

Формулируем основной вопрос урока Из данных примеров выпишите слова, которые не имеют окончания. Завтра, море, лисий,

Слайд 13 Какие слова являются наречием?

Все ли слова,

которые не имеют окончания, относятся к наречиям?

Завтра, налево, рисуя, такси, выше.



Сформулируйте основной вопрос урока.

Что помогает определить, какой частью речи является слово?

Какие  слова  являются наречием? Все ли слова, которые не имеют окончания, относятся к наречиям?Завтра,

Слайд 14Урок открытия нового знания Подводящий диалог
Каким словарем вы воспользуетесь, если нужно:
-

уточнить, как пишется слово;
- выяснить, как произносится слово;
- узнать значение иноязычного слова;
- определить, многозначным или однозначным является слово;
- выяснить происхождение слова;
- перевести с древнерусского языка фрагмент «Слова о полку Игореве».
Урок открытия  нового знания  Подводящий диалогКаким словарем вы воспользуетесь, если нужно:- уточнить, как пишется слово;-

Слайд 15Виды словарей
Проверьте себя
- уточнить, как пишется слово;
- выяснить, как произносится слово;
-

узнать значение иноязычного слова;
- определить, многозначным или однозначным является слово;
- выяснить происхождение слова;
- перевести с древнерусского языка фрагмент «Слова о полку Игореве».

Лингвистические словари
орфографический
орфоэпический

иностранных слов

толковый

этимологический

исторический

?

Виды словарейПроверьте себя- уточнить, как пишется слово;- выяснить, как произносится слово;- узнать значение иноязычного слова;- определить, многозначным

Слайд 16

банты
по средам
украинский
языковой
щавельный
книгопродавец
творог
Сформулируйте задание


?

бантыпо средамукраинский языковойщавельныйкнигопродавецтворог Сформулируйте задание?

Слайд 17« Петя! Петушок! Петрушка!» –позвала мама.
Кого позвала мама?

« Петя! Петушок! Петрушка!» –позвала мама. Кого позвала мама?

Слайд 18– Петя! Петушок! Петрушка!»– позвала мама.  «Это меня, что ли?» – подумал

чёрный драчливый Петух и на всякий случай распушил хвост.  «Это не меня ли?» – подумала рыбка Петух в аквариуме и заиграла всеми цветами радуги.  «Может быть, это меня?» – подумала Петрушка на грядке и зазеленела ещё ярче от радости.
« Неужели вспомнили обо мне?» – подумал тряпичный Петрушка на чердаке. – Иду, мама! – откликнулся весёлый мальчик Петя.  Странные эти мамы, их разве поймёшь? Почему она так любит этого Петю, что в нём особенного? Два глаза, два уха да веснушки на носу! 
– Петя! Петушок! Петрушка!»– позвала мама.  «Это меня, что ли?» – подумал чёрный драчливый Петух и на

Слайд 19Разберите слова по составу:
вазочка
яблочко

белочка
бабочка


Проверьте, обменявшись тетрадями


Одинаково ли разобрали слова?


Каким словарём воспользуемся.

Разберите слова по составу:   вазочка   яблочко   белочка   бабочка

Слайд 20Можно ли сказать, что слова, выполняющие в предложении роль определения, соединены

связью согласования?

Прием «яркое пятно»

Согласованные и несогласованные определения

Можно ли сказать, что слова, выполняющие в предложении роль определения, соединены связью согласования?Прием «яркое пятно»Согласованные и несогласованные

Слайд 21Все виды связи (согласование, управление, примыкание)
возникают между главным и зависимым

компонентами словосочетания. Вероятно, возможна аналогия: госпожа (главное слово) – служанка (зависимое). Одежда служанки должна отражать отличие одного вида связи от другого. Как будет одета служанка?


Все виды связи (согласование, управление, примыкание) возникают между главным и зависимым компонентами словосочетания. Вероятно, возможна аналогия: госпожа

Слайд 22Сколько «портретов» имеет слово?
1) фонетический
2) орфографический
3) морфемный
4) словообразовательный
5) лексический
6) Морфологический

Синтаксический?



Сколько «портретов» имеет слово?1) фонетический2) орфографический3) морфемный4) словообразовательный5) лексический6) МорфологическийСинтаксический?

Слайд 23Возможна ли данная аналогия?
Согласование похоже на игру «Делай, как я! »

Имя существительное выступает в роли ведущего, а зависимое слово старается быть похожим на ведущего , копируя его «движения».
Возможна ли данная аналогия?Согласование похоже на игру «Делай, как я! » Имя существительное выступает в роли ведущего,

Слайд 241)Согласование похоже на игру «Делай, как я!».
(2)Имя существительное в этой

игре выступает в роли ведущего, а стоящее перед ним зависимое слово старается быть похожим на ведущего, копируя его «движения».
(З)Вот имя существительное приняло исходную стойку, то есть начальную форму (падеж — ..., число — единственное; ну а род у него неизменен).
(4)Такую же «позицию» занимает зависимое слово, образуются словосочетания типа наша страна, первый учитель, глубокий снег, вспаханное поле. 
(5)3атем главное слово (ведущий) начинает изменяться по падежам, по числам — и сразу же уподобляется ему подчинённое слово.

(И. И. Постникова и др. Это непростое простое предложение)

1)Согласование похоже на игру «Делай, как я!». (2)Имя существительное в этой игре выступает в роли ведущего, а

Слайд 25Урок открытия нового знания Работа в группах (побуждающий диалог)
1. Выдача

задания на группу и обсуждение в группах.
2. Вынесение результатов обсуждения всему классу.
3. Краткая запись в тетрадях и на доске (слайде) кратких выводов.
4. Общие выводы. Формулировка правила учениками.
Урок открытия нового знания Работа в группах  (побуждающий диалог) 1. Выдача задания на группу и обсуждение

Слайд 26Задания для групп к уроку по теме «Обособленные определения»
1. Листья пожелтевшие

по ветру летят. – Листья, пожелтевшие от осенних холодов, по ветру летят.
2. На небе показался месяц ясный. – Красный месяц, ясный и полный, показался из-за горизонта.
3. Отяжелевшая от росы трава блестит серебряными нитями. – Отяжелевшая от росы, блестит серебряными нитями трава. – Трава блестит, отяжелевшая от росы, серебряными нитями.
Задания для групп к уроку  по теме  «Обособленные определения»1. Листья пожелтевшие по ветру летят. –

Слайд 27План работы по группам
1. Найти обособленный член, указать его вид (какой

это второстепенный член).
2. Определить, какой частью речи (опорной) выражен обособленный член.
3. Указать, к слову какой части речи относится и где находится.
4. На основе сопоставления с 1 примером предложить версию обособления.
5. Составить связный ответ, в каких случаях есть обособление, а в каких – нет.
6. Построить графическую схему предложения.
План работы по группам1. Найти обособленный член, указать его вид (какой это второстепенный член).2. Определить, какой частью

Слайд 28Выводы об условиях обособления
Например,
Обособляется : согласованное определение, выражено причастием

с зависимыми словами, распространенное, относится к существительному, находится после существительного.
Ср. Не обособляется: согласованное определение, выражено причастием, нераспространенное, стоит после имени существительного.
Сопоставление выводов учеников с формулировкой учебника.

Выводы об условиях обособленияНапример,  Обособляется : согласованное определение, выражено причастием с зависимыми словами, распространенное, относится к

Слайд 29Назовите «лишнее» слово в ряду и объясните, почему оно «лишнее».
Как называются

подобные корни?

Определяем проблему урока

Растение, заросли, выращенный, расти, растаять, отросток, водоросли, рост.

Запишите однокоренные слова. Поставьте ударение. Что «необычного» в корнях этих слов?

Растение, заросли, выращенный, расти, отросток,
водоросли, рост.

Можно ли слова рост, отросток считать проверочными для остальных? Почему?

Сформулируйте проблемный вопрос

В каких случаях в корне с чередованием
пишется буква а, в каких - о?

3.Подводящий к проблеме диалог

Назовите «лишнее» слово в ряду и объясните, почему оно «лишнее».Как называются подобные корни?Определяем проблему урокаРастение, заросли, выращенный,

Слайд 30• Проанализируйте корни слов в каждой колонке. • Найдите закономерность в

написании букв а – о в корне.
Сформулируйте правило.

Решаем проблему, открываем новые знания

Прочитайте слова группами.

Обсудите и выполните в парах.

растение
вырасти
подрастают

сращение
выращенный
отращу

растение
вырасти
подрастают

сращение
выращенный
отращу

вырос
заросли
разрослась

вырос
заросли
разрослась

• Проанализируйте корни слов в каждой колонке.  • Найдите закономерность в написании букв а – о

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть